Виды детской инвалидности

Содержание

Ребенок инвалид — определение, категории и группы

Инвалидность – это состояние организма, при котором в результате ограничений жизнедеятельности в следствии физических и психических патологий человек не способен выполнять различного рода деятельность.

Это понятие имеет не только медицинский, но и юридический аспект. Потому что инвалиды нуждаются как в клинической, так и в социальной реабилитации. Они не должны ущемляться в своих правах, особенно, если речь идет о детях.

В бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) проводят освидетельствование для определения группы инвалидности, категории «Ребенок-инвалид», устанавливают какие группы заболеваний приводят к расстройствам здоровья.

Понятия «Ребенок-инвалид»

К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии.


Впервые понятие детская инвалидность возникло в стране в 1979 году при проведении Международного года ребенка. В тот же период вышел регламентирующий документ Минздрава о порядке выдачи заключения на ребенка-инвалида и назначении ему органами соцзащиты пенсии.

Родителям и опекунам необходимо знать: до скольки лет дети находятся в данном статусе. Назначаться инвалидность может с рождения и до 17 лет включительно. В момент совершеннолетия категория автоматически снимается. И если того требует состояние здоровья, то гражданин проходит освидетельствование для установления инвалидности с детства и соответствующей группы.

Определение происходит в территориальных бюро МСЭ. Несовершеннолетний после выставления диагноза и заключения врачебной комиссии направляется из медицинского учреждения, где наблюдается или устанавливается болезнь.

Виды инвалидности у несовершеннолетних граждан

Различается в зависимости от ограничений жизнедеятельности, расстройств функций и вида заболевания.

Распределяется по ограничению функций в категориях жизнедеятельности:

  1. Способность двигаться;
  2. Самоконтроль;
  3. Уход за собой;
  4. Ориентация;
  5. Контактирование с незнакомыми и окружающими;
  6. Обучение;
  7. Трудовая деятельность в будущем.

Выделяется три степени ограничений: легкая, средняя, выраженная. Степень оценивается относительно нормальных функций, которые соответствуют конкретному возрасту. При определенном диагнозе регистрируется одно или сразу несколько ограничений.

«Ребенок 3 лет, страдающий психическим заболеванием – аутизмом. Нет контроля поведения, ориентации в пространстве и времени, контакта с людьми, не обучаем и в будущем не способен к труду».

Инвалидность распределяется по виду расстройств функций организма. Они встречаются в:

  1. Психической сфере;
  2. Речи;
  3. Слухе, зрение, обоняние;
  4. Движение;
  5. Работы внутренних органов: сердца, сосудов, кишечника, печени, почек, желудка.
  6. Связанные с физическими уродствами.

По выраженности нарушений устанавливают одну из четырех степеней, которая выражается в процентах. При одном заболевание идет нарушение определенной функции или нескольких.

«Ребенок с диагнозом «Сахарный диабет с сосудистыми осложнениями глаз». Регистрируются нарушения работы 2 сфер: внутренних органов (поджелудочной железы) и зрения».

Распределяют инвалидность по классам болезней, которые обуславливают нарушения в организме. Чаще всего инвалидность у детей устанавливается по причине психических расстройств, в том числе умственной отсталости и аутизма.


Играют большую роль в назначении инвалидности врожденные и генетические патологии у новорождённых. Наибольшее число случаев принадлежит аномалиям сердца, сосудов, головного мозга, внутренних органов.

Тяжелое течение болезней опорного аппарата, органов эндокринной системы, легких, бронхов также способствуют выходу на инвалидность.

Инвалиды и дети-инвалиды – в чем разница?

Между инвалидностью у взрослых и детей существуют принципиальные отличая:

  1. Возраст определяет категорию инвалидности. У взрослых устанавливается с 18 лет и старше, у совершеннолетних – с рождения до 17 лет включительно.
  2. Распределение инвалидности по группам только у взрослых. Ребенку присваивается лишь категория «Ребенок-инвалид» без дополнительного определения группы.

Критериями установления данного статуса в РФ является нарушение функций организма со второй по четвертую степень, с ограничениями в любой из сфер жизнедеятельности.

«Мальчик 10 лет с диагнозом «Бронхиальная астма», редкие приступы болезни не более 1 раза в полугодие, легкое течение, не выраженная дыхательная недостаточность. На освидетельствование в МСЭ определяется 1-я степень нарушений равная 20%. При данных расстройствах дыхания ребенку инвалидность не положена».

Другой пример:

«Девочка 4 лет с врожденной патологией – расщелина твердого неба. Наблюдается отставание в физическом развитии, нарушение речи. На МСЭ устанавливается 2-я степень расстройств равная 40%, присваивается статус «Ребенок- инвалид».

Родителям необходимо знать: до какого возраста ребенок-инвалид может находиться в данной категории. Назначается инвалидность на любой период, вплоть до достижения совершеннолетия. С 18 лет статус снимается автоматически и определяется инвалидность с детства.

Структура причин инвалидности у несовершеннолетних

Среди причин инвалидности у детей в Российской Федерации наибольший удельный вес принадлежит:

  1. Психическим заболеваниям, включая умственную отсталость. Они составляют практически 30% от всех причин. На долю умственной отсталости приходится 47,0% среди всех психических расстройств.
  2. Не втором месте располагаются врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, в том числе сердца, сосудов, головного, спинного мозга. Доля этих заболеваний составляет 24,0%.
  3. На третьем – патология органов эндокринной системы с удельным весом 10,0%.
  4. На четвертом – неврологические болезни (8,5%), среди которых наибольший вес имеет церебральный паралич (47,0%).
  5. Пятое место занимают болезни опорно-двигательного аппарата (5,0%).

Удостоверение ребенка-инвалида

В территориальном бюро МСЭ выдается заключение с указанием статуса, заболевания, ограничений жизнедеятельности.

При установлении данной категории родитель или законный опекун получает удостоверение, наличие которого позволяет иметь определенные льготы несовершеннолетнему и его семье.

Ребенку в России гарантируется получение:

  1. Бесплатного медицинского обслуживания;
  2. Реабилитации;
  3. Санаторно-курортного лечения 1 раз в год;
  4. Льготного лекарственного обеспечения;
  5. Бесплатного дошкольного, школьного, среднего профессионального образования, за счет квот обучение на бюджетном отделении высшего учебного заведения. Если ребенок по состоянию здоровья не может обучаться в общеобразовательной школе, то ему предоставляется право получать знания в коррекционных классах или школе, на дому;
  6. Выплат: ежемесячная компенсация, социальная пенсия;

Льготы семье:

  1. Одному из работающих родителей работодатель обязан предоставить 4 оплачиваемых дня в месяц;
  2. По оплате коммунальных услуг;
  3. На проезд в транспорте;
  4. Один из родителей в трудоспособном возрасте, обеспечивающий уход за ребенком, получает ежемесячную выплату.

Инвалиды, в том числе несовершеннолетние – самая уязвимая группа населения. Им необходима медицинская, социальная помощь и соблюдение прав и гарантий со стороны государства.

Группы и категории детской инвалидности

Детская инвалидность – распространенная проблема в медицине. Государство разработало программу по социальному обеспечению, получению пенсий, льгот для таких пациентов. Это позволяет родителям ребенка обеспечивать его, проводить бесплатное медикаментозное лечение, реабилитацию.

Инвалиды и дети инвалиды – в чем разница

К категории ребенок-инвалид относятся пациенты несовершеннолетнего возраста с заболеваниями, из-за которых не могут самостоятельно себя обслуживать, передвигаться, обучаться и выполнять другие функции.

Когда они достигают совершеннолетия, проходят медицинскую комиссию. Если есть показания, дают группу. Инвалиды детства после 18 лет получают особенный статус. Пациентам положена пенсия, медицинское обслуживание, помощь социального работника.

Группы и категории инвалидности у ребенка

Несовершеннолетний пациент получает категорию инвалидности при наличии заболеваний:

  • психоэмоциональные патологии;
  • заболевания органов чувств, приводящее к снижению или отсутствию функции;
  • физические уродства;
  • нарушение речи;
  • сниженная или полностью отсутствующая функция передвижения;
  • серьезные заболевания внутренних органов;
  • патологии кожных покровов.

Для пациента определяют группу инвалидности.

  1. Первая группа. У ребенка серьезные нарушения формирования и развития внутренних органов. Пациент не может существовать без ежедневной помощи. К первой группе также относятся лежачие и серьезно больные дети-инвалиды.
  2. Вторая группа – ребенок способен выполнить минимальные действия по самообслуживанию без присутствия опекуна при наличии медицинской техники.
  3. Третья группа. Дети имеют ограничения из-за наличия заболевания. Они могут восстановить трудоспособность.

Подтверждает наличие заболевания и степень прогрессирования лечащий врач.

Порядок присвоения детской инвалидности

Категорию инвалида получает не каждый ребенок с серьезным заболеванием. Для этого необходимо получить направление на медицинскую экспертизу, полностью пройти ее. Только при подтверждении статуса заболевания ребенок сможет получать льготы, присвоят группу.

Кто дает направление на МСЭ

Если у ребенка существует заболевание с самого рождения или оно проявилось до 18 лет, он должен стоять на учете в муниципальном медицинском учреждении. Терапию проходят у лечащего врача. Именно он назначает медикаментозное, физиотерапевтическое, хирургическое лечение.

Если все этапы терапии пройдены, но улучшений заболевания нет, лечащий врач дает направление на медицинскую экспертизу, а также рассказывает, какие документы родителям необходимо взять с собой для получения статуса ребенок-инвалид.

Прохождение МСЭ

Пациенту, страдающему заболеванием, приводящему к инвалидности, необходимо пройти ряд медицинских обследований для подтверждения диагноза. К ним относятся лабораторные анализы, инструментальные исследования. Установление группы инвалидности с детства осуществляют независимые врачи и медицинская экспертиза.

Категорию ребенок-инвалид устанавливают медицинской комиссией в следующих случаях:

  • подтверждение основного диагноза, прописанного лечащим врачом;
  • отсутствие результата применяемой терапии;
  • прогрессирование патологии без наличия положительного прогноза;
  • после проведенной операции состояние пациента ухудшилось или не улучшилось;
  • ребенок самостоятельно не может обслуживать себя, для этого необходима периодическая или постоянная помощь окружающих людей;
  • пациенту и родителям необходима социальная защита от государства.

Чтобы подтвердить предыдущее прохождение лечения, родителям или опекунам следует взять с собой все выписки и справки, снимки, данные лабораторных анализов. Их могут сравнить с последними результатами исследований для установления группы инвалидности.

Оформление акта проверки

Акт проверки – медицинские документы, состоящие из данных, полученных на медицинской комиссии. Он включает в себя следующие части:

  • титульная – содержит данные о пациенте, его имя, дата рождения, место жительства;
  • общий раздел – дата подачи заявления и вынесения решения, диагноз;
  • в последнем разделе пишут все о заболевании, собранные медицинские справки и данные обследования;
  • под актом ставят подписи члены медицинской комиссии, печать.

Это документ, по которому пациент получает пенсии, льготы и другие виды социального обеспечения.

Установление инвалидности

После вынесения заключения с документом обращаются в Пенсионный фонд, Органы социальной защиты населения. Полученные данные заносятся в дело ребенка. После этого назначают льготы, пенсии, направление на медицинское лечение и бесплатные препараты.

Так как ребенок считается несовершеннолетним, закон государства о детях инвалидах позволяет получить временную группу до достижения 18 лет. После завершения срока следует повторно пройти комиссию для пересмотра дела.

Помощь детям-инвалидам

Некоторые родители не знают про категорию ребенка-инвалида, они узнают, какая это группа. В Отделении социального обеспечения и защиты населения рассказывают о предоставляемых льготах и пособиях:

  • ежемесячное получение пенсии;
  • бесплатное медикаментозное лечение, прохождение исследований, реабилитация, хирургические вмешательства;
  • путевки в санатории;
  • бесплатный проезд в общественном транспорте для пациента, его родственников и социального работника, который его сопровождает;
  • льготная учеба;
  • скидки на предоставление жилья и жилищно-коммунальные услуги.

Размер пенсии зависит от города проживания, так как в некоторых сумма увеличена.

Продление инвалидности

Если ребенку-инвалиду исполнилось 18 лет, родители узнают, что делать дальше. В этом возрасте необходимо повторно пройти медицинское освидетельствование, чтобы подтвердить свой диагноз или ухудшение самочувствия пациента.

Заново собирают справки, выписки. Проходят осмотр у врачей. Если диагноз будет подтвержден повторно, ребенку ставят группу. При ее наличии будут назначаться льготы, выплачиваться пособия, пенсии.

Снятие с инвалидности

Ребенок инвалид может быть снят с группы после 18 лет в следующих случаях:

  • улучшение состояния больного при прохождении медикаментозного лечения или хирургического вмешательства;
  • наличие тенденции к выздоровлению, улучшения самочувствия, благоприятного прогноза;
  • нежелание совершеннолетнего больного или его родителей далее проходить лечение или повторное МСЭ.

У пациента забирают группу инвалидности, он снимается с учета.

При наличии ребенка с серьезными заболеваниями, которые не поддаются лечению, родители или опекуны могут подать документы на получение детской инвалидности. Это облегчает жизнь, позволяет улучшить финансовое положение. Будет оказана медицинская помощь и реабилитация для восстановления здоровья.

Детская инвалидность

Детская инвалидность

Одним из острых вопросов современного общества является проблема инвалидности с учетом ее медицинского, социального, нравственного и экономического значения. В России, как и во всем мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов. В начале нового тысячелетия проблема детской инвалидности в России приобретает поистине общенациональный характер.

В современном мире сохраняется неуклонный рост детской инвалидности, которая отражает крайний вариант нездоровья детей и подростков. Накопление «бремени» тяжелых нарушений здоровья у детей обуславливает комплекс серьезных социальных, экономических и морально-психологических проблем как для самого ребенка-инвалида и его семьи, требуя привлечения дополнительных средств государства, снижая качество жизни населения и темпы развития страны в целом и отдельных регионов в частности. Поступательное социально-экономическое развитие России не возможно без сохранения существующих и формирования будущих полноценных трудовых ресурсов. Проблемы народонаселения, определяющие перспективы развития многих территорий РФ тесно связаны с проблемой высоких показателей заболеваемости и инвалидности в детском возрасте, с необходимостью развития и укрепления службы охраны здоровья матери и ребенка.

Распространение и причины инвалидности детей. Исследование распространенности инвалидности в различных странах мира показало, что в Китае 4,9% детей имеют ограниченные возможности вследствие заболеваний, в Великобритании — 2,6%. В Саудовской Аравии дети-инвалиды составляют в среднем 6,3% всей популяции при вариации по регионам показателя в пределах 4,3-9,9%. В США 12,8% детей (9,4 млн) являются «детьми со специальными потребностями в медицинском обслуживании», на отдельных территориях, где проживают бедные семьи и афроамериканцы этот показатель возрастает до 23,5%.

В Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5-2,5 до 4,5% детского населения. Распространенность детской инвалидности в нашей стране с момента ее регистрации с 1980 по 2009 г. увеличилась почти в 12 раз. Уже в 2004 г. уровень детской инвалидности в России составил 200,8 на 10 тыс. детей 0-17 лет. В настоящее время абсолютное число детей с ограниченными возможностями превысило полумиллионную отметку. По оценке МинЗдравСоцРазвития РФ, в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост этого показателя на фоне снижения численности населения, показателей его здоровья, неблагополучной социальной ситуации в большинстве российских семей. В структуре инвалидности с учетом возраста преобладают подростки. Во всех возрастных группах детей-инвалидов лидируют мальчики (58%), уровень инвалидности среди них выше, чем среди девочек в 1,2-1,7 раза.

К причинам упомянутого роста следует также отнести введение в 1995 году в российскую педиатрическую экспертную практику Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, значительно расширившей показания к установлению статуса «ребенок-инвалид». Поэтому с 1996 г. наблюдался резкий подъем уровня детской инвалидности в РФ, который в дальнейшем после некоторой стабилизации вновь начал расти по причине действия неблагоприятных закономерностей в состоянии здоровья детского населения. Подобная ситуация также наблюдалась в других странах-членах ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ранее перешедших на вышеуказанную классификацию.

В России создана автоматизированная информационно-аналитическая система «Регистр детей-инвалидов». Кроме того, обязательным является регионально ориентированный анализ факторов, влияющих на состояние проблемы. Следует отметить, что важное значение имеет своевременная диагностика инвалидности. Предполагают, что неучтенными остаются дети с легкими, не столь очевидными формами нарушений и ограничений жизнедеятельности. Некоторые исследователи подчеркивают недостаточное выявление детей с ограниченными возможностями специалистами первичного звена. Кроме того, инвалидность не оформляется детям, воспитывающимся в домашних условиях, не попадающим в поле зрения медицинских работников. И.А. Камаев приводит сведения, что на умственно отсталых детей, находившихся в домах-интернатах РФ, не оформлялись пенсии и пособия, поэтому сведения о них в базах данных отсутствовали. С учетом этих детей уровень инвалидности может быть ещё выше. В отдельных случаях отмечались нежелание родителей по психологическим мотивам признать своего ребенка инвалидом или незнание ими регламентируемых государством прав и льгот. У многих детей инвалидность регистрируется неоправданно поздно. По данным Национального НИИ общественного здоровья РАМН, детям до 1 года инвалидность не оформляется в 100% случаев, в 1-2 года — в 58%, в 3-6 лет — в 31%, в 7-14 лет — в 24%; в целом от 0 до 14 лет — в 39,9% случаев.

Анализ результатов исследований по данной проблеме последних лет показывает, что структура инвалидности детей от 0 до 17 лет по нозологическим формам достаточно стабильная. Ведущие ранговые места занимают болезни нервной системы, психические расстройства (более 70% — умственная отсталость) и врожденные аномалии развития. Эти 3 класса занимают в структуре инвалидности 62-69,5%. Указанные причины лидируют и по мнению зарубежных авторов. Группа инфекционных и соматических болезней в целом составляет, по различным данным, 21,5-34,5%. В последние годы отмечена возросшая роль болезней эндокринной системы (в половине случаев — за счет сахарного диабета), злокачественных новообразований, особенно у подростков.

Среди заболеваний нервной системы главной причиной детской инвалидности является детский церебральный паралич, распространенность которого составляет 2-2,5 случая на 1000 детей. В клинической структуре этого заболевания превалируют спастическая дисплегия (44-68%), гемипаретическая форма (14-30%), затем следуют гиперкинетическая и атонически-астатическая формы; на третьем месте стоит двойная гемиплегия (18%). В зарубежных исследованиях широко обсуждаются причинно-следственные связи уровня детской инвалидности и аутизма. Уровень этого заболевания, по сведениям разных авторов, колеблется от 2,16 до 5.0 на 1000 детей всех возрастов. А.А. Баранов и соавторы указывают на то, что за последнее десятилетие в общей структуре детской инвалидности возрос удельный вес врожденных аномалий и психических расстройств, а параллельно снизилась доля заболеваний нервной системы.

В зависимости от возраста в структуре инвалидности по обусловившим ее заболеваниям 1-е место занимает разные классы болезней. Так, у детей 0-4 лет лидируют врожденные аномалии развития. Затем следуют болезни нервной системы и психические расстройства, болезни костно-мышечной и эндокринной систем, причем в этом возрасте структура инвалидности у мальчиков и девочек аналогична.

Среди детей 5-9 лет причиной инвалидности чаще являются болезни нервной системы, психические расстройства (за счет умственной отсталости), а также — аномалии развития и болезни глаз. На 5-м месте у мальчиков стоят болезни уха, у девочек — заболевания органов дыхания.
У подростков 10-14 и 15-17 лет превалируют психические расстройства, в том числе умственная отсталость, возрастает роль психозов. На 2-м и 3-м месте — болезни нервной системы и врожденные аномалии развития соответственно. Последующие места занимают болезни глаза и эндокринной системы.

Структура главных нарушений в состоянии здоровья соответствует структуре заболеваний приводящих к инвалидности, так как нарушения, согласно концепции последствий болезни ВОЗ, служат закономерными проявлениями патологических состояний. По сведениям большинства исследователей занимающихся проблемами детской инвалидности у детей от 0 до 17 лет чаще регистрируются висцеральные и метаболические нарушения и расстройства питания, двигательные и умственные нарушения. Они в основном определяют детскую инвалидность по качественному и количественному составу среди представителей того и другого пола. В группе висцеральных и метаболических нарушений наиболее значимыми являются изменения кардиореспираторной функции и мочеполовой системы. На остальные виды нарушений (зрительные, слуховые, вестибулярные, психологические, общие и генерализованные, языковые и речевые) приходится соответственно около одной трети в структуре причин детской инвалидности. С возрастом увеличивается удельный вес детей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями. У подростков с ограниченными возможностями независимо от пола наиболее часто наблюдаются умственные нарушения.

Нарушения интеллектуального и физического развития приводят к различным ограничениям жизнедеятельности ребенка-инвалида. Для оценки последних в адаптированном варианте Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности используют 6 категорий. Между тем для каждого периода детства характерны определенные качественные характеристики и ведущие виды деятельности (игра, обучение, труд), что необходимо учитывать при экспертизе инвалидности у детей.

Сложность признания ребенка инвалидом часто связана с особенностями проявлений ведущей патологии, в частности, преобладающих у них психоневрологических заболеваний. Довольно трудно объективно оценить степень функциональных нарушений у детей раннего возраста, особенно грудного. Такое положение не может не беспокоить, ведь младенцы с инвалидизирующими состояниями составляют треть всех детей, нуждающихся в реабилитации. С возрастом сокращается реабилитационный потенциал, что усугубляется сопутствующими нарушениями, задержкой и изменениями психофизического развития.

Применительно к детскому возрасту под инвалидностью следует понимать, прежде всего, социальную недостаточность вследствие первоначального отсутствия функций органов или систем, выражающуюся не в утрате трудоспособности, а в таких разнообразных проявлениях ограничения жизнедеятельности, как снижение способности к игровой деятельности и обучению, общению в коллективе сверстников, контролю над собой и др. В данном случае термин «инабильный ребенок» отражает суть рассматриваемого вопроса и вполне может быть признан синонимом часто используемых словосочетаний «ребенок-инвалид, ребенок с ограниченными возможностями».

Факторы риска. Различными авторами описаны многочисленные факторы риска, влияющие на качество здоровья населения и способствующие инвалидизации детей. По мнению экспертов ВОЗ, наибольшую угрозу здоровью как в развивающихся, так и в экономически развитых странах, представляют последствия бедности. Более трех четвертей людей с ограниченными возможностями имеют низкий уровень жизни, многие по этой причине не получают реабилитационной помощи. Среди социально-гигиенических факторов отмечаются неблагоприятные условия труда женщин, низкая медицинская активность семьи, отсутствие нормальных условий, позволяющих вести здоровый образ жизни. Между тем здоровье семьи и её членов на 40-50% определяется именно образом жизни. Неблагоприятными факторами в этом отношении являются психосоциальный стресс, нерациональное питание, низкая физическая активность, вредные привычки. У родителей, страдающих алкоголизмом и наркоманией, процент рождения детей с аномалиями развития значительно выше, чем в здоровых семьях.

Большую роль играют отягощенная наследственность, рост экологически зависимых болезней с наследственной предрасположенностью. Инвалидизация детей на 60-70% обусловлена патологией течения беременности и родов. Недоношенность и низкая масса тела при рождении повышают риск развития нарушений со стороны нервной системы, в том числе детского церебрального паралича, слепоты, задержки умственного развития, эпилепсии.

Состояние физического и нервно-психического развития, заболеваемости детей-инвалидов имеет свои отличия. Доказана прямая зависимость между соматическим состоянием ребенка и уровнем его физического развития. Следовательно, основное влияние на физическое развитие детей оказывают тяжесть имеющегося хронического заболевания и время его возникновения. В связи с этим, у ребенка-инвалида не следует ожидать высоких показателей физического развития. По данным И.А. Камаева, М.А. Поздняковой, число гармонично развитых детей среди дошкольников с ограниченными возможностями значительно ниже, чем у не имеющих статус инвалида. С возрастом доля детей-инвалидов с резко дисгармоничным развитием достоверно растет: от 29,2 (среди дошкольников) до 34,7% (среди детей среднего школьного возраста). Это подтверждает тезис о прогрессирующем ухудшении состояния здоровья инабильных детей по мере их взросления. Инабильные дети чаще имеют те или иные отклонения в нервно-психическом развитии, чем их сверстники (соответственно 49,8 и 33,1%). Число детей с отставанием в нервно-психическом развитии с возрастом растет — с 46,1% (у дошкольников) до 50,1% (у детей 10-15 лет).

Особенности психологии и факторы воспитания. Изучению психологических особенностей детей-инвалидов посвящено много исследований. Ограничения жизнедеятельности у них возникают в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, в период становления личности. Поэтому ограничения сказываются не только на проявлении личности ребенка-инвалида, но и на ее формировании. Для детей с ограниченными возможностями характерны: повышенная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, чувство неполноценности, эгоистические тенденции. К подростковому возрасту у большинства инвалидов с детства формируются высокий уровень невротизации, фиксация на своем болезненном состоянии, усиливается потребность в общении, а невозможность ее удовлетворения порождает фрустрацию. В большинстве случаев у подростков-инвалидов выявляются нереальные профессиональные намерения, высокий уровень притязаний.

Фактором, существенно влияющим на процесс психического развития ребенка-инвалида, является воспитание. У детей и подростков, находящихся в домах-интернатах и не получающих семейного воспитания, высокий уровень психической напряженности, они испытывают трудности при установлении социальных контактов. Но и семейное воспитание инвалидов детского и подросткового возраста имеет ряд недостатков. Чрезмерный уровень опеки как наиболее частый из них подавляет активность и самостоятельность ребенка, что ведет к формированию эгоизма и иждивенческих тенденций. Реже встречаются снижение опеки и эмоционального подавления больного ребенка. Эти типы воспитания также негативно сказываются на процессе психического развития ребенка. В конечном итоге уровень заболеваемости детей-инвалидов 0-17 лет по данным обращаемости в 2-2,5 раза больше, чем у их здоровых сверстников.

Сегодня со всей очевидностью можно утверждать, что состояние здоровья детей-инвалидов находится на критически низком уровне. Так, уровень распространенности болезней по данным обращаемости составил 4566,1 на 1000 детей. Полученный показатель в 2,6 раза выше, чем аналогичный коэффициент у детей в целом по Российской Федерации. Данный уровень у детей-инвалидов в городах существенно выше, чем у детей-инвалидов в сельской местности — 4881,8 на 1000 детей против 3857,7‰ соответственно. Во все возрастные периоды обращаемость девочек преобладает над обращаемостью мальчиков.

Имеющиеся данные свидетельствуют: общий уровень заболеваемости по данным углубленных медицинских осмотров детей-инвалидов на 30—40% превышает аналогичный показатель их сверстников, не имеющих официального статуса инвалида. При сопоставлении уровней заболеваемости по отдельным нозологическим единицам отмечается значительное увеличение показателей психических и поведенческих расстройств, болезней нервной системы и др. Следует отметить, что все люди с психическими расстройствами страдают от дискриминации, но дети и подростки являются наиболее уязвимой группой, учитывая, что они не могут в полной мере отстаивать свои интересы.

В отличие от взрослых, развивающееся мышление детей больше строится на крайних категориях, таких как «хорошо» или «плохо», «здоровый» или «больной». Именно поэтому менее вероятно, что ребенок уравновесит негативное замечание в свой адрес с другим, более позитивным мнением о себе, и поэтому дети более восприимчивы к негативным замечаниям и навешиванию ярлыков. Стигматизация и дискриминация выражаются через предубежденное отношение, стереотипы, боязнь, неловкость в общении, гнев, отторжение и избежание контактов; нарушения основных прав и свобод человека; отказ в возможности получения образования и подготовки; отказ от реализации гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Кроме того, в отличие от ситуации с физическими формами патологий, когда родители получают поддержку со стороны сообщества, стигматизация часто приводит к тому, что родителей винят в психических расстройствах их детей. Часто модели поведения при психических расстройствах воспринимаются окружающими неправильно, считаются преднамеренными или сознательно выбранными. Например, плохо ведущий себя ребенок, страдающий депрессией, может подвергаться наказаниям за капризы или ему говорят о необходимости взять себя в руки, немедленно прекратить неприемлемое поведение. Для того чтобы справиться с психологическими проблемами, подросток, находящийся в состоянии патологического страха, может потреблять еще больше алкоголя, но ему говорят: «Просто скажи нет!». Когда определенная проблема оценивается окружающими неправильно, повышается вероятность того, что применяемые решения будут неэффективными и неуместными и могут даже наносить вред здоровью человека, страдающего психическим расстройством.

В результате этого процветают маргинализация, практика применения критики и наказаний, что приводит к заниженной самооценке ребенка. Ошибочное и неправильное понимание психических расстройств ведет в результате к тому, что дети и подростки не получают необходимую помощь. Результатом этого будет стигматизация с широким спектром негативных воздействий, включая сокращение ресурсов, выделяемых на лечение психических расстройств. В ряде стран считается, что в основе психических расстройств лежат факторы духовного порядка или что в человека «вселился дьявол» вследствие предполагаемых злых деяний или несоблюдения определенных духовных или религиозных норм. Например, в разных частях света причинами эпилепсии считают многие из подобных факторов, а иногда это заболевание даже рассматривают как заразное. Детей и подростков, страдающих эпилепсией, могут исключить из школы из-за боязни, что другие дети могут заразиться. Семьи могут стесняться своих детей, страдающих психическими расстройствами, или бояться возможного физического насилия в отношении их. Родители запирают таких детей в доме или другими способами изолируют их от общества. Такие суровые меры могут оказывать катастрофическое воздействие на физическое и эмоциональное развитие этих детей и подростков.

Если дети и подростки с психическими расстройствами не получают надлежащего лечения, их проблемы, скорее всего, перейдут и во взрослый возраст, а возможности нормальной жизни в обществе, получения образования и профессии в будущем серьезно сократятся. А это, в свою очередь, приведет к росту прямых расходов семьи пациента и снижению эффективности общественного производства. Также известно, что люди, страдающие запущенными психическими расстройствами, составляют несоразмерно большую часть лиц, попадающих в поле зрения органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями среди несовершеннолетних и взрослых.

Дети и подростки редко сами принимают решение обратиться за медицинской помощью при наличии физических или эмоциональных проблем. Родители, учителя, другие лица, ответственные за воспитание ребенка, легко распознают многие проблемы с физическим здоровьем, но эмоциональные расстройства часто не дают явных проявлений. Среди примеров эмоциональных расстройств можно назвать расстройства настроения и невротические расстройства (депрессивные эпизоды), которые обычно развиваются в школьные годы и легко выявляются специалистами, имеющими подготовку по лечению психических расстройств у детей. При этом неподготовленные люди могут пропустить эти нарушения, учитывая их субъективный и внутренний характер. Дети и подростки могут намного лучше, чем их близкие, представить картину своего внутреннего состояния, которое они воспринимают субъективно (например, тревожность и депрессия). Но если никто не спрашивает, как они себя чувствуют, симптомы могут остаться невыясненными. Расчеты показывают, что к 2020 г. депрессия станет второй ведущей причиной инвалидизации в мире (ВОЗ, 2001 г.).

Категории инвалидности

В современном мире инвалидность все больше беспокоит людей как пожилого, так и молодого возраста. Несмотря на развитость медицины, лечение серьезных заболеваний не всегда дает положительные результаты. Возникают различные осложнения и последствия, способные сделать человека инвалидом на длительный или пожизненный срок. Многие люди интересуются вопросом о получении группы инвалидности, а также в каких случаях и обстоятельствах она выдается. Не менее важно знать классификации и период выдачи статуса.

Получение статуса

Если возникает необходимость получения группы, следует обратиться к медико-социальной экспертизе (МСЭ), которая представляет собой комиссию из нескольких экспертов. Они собираются для решения вопроса по назначению группы инвалидности на основе соответствующего диагноза, общего состояния здоровья пациента и наличия различных осложнений, препятствующих нормальной его жизнедеятельности.

После обращения в службу человеку выдается документ, подтверждающий наличие определенных отклонений определенной степени тяжести. Только при его наличии больной вправе получить одну из видов инвалидности. Зачастую осложнения, которые способствуют снижению нормальной работы организма, возникают вследствие травм, а также врожденных или приобретенных тяжелых болезней. Однако какую группу может получить человек при их возникновении?

Основные виды и понятия групп инвалидности

Существует множество заболеваний, пагубно воздействующих на работу определенных органов или всего организма. На основе этого экспертиза устанавливает степень инвалидности с учетом факторов, вызывающих нетрудоспособность или отсутствие других жизненно важных способностей пациента.

Эти нарушения классифицируются на несколько групп:

  • Речевые. Приступы заикания, сложности при изучении правил письма, отсутствие вербальной или невербальной речи.
  • Статодинамические. Нарушения работы опорно-двигательного аппарата (ограничение в движении головы, туловища или конечностей, а также нарушения вестибулярного аппарата).
  • Физическое уродство. Включает в себя сильные изменения в структуре тела или его органов, в том числе нарушения размеров частей тела, препятствующие нормальной жизнедеятельности. Сюда относятся патологии, характеризующие наличие серьезных заболеваний мочеполовой и пищеварительной системы, дыхательных органов.
  • Психологические расстройства. Серьезные нарушения памяти, отсутствие адекватного восприятия пространства и окружающего мира, нормального мышления.
  • Сенсорные. Частичное или полное отсутствие обоняния, зрения или слуха. Нестандартная чувствительность к болевым ощущениям и восприятие температуры.
  • Нарушенная работа пищеварительной и кровеносной системы, обмена веществ.

Направление на создание медико-социальной экспертизы можно взять только от больницы или ЛПУ, где осуществляется диагностика и лечение пациента. Также его выдача возможна от органа пенсионного обеспечения граждан или по соцзащите населения. В нем указывается вся характеристика состояния здоровья предполагаемого инвалида и классификации тяжести имеющейся болезни.

Кроме этого, необходимо собрать такие документы, как:

  • заявление от лица пациента или его доверенного представителя;
  • оригинал и копия документа, подтверждающего личность, трудовой книжки, свидетельства об образовании;
  • документы, подтверждающие наличие отклонений в здоровье (рентгеновские снимки с описанием, результаты проведения определенных исследований, выписки из больницы).

Инвалидность делится на три основных группы, определяющиеся на основании характера отклонений в функционировании организма человека и их степени тяжести. После сопоставления показателей и изучения документов, которые были предъявлены пациентом, обсуждается вопрос об установлении определенной группы или ее отказе по тем или иным причинам. Оглашение человеку конечного результата осуществляется в присутствии всех экспертов комиссии МСЭ.

При отрицательном решении он может попросить объяснений, почему в присвоении статуса инвалида было отказано. Стоит отметить, что при выдаче первой группы инвалидности, переосвидетельствование проводится с интервалом в 2 года. Ежегодно переосвидетельствование проходят только те лица, которые ранее получили вторую или третью группу. Если срок истек, статус признается недействительным.

В виде исключения эта процедура не касается тех, кому оглашена бессрочная группа. Однако ее можно проходить по собственной инициативе в любое время. Для этого потребуется составить необходимое заявление и представить его соответствующим органам.

Статистика инвалидности в России на 2019 год

Основные причины нетрудоспособности

На сегодняшний день многие граждане сталкивались с таким понятием, как присвоение инвалидности согласно соответствующей формы общего заболевания. На принятие такого решения влияет несколько факторов, о которых знают немногие, поэтому такая формулировка не вызывает дополнительных вопросов у граждан. В перечень заболеваний общей формы следует отнести:

  • Травмы и увечья, полученные на рабочем месте и приведшие к серьезным дефектам в функционировании органов или всего организма, а также определенных частей тела.
  • Профессиональные заболевания.
  • Патологии и осложнения врожденного характера.
  • Болезни, появившиеся вследствие аварии на ЧАЭС.
  • Профзаболевания, тяжелые ранения или травмы, полученные во время службы или проведения боевых действий.

Степень инвалидности по форме общего заболевания при таких дефектах определяется человеку в обязательном порядке.

Первая группа инвалидности

Она относится к наиболее сложной, с физической точки зрения. Выдается тем людям, которые жалуются на крайне серьезные отклонения в функционировании дыхательных, кровеносных или пищеварительных систем. Также к ним относятся особо тяжелые заболевания, неизлечимые морфологические дефекты и патологии, злокачественные образования, препятствующие нормальной жизнедеятельности и самообслуживанию.

Бывает так, что даже незначительные психологические или физические нагрузки способны привести к ухудшению состояния пациента. Первая группа положена частично или полностью нетрудоспособным людям, нуждающимся в регулярном уходе со стороны посторонних лиц. Также подходит для тех, кто страдает резким ухудшением состояния организма неожидаемого характера, но способны вести относительно нормальный образ жизни.

Стоит отметить, что такие граждане допускаются к работе только в специально созданных условиях, полностью исключающие наличие агрессоров, которые могут снизить их состояние здоровья. Такая степень устанавливается на основании нескольких факторов, характеризующих состояние здоровья на данный момент:

  • Отсутствие контроля собственных действий и поведения в обществе.
  • Невозможность передвижения.
  • Нарушение пространственной ориентации.
  • Отсутствие возможности самообслуживания.

Заболевания, подразумевающие выдачу 1-й группы

Зачастую люди сталкиваются с такой проблемой, что одни получают статус инвалида, а другие – отказ. Вышеизложенные критерии определения не позволяют выдавать его каждому обратившемуся. Медико-социальная экспертиза проводит исследование, опираясь на множество факторов и результатов. Чтобы с большей вероятностью получить инвалидность, экспертиза должна видеть реальную клиническую картину проявления следующих заболеваний:

  • неизлечимая форма злокачественных опухолей;
  • развивающаяся форма туберкулеза инкурабельной стадии;
  • серьезные проблемы в работе сердечно-сосудистой системы, вызывающие снижение кровообращения 3-ей степени;
  • паралич или ампутация конечностей;
  • полная слепота;
  • паралич головного мозга или потеря речи при поражении речевых зон;
  • шизофрения тяжелой степени с параноидным синдромом;
  • ежедневные приступы эпилепсии с периодическим помрачением сознания;
  • деменция с отсутствием психологического восприятия болезни.

Вторая группа

МСЭ готова выдать эту группу тем лицам, которые страдают заболеваниями средней тяжести прогрессирующего характера. При этом они способны самостоятельно обеспечивать себя без потребности в помощи со стороны третьих лиц. Группа назначается еще тем, кто имеет рост до 147 см (карлики) или подвергались ампутации нескольких пальцев на одной или обеих руках. Установление инвалидности 2-ой группы осуществляется в случае наличия таких заболеваний: травмы с осложнениями, паралич конечностей, врожденные болезни и патологии, включая дефект черепа.

Она же имеет место для детей-инвалидов в период обучения в учебных заведениях, после чего выписывается справка о трудоспособности человека. Люди с такой группой способны вести рабочую деятельность, если предлагается сокращенный трудовой день (до 6 часов), дополнительный перерыв, сниженный план выработки. Объективно оценивая состояние человека, то во 2 группе имеются категории инвалидности, которые делятся на три степени:

  • 1–2 степень – больной способен самостоятельно передвигаться, выполнять какие-то действия, обслуживать себя. Однако на это требуются большие затраты времени, при этом необходимо вмешательство технических приспособлений для уменьшения объема деятельности;
  • 3 степень – самая тяжелая, частично или полностью отсутствует возможность нормальной жизнедеятельности, что требует обязательной социальной или врачебной помощи.

Третья группа

Такая степень выдается при заболеваниях, которые относятся к малозначимым, но требуют лечения и поддержания организма. В связи с этим, человек испытывает некоторые сложности в трудовой деятельности. Также сюда входят ранения, дефекты врожденного характера, нарушения работы определенных органов организма. Люди способны обеспечить себе уход независимо от окружающих, однако социальная помощь иногда требуется.

При комплексной оценке и сопоставления показателей, характеризующих состояние здоровья, различаются такие степени инвалидности:

  • Первая – малозначимые отклонения в организме.
  • Вторая – периодические проявления заболеваний легко или средней тяжести.
  • Третья – наблюдаются ярко выраженные осложнения с усилением симптомов.
  • Четвертая степень – нарушения средней тяжести, в результате чего человек испытывает затруднения в жизнедеятельности.

Степени трудоспособности при получении статуса

Инвалидность устанавливается, учитывая определенные критерии оценки состояния здоровья и соответствующего диагноза, которые классифицированы в законодательных актах. Различая несколько групп можно сделать вывод о состоянии здоровья и уровня трудовой способности. Это проводится членами медико-социальной экспертизы, которые способны определить, может ли человек вести нормальный образ жизни и работать при определенном заболевании.

МСЭ классифицирует трудоспособность на три основных степени. Первая подразумевает выполнение трудовой деятельности в случае, если работнику предоставлен упрощенный график без серьезных физических и энергетических затрат организма. Вторая предполагает создание оптимальных условий труда с применением дополнительных технических средств, чтобы работник мог справляться с выполнением той или иной работы.

При получении этих степеней комиссия устанавливает инвалидность с рабочей группой.

Третья степень характеризуется как отсутствие возможности осуществления трудовой деятельности. Тогда эксперты МСЭ выдают нерабочую группу инвалидности, после чего инвалид не сможет устроиться на работу, если не было переосвидетельствование на группу ограниченной трудоспособности.

Критерии определения и классификация групп инвалидности, порядок прохождения МСЭ

Присвоение группы инвалидности для кого-то становится хорошей социальной поддержкой, а некоторым приносит дополнительные проблемы при трудоустройстве. Несмотря на квотируемые рабочие места, работодатели очень неохотно принимают в штат лиц с ограничениями.

Как оформить инвалидность

Здоровье – относительный показатель, современная медицина способна отыскать в любом организме отклонения от нормы, но для назначения инвалидности требуются особые условия.

Комиссия

Существующие методы и показатели для определения нарушенных функций не автоматизированы. Чтобы стать инвалидом, необходимо получить заключение медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Решение о присвоении статуса инвалида всегда принимается комиссией, в составе которой присутствуют не только врачи, но и психолог со специалистом по реабилитации. При необходимости приглашается социальный работник, а также квалифицированный врач, по желанию гражданина.

Обратите внимание! Члены комиссии негласно заинтересованы в отказе от присвоения статуса инвалида. Вряд ли вам сообщат о возможности приглашения в состав дополнительного специалиста, имеющего право совещательного голоса.

Комиссия работает по плану, как и в любой государственной деятельности, сотрудники строго ограничены рамками полномочий и показателями статистики, которые нарушать не рекомендуется.

Направление на МСЭ

Для получения оценки ограничений жизнедеятельности необходимо прохождение комиссии. Направление выдается:

  • врачом;

учреждением соцзащиты;

  • органами пенсионного обеспечения.

Важно! Если не удается получить направление, гражданин имеет право самостоятельно обратиться в отделение МСЭ, предварительно получив письменный отказ лечащего врача.

Добиться проведения экспертизы не сложно, но её ещё необходимо удачно пройти. Если ярко-выраженных нарушений функций организма не имеется, требуется тщательная и заблаговременная подготовка к МСЭ.

Как проходить экспертизу

Когда имеется направление на оценку ограничений жизнедеятельности, в медицинской карте пациента обычно уже есть большинство необходимых исследований и заключений от врачей. В таком случае прохождение МСЭ не требует дополнительных документов и справок, но если присутствуют сомнения в конечном результате, лучше самостоятельно убедиться в наличии достаточных оснований для присвоения группы инвалидности.

Рекомендуется обратиться к независимым экспертам, чтобы сэкономить время и средства. Конечно, работа сторонних специалистов стоит денег, но предварительные результаты и оценку они дадут незамедлительно. Добиваться присвоения инвалидности, в некоторых случаях, может быть абсолютно бесполезно, а опытные эксперты обязательно сообщат об этом, либо подскажут оптимальные варианты подтверждения статуса инвалида.

Запомните! Комиссия оценивает степень ограничений на основании представленных документов. Лежачий пациент не может быть признан инвалидом, если у него отсутствуют необходимые справки, подтверждающие, что он действительно не способен самостоятельно подняться.

Случай из личной юридической практики:

За консультацией обратилась женщина, уволившаяся с многолетнего места работы уборщицей по собственному желанию, потому что не могла поднимать вёдра с водой, а также передвигаться с прямым положением спины. Врачи, поставив диагноз «межпозвоночная грыжа», направляли пациентку на операцию.

Женщина опасалась хирургического вмешательства. Изучив всю доступную информацию, она пришла к выводу, что после операции может остаться прикованной к постели, поэтому категорически отказалась от госпитализации.

Врачи не выдали ей направление на прохождение МСЭ. Настаивали на том, что операция необходима, а в случае неудачного исхода обещали помочь с оформлением статуса инвалида.

Основываясь лишь на предположениях и опасениях клиентки, помочь я было невозможно. Пришлось обратиться к независимому медико-социальному эксперту, который определил недостаточность диагностических исследований в представленной медицинской документации, а также выписал все необходимые направления к профильным специалистам.

После прохождения масштабного обследования опасения клиентки подтвердились – операция, при расположении её грыжи, была крайне опасна и противопоказана.

Общими усилиями нам удалось документально подтвердить неспособность женщины к труду и обоснованность её отказа от операции. Лечащий врач согласился с представленными результатами медицинских исследований и выписал направление на прохождение МСЭ.

Клиентке была установлена 3 группа инвалидности, назначена пенсия и предоставлены все полагающиеся льготы.

Как обжаловать решение

Не стоит обольщаться относительно только документальных подтверждений вашего недуга. Решение принимается исключительно голосованием членов комиссии, которые с разных точек зрения оценят внешний вид пациента, манеру и способы держаться, передвигаться и общаться.

По сути, МСЭ – это спектакль одного актёра (пациента) перед зрителями (комиссией). Чем качественнее и убедительнее претендент изобразит неспособность к нормальной жизнедеятельности, тем выше вероятность установления группы инвалидности.

Первоначально комиссию проводит региональное бюро. Не переживайте, даже если вы неудачно прошли МСЭ, решение можно обжаловать.

Заявление о несогласии с результатом подается:

  • в главное бюро;
  • в Федеральное бюро;
  • в суд.

Обязательно! Соблюдайте последовательность шагов. Первое решение обжалуется в главном бюро, если результат не устраивает, следующее обращение следует в Федеральное бюро. Суд – последняя инстанция.

Группы и степени инвалидности

Основными критериями для определения ограниченности к нормальной жизнедеятельности выступают отличительные признаки, характеризующие заболевание или увечье.

Критерии определения групп инвалидности различны, не всегда можно однозначно определить к какой категории относится пациент. Эксперты рассматривают множество факторов, прежде чем установить пациенту определенный статус.

Таблица 1. Классификация существующих групп и критериев инвалидности.

Группы Ребёнок-инвалид
Первая Вторая Третья
Полная утрата способностей к труду. Важные функции организма нарушены критически. Невозможность самообслуживания. Жизнедеятельность требует постоянной сторонней помощи. Невозможность нормально трудиться. Для выполнения работы требуются специальное оборудование или условия. Нарушения функций значительно выражены, но постоянный уход не требуется. Трудоспособность сохраняется, но здоровье не позволяет выполнять работы по прежней квалификации, либо продолжение деятельности требует сокращения объёмов. Стойкие нарушения функций организма, вызванные болезнью или травмой в детстве, врожденным физическим или психическим недостатком.

Для определения групп комиссией оцениваются степени нарушений по нескольким видам основных показателей:

  • Трудовая деятельность;
  • Поведенческий контроль;
  • Пространственная ориентация;
  • Способность обучаться;
  • Навыки общения;
  • Самостоятельность в обслуживании личных нужд;
  • Способность к передвижению.

Инвалидность назначается при ярко-выраженных нарушениях во всех либо отдельных видах деятельности.

Степени ограничений отличаются от групп инвалидности по нумерации. При определении категории специалисты учитывают совокупность всех отклонений от нормы. Если первая группа инвалидности – самая тяжелая, то 1 степень нарушения, наоборот считается лёгкой.

Таблица 2. Характеристики степеней.

Функция I степень II степень III степень
Труд Самостоятельно, с ограничением объёмов. Самостоятельно, с применением вспомогательных средств. С посторонней помощью или полная утрата работоспособности.
Поведение Редкие возникновения затруднений самоконтроля. Незначительное снижение оценки окружающей действительности. Отсутствие самоконтроля, зависимость от посторонней помощи.
Ориентация Нормальное восприятие окружающей обстановки, иногда требуются дополнительные средства или помощь. Специальные средства и посторонняя помощь требуются часто, но способности не утрачены. Полная дезориентация, постоянно требуется сторонний контроль.
Обучение Способность к усвоению знаний и навыков сохраняется, но иногда требуются специальные методики. Требуются особые образовательные программы, дополнительные средства к обучению. Освоение программ на дому или в специализированных заведениях. Отсутствие способностей. Возможно усвоение только самых элементарных навыков в отдельных видах деятельности.
Общение Снижение темпов, объёмов получения и передачи информации. Иногда требуются дополнительные средства. Частичная возможность общаться, часто требуется посторонняя помощь или специальная аппаратура. Полная утрата возможностей. Постоянно требуется помощь других людей.
Самообслуживание Незначительное снижение физических возможностей, способности сохраняются, но требуют больше времени на выполнение действий. Частичное обслуживание своих нужд. Иногда требуется посторонняя помощь или специальные средства. Полная зависимость от посторонней помощи.
Передвижение Способности сохраняются, иногда требуются длительные промежутки времени или дополнительные приспособления. Передвижение возможно с помощью сопровождающего или используя дополнительные средства. Возможность отсутствует, для перемещения требуется специальная помощь.

Существует ещё IV степень, но она отдельно не рассмотрена в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024н “О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы”. Эта степень определяется крайней выраженностью отсутствия физических и психических возможностей и не требует отдельного пояснения.

Установка группы

При определении инвалидности ребёнку, медицинское освидетельствование проводится с учётом возрастных категорий, на основании ограничений II степени.

  1. Первая группа – при характерных отклонениях в здоровье по IV степени. Это самая тяжелая форма ограничения жизнедеятельности.
  2. Вторая группа – характерные отклонения, согласно III степени. Нарушения ярко выражены, но гражданин способен к осуществлению жизнедеятельности. Многие пациенты, при освидетельствовании, настаивают, чтобы им не устанавливали инвалидность II группы, для сохранения возможности полноценно трудиться.
  3. Третья группа – при выраженных формах отклонений, основывается на показателях II степени. Иногда включает и более тяжелые варианты показателей, если в совокупности их недостаточно для установления II группы.

Переосвидетельствование

После первого прохождения комиссии МСЭ присвоенная группа сохраняется за инвалидом на определенный срок:

  • 2 года – первая группа;
  • 1 год – вторая и третья группы;
  • 1, 2, 5 лет или до совершеннолетия – детям.

К концу срока необходимо проходить переосвидетельствование по I – III группам, а ребёнку не менее 1 раза за всё время.

По собственному желанию инвалид может обратиться ранее, если показатели здоровья ухудшились или улучшились и гражданин считает, что установленная группа уже не соответствует заявленной.

Инвалидность может быть присвоена «бессрочно» или до 18-летия ребёнка после второго или последующих переосвидетельствований.

При несогласии с решением комиссии, затраченное время на повторные обращения может лишить вас положенных надбавок к пенсии и дополнительных компенсаций. Все начисления производятся с момента установления определённой категории. Состав предоставляемых льгот и пенсионные суммы для каждой группы различаются, поэтому будьте очень внимательны при подготовке к прохождению МСЭ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *