Выходное пособие при сокращении пенсионера

«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2009, N 4

Какие выплаты полагаются сокращенному пенсионеру?

При сокращении численности или штата работников в последний день работы работодатель не прощается с работником, так как трудовым законодательством предусмотрены определенные выплаты даже по истечении нескольких месяцев после увольнения. И если с простыми работниками все четко и понятно, то как быть с работниками-пенсионерами, ведь они уже социально защищены государством путем назначения им пенсии? В связи с этим возникают вопросы: сохраняется ли средний заработок за пенсионерами в течение третьего месяца после увольнения, какие случаи признаются исключительными для сохранения заработка?

В силу ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Существует две точки зрения.

Одни специалисты полагают: так как в ст. 178 ТК РФ при установлении гарантии в виде сохранения среднего заработка на третий месяц трудоустройства указано условие обращения в орган службы занятости населения, в данной ситуации необходимо учитывать положения Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон N 1032-1) и Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 (далее — Порядок). Из п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 следует, что безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно или за выслугу лет. Та же норма прописана в п. 17 Порядка. В итоге служба занятости не должна регистрировать такого гражданина в качестве безработного, следовательно, у нее не возникнет обязанности по трудоустройству. А выплаты сокращенному пенсионеру работодатель будет производить не свыше двух месяцев. Данную позицию поддерживают и суды. Например, ФАС ЦО в Постановлении от 02.04.2007 по делу N А54-2967/2006 отметил, что положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку указанная в ней выплата является мерой социальной защиты безработных, к каковым пенсионеры не относятся. К такому же выводу пришли ФАС ПО в Постановлении от 04.04.2006 по делу N А12-14930/05-С15, Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 02.11.2006 по делу N А40-53171/06-145-310.

Другие считают, что гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата организации распространяются и на лиц, которым выплачивается пенсия по старости. Ссылка на п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 не может быть принята во внимание, так как в ст. 27 Закона N 1032-1 указано, что работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. При этом пенсионеры не выделены как отдельная категория работников, которым гарантии не предоставляются. На основании данного положения и п. 8 Порядка органы службы занятости ставят сокращенных пенсионеров на учет как ищущих работу и, если не удалось трудоустроить пенсионера за два месяца, выдают справки о сохранении среднего заработка по прежнему месту работы на третий месяц. Иногда суды поддерживают данную точку зрения. Например, ФАС ВВО в Постановлении от 20.12.2007 по делу N А43-4154/2007-9-174 отметил, что решение органа службы занятости о сохранении за работником-пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения соответствует закону.

Также некоторые специалисты считают, что основанием для принятия решения органом службы занятости о сохранении среднего месячного заработка за третий месяц за сокращенным работником является исключительность случая, состоящая в том, что работник в установленный срок обратился в орган службы занятости за трудоустройством, но не был им трудоустроен. Однако судебная практика показывает, что под исключительностью следует понимать совершенно другое. Например, в Постановлении ФАС ПО от 05.07.2007 по делу N А12-20261/06 указано, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о недоказанности наличия исключительных обстоятельств, которые могли быть учтены при принятии решения о выплате работнику за счет организации среднемесячной заработной платы за третий месяц со дня увольнения, поскольку центром занятости не представлены документы, подтверждающие предложения имеющихся вакансий и отказ работодателей в принятии на работу по основаниям, связанным с социальным положением гражданина, другие документы, указывающие на исключительный случай, в том числе на отсутствие в семье работающих членов, отсутствие у уволенного работника иных доходов. Вместе с тем суды учитывают, что работник, являясь пенсионером по старости, социально защищен государством в виде гарантированной выплаты пенсии.

Обратим внимание читателей на то, что арбитражная практика приведена только для ознакомления с существующими мнениями по данному вопросу. Президиум ВАС в Постановлениях от 19.02.2008 N 11725/07 и N 13647/07 указал, что такие споры не затрагивают прав и законных интересов работодателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возникают из трудовых отношений, следовательно, неподведомственны арбитражным судам.

На наш взгляд, правильной является первая точка зрения, и вот почему.

Действительно, ст. 178 ТК РФ каких-либо особенностей в отношении работников-пенсионеров не предусмотрено. Однако игнорировать положения п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 просто нельзя. На сегодняшний момент органы службы занятости ставят на учет сокращенных пенсионеров как ищущих работу и держат их в данном статусе несколько месяцев. Да, действительно, учреждения службы занятости могут поставить на учет уволенных пенсионеров в целях поиска подходящей работы (п. 2 Порядка). Вместе с тем, руководствуясь п. 9 Порядка, служба занятости обязана в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в указанных целях предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а в силу п. 15 Порядка и п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1 не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска работы принять решение о признании гражданина безработным <1>. При этом ни Порядком, ни Законом N 1032-1 возможность продления срока пребывания безработного гражданина в статусе ищущего работу не предусмотрена.

<1> На основании п. 1 ст. 3 Закона N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников.

Но из содержания п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 и п. 17 Порядка вытекает, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве безработных, так как они уже социально защищены государством посредством назначения пенсии. Поэтому служба занятости не должна выдавать им решение о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения.

Таким образом, за сокращенным пенсионером работодатель должен сохранять средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Соответственно, если работник-пенсионер был сокращен из организации, находящейся в районах Крайнего Севера или в приравненной к нему местности, то за ним следует сохранять средний заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев в силу ст. 318 ТК РФ.

Т.В.Шадрина

Редактор журнала

«Отдел кадров

коммерческой организации»

Подписано в печать

Содержание

Размер выплат при сокращении пенсионера по ТК РФ в 2020 году

Сокращение: выплачивается ли пособие пенсионерам

Какие компенсации полагаются работающим пенсионерам в случае сокращения

Выходное пособие за третий месяц после сокращения пенсионера

Пособие за последующие месяцы после сокращения пенсионера с работы

Пример расчета выходного пособия

Расчет пособия на период трудоустройства

Сокращение: выплачивается ли пособие пенсионерам

Законом определены категории работников, которым должно быть отдано предпочтение при сохранении рабочих мест ввиду грядущего сокращения штатов (при равной производительности труда и квалификации). К ним относятся (ч. 2 ст. 179 Трудового кодекса РФ) работники:

  • на иждивении которых находятся 2 или более физлица;
  • являющиеся единственными работниками в семье с самостоятельным заработком;
  • получившие в период работы у данного работодателя увечье или профессиональное заболевание;
  • являющиеся инвалидами ВОВ или боевых действий по защите Отечества;
  • направленные работодателем на повышение квалификации без отрыва от производства.

Как видно, пенсионеры не выделены в отдельную категорию работников, имеющих определенные привилегии при сокращении штата. Тем не менее получение пенсии по старости или по иным основаниям не является также причиной для ущемления прав такого работника при определении сотрудников, которые могут быть сокращены в первую очередь.

Выплачивается ли пособие при сокращении пенсионера? Да, все выплаты и компенсации, полагающиеся работнику при сокращении, выплачиваются работающему пенсионеру точно в таком же порядке, как и всем прочим сотрудникам, трудовой договор (далее — ТД) с которыми расторгается в связи с сокращением штата.

О том, как осуществляется процедура сокращения штата, читайте в статье «Процедура сокращения штата сотрудников — пошаговая инструкция».

Какие компенсации полагаются работающим пенсионерам в случае сокращения

Выше мы разъяснили: работающий пенсионер может быть сокращен с работы в том же порядке, что и прочие работники. Это означает, что все полагающиеся по закону выплаты такое лицо получит в установленном объеме.

Итак, какие выплаты полагаются пенсионеру при увольнении по сокращению непосредственно в день расторжения ТД:

-заработная плата за текущий расчетный период (ст. 140 ТК РФ, см. также ст. «Какие есть виды заработной платы и формы оплаты труда?»);

-компенсация за неотгулянный отпуск;

-выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ст. 178 ТК РФ).

Компенсация работающим пенсионерам при сокращении штата предусматривает также выплату в размере среднемесячного заработка за второй месяц после расторжения ТД, но при условии, что уволенный работник не устроился на работу в течение второго месяца после сокращения (т. е. сохраняется среднемесячный заработок на период трудоустройства). За второй выплатой уволенный работник обращается по окончании второго месяца после даты расторжения ТД, предъявляя трудовую книжку как доказательство факта нетрудоустроенности.

Выходное пособие за третий месяц после сокращения пенсионера

Уволенный по сокращению пенсионер может обратиться за выплатой ему среднемесячного заработка и за третий месяц после сокращения при наличии следующей совокупности условий (ч. 2 ст. 178 ТК РФ, письмо Минфина РФ от 15.03.2006 № 03-03-04/1/234):

  • такой работник в 14-дневный срок с момента увольнения встал на учет в службе занятости;
  • такой работник не смог трудоустроиться в течение 3 месяцев с момента увольнения;
  • имеется решение службы занятости о сохранении среднемесячного заработка и на третий месяц.

Выплата гражданам пенсии по старости не отменяет действия норм трудового законодательства в отношении таких лиц в части возможности сохранения за ними среднемесячного заработка в т. ч. на третий месяц после сокращения при наличии вышеперечисленных обстоятельств (определение Краснодарского краевого суда от 27.09.2012 по делу № 33-19551/2012).

Мнение о том, что выплата гражданину пенсии по старости является основанием не предоставлять пенсионеру компенсацию за третий месяц после сокращения, суды не поддерживают, т. к. если гражданин не признан безработным (а лицо, получающее пенсию по старости, таковым признано быть не может, поскольку имеет средства к существованию), это не препятствует центру занятости оказать по его заявлению госуслугу по поиску подходящей работы (см. решение Центрального райсуда г. Сочи от 25.01.2016 по делу № 2а- 856/16).

Для формирования решения о сохранении за пенсионером среднемесячного заработка на третий месяц служба занятости должна оценить наличие исключительных обстоятельств, не позволивших его трудоустроить. Тот факт, что при наличии подходящих вакансий пенсионер без объективных причин от них отказался, выступит основанием в суде для аннулирования решения службы занятости о сохранении пособия (см. предыдущий пример решения).

Пособие за последующие месяцы после сокращения пенсионера с работы

Какие выплаты при сокращении пенсионеров с работы производятся в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях? По общему правилу те же самые, что и для работников на иных территориях:

  • заработная плата за отработанный период;
  • компенсация за неотгулянный отпуск;
  • выходное пособие.

Однако срок, на который может быть сохранен среднемесячный заработок (на период трудоустройства) после расторжения ТД, несколько отличается.

Для граждан, работающих в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, среднемесячный заработок сохраняется на срок до 3 месяцев с даты расторжения ТД с зачетом выходного пособия (ст. 318 ТК РФ).

В исключительных случаях среднемесячный заработок сохраняется за такими работниками на четвертый, пятый или шестой месяцы по решению службы занятости при наличии совокупности условий:

  • работник обратился в службу занятости в месячный срок с момента увольнения;
  • такой работник не был трудоустроен службой занятости.

Данные положения ТК РФ также распространяются и на работающих пенсионеров (см. письмо Роструда от 11.02.2010 № 594-ТЗ).

ВАЖНО! Реализация права на сохранение среднемесячного заработка на четвертый, пятый и шестой месяцы с момента увольнения связана с наличием исключительного случая, подлежащего установлению службой занятости. Отсутствие в законе перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия службой занятости решения о сохранении среднемесячного заработка за указанные периоды при наличии только факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка предоставления государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы (см. решение Курильского райсуда Сахалинской обл. от 27.02.2018 по делу № 2-19/2018).

Пример расчета выходного пособия

Выше мы подробно рассмотрели, какие положены выплаты при сокращении пенсионера в 2020 году. В число таких выплат по сокращению пенсионерам обязательно входит выходное пособие в размере среднемесячного заработка.

Для расчета указанной выплаты необходимо руководствоваться ст. 139 ТК РФ, Положением…, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее — правила № 922). См. также ст. «Как рассчитывается среднемесячная заработная плата?».

Приведем ниже пример расчета выходного пособия (п. 9 правил № 922):

  1. Рассчитываем среднедневной заработок (СДЗ):
    СДЗ = НЗп / Nд,
    где: Нзп — начисленная заработная плата за расчетный период (в данном случае он принимается равным 12 полным месяцам, предшествующим периоду сохранения среднемесячного заработка, п. 4 правил № 922);
    Nд — количество фактически отработанных дней за расчетный период (см. п. 5 правил № 922).
  2. Рассчитываем среднемесячный заработок (СМЗ):
    СМЗ = СДЗ × Nпослед,
    где: Nпослед — количество рабочих дней в следующем месяце (за который и будет выдана компенсация в день расторжения ТД).

Пример

За предшествующие периоду сохранения среднемесячного заработка 12 календарных месяцев работнику была начислена заработная плата в размере 812 000 руб. Количество фактически отработанных дней — 223.

Таким образом, средний дневной заработок составил: 812 000 / 223 = 3641,3 руб.

В месяце, в течение которого сохраняется среднемесячный заработок, 21 рабочий день. Соответственно, размер выходного пособия будет равен: 3641,3 × 21 = 76 467,3 руб.

ВАЖНО! Для расчета выходного пособия при сокращении работающего пенсионера выплаты пенсии не учитываются (пп. 2, 3 правил № 922).

Расчет пособия на период трудоустройства

Пособие на период трудоустройства выплачивается, если работник, уволенный по сокращению, в течение 2 недель (а для жителей Крайнего Севера и приравненных к ним регионов — 1 месяца) встал на учет в службу занятости, однако не смог трудоустроиться в течение двух месяцев с момента расторжения ТД.

Для получения выплаты работник обращается к бывшему работодателю по истечении двух месяцев с момента увольнения, предъявляя удостоверяющий личность документ и трудовую книжку без очередной записи о новом месте работы.

Выплата за первый месяц после сокращения работника ему не полагается, т. к. она уже была включена в выходное пособие и выплачена в день увольнения.

Пример

За основу расчетов возьмем рассмотренный выше пример, когда среднемесячный заработок сотрудника составил 3641, 3 руб.

Предположим, что и во второй месяц после сокращения такой работник не смог найти работу и в этом месяце было 22 рабочих дня.

Тогда сумма пособия на период трудоустройства составит: 3641,3 × 22 = 80 108,6 руб.

Возможны ситуации, когда работник трудоустраивается в течение второго месяца после сокращения. В этом случае ему также положено пособие на период трудоустройства, однако не за весь месяц, а только за рабочие дни, когда он еще был безработным.

ВАЖНО! Ни выходное пособие при сокращении работника, ни пособие на период трудоустройства не облагаются налогом на доходы физлиц в части, не превышающей трехкратный (а для жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей — шестикратный) размер среднемесячного заработка (ч. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ). Иными словами, если работодатель производит дополнительные к предусмотренным законом выплаты от себя, то последние облагаются налогом по ставке 13%.

***

Итак, при увольнении пенсионера по сокращению штатов выплаты компенсационного характера все те же самые, что и при сокращении работников, пенсионерами не являющихся.

Какие выплаты при сокращении пенсионера предусмотрены законом? Это:

  • заработная плата за расчетный период;
  • компенсация за неотгулянный отпуск;
  • выходное пособие;
  • пособие на период трудоустройства (в установленных законом случаях).

Почему выплаты пенсионерам при сокращении штата должны осуществляться в полном объеме?

Вы можете выплатить пожилым сотрудникам, попавшим под сокращение, больше, чем два средних заработка. Но только если повышенные размеры компенсаций закреплены в трудовом или коллективном договоре (ч.

четвертая ст. 178

ТК РФ) Может ли пенсионер встать на учет в центре занятости?Государство гарантирует каждому гражданину бесплатную помощь в подборе подходящей работы и трудоустройстве (ст. 9, ст. 12 Закона о занятости). Это значит, что обратиться в Центры занятости населения и зарегистрироваться в качестве ищущих работу могут не только безработные, но и люди, состоящие в трудовых отношениях и желающие сменить работу, учащиеся, студенты, пенсионеры (п.

2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891).

Отдел кадров бюджетного учреждения», 2009, N 4 Какие выплаты полагаются сокращенному пенсионеру? При сокращении численности или штата работников в последний день работы работодатель не прощается с работником, так как трудовым законодательством предусмотрены определенные выплаты даже по истечении нескольких месяцев после увольнения.

И если с простыми работниками все четко и понятно, то как быть с работниками-пенсионерами, ведь они уже социально защищены государством путем назначения им пенсии? В связи с этим возникают вопросы: сохраняется ли средний заработок за пенсионерами в течение третьего месяца после увольнения, какие случаи признаются исключительными для сохранения заработка? В силу ст.

А выплаты сокращенному пенсионеру работодатель будет производить не свыше двух месяцев. Данную позицию поддерживают и суды. Например, ФАС ЦО в Постановлении от 02.04.2007 по делу N А54-2967/2006 отметил, что положения ч.

2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку указанная в ней выплата является мерой социальной защиты безработных, к каковым пенсионеры не относятся. К такому же выводу пришли ФАС ПО в Постановлении от 04.04.2006 по делу N А12-14930/05-С15, Арбитражный суд г.

Москвы в Решении от 02.11.2006 по делу N А40-53171/06-145-310. Другие считают, что гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата организации распространяются и на лиц, которым выплачивается пенсия по старости. Ссылка на п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 не может быть принята во внимание, так как в ст.

Среди юристов (как практиков, так и теоретиков) много дискуссий на тему выплаты пенсионерам выходного пособия. Одни полагают, что трудовое законодательство распространяется на всех работников независимо от того, являются ли они пенсионерами, другие — что данная норма на работников-пенсионеров не распространяется, так как они не нуждаются в трудоустройстве и получают от государства пенсию, то есть имеют доход.

При расторжении трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) в связи сокращением штата увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 178 ТК РФ).

Такую же позицию ранее высказали специалисты из Роструда в письмах от 13 сентября 2005 г. № 1539-6-2 и от 28 декабря 2005 г. № 2191-6-2). Краснодарский краевой суд пришел к выводу, что юридическое значение имеют лишь два факта (апелляционное определение от 11 октября 2012 г.

Инфо

Выходное пособие при сокращении. расчет выплат после сокращения. Это увеличивает шансы на то, что суд удовлетворит требование о выплате среднего заработка за третий месяц, поскольку:

  • право работника на получение выплаты основано на решении полномочного органа;
  • решение это вступило в законную силу;
  • решение не было оспорено в установленном порядке;

при отсутствии судебного акта о признании решения центра занятости неправомерным оно подлежит исполнению.

Но вдруг, например, нагрянул экономический кризис, пришла безработица, предприятия обанкрочиваются и идет массовое сокращение рабочих. У вас есть сотрудник — пенсионер, попавший в список сокращенных.

Выходное пособие при сокращении пенсионера Абсолютно все граждане, увольняясь с работы по соглашению сторон, а также просто по собственной инициативе, имеют законное право на обязательное получение выходного пособия. А вот размер этой выплаты зависит исключительно от причины, по которой человек покидает свое рабочее место.

Но в любом случае организация понесет некоторые расходы. Именно поэтому совсем не удивительно, что руководство предприятий пытаются экономить любыми путями, изыскивая любые возможности не рассчитывать по всем правилам увольняющегося сотрудника.

Важно

В последний рабочий день он получит копии необходимых ему документов, заполненную трудовую, а также суммы ЗП, выходного пособия и компенсации в связи с увольнением. Сроки Последний рабочий день является датой полного расчета с трудящимся пенсионером.

Но наниматель может также выплатить суммы компенсаций и пособий и до дня фактического расчета, указанного в приказе о сокращении. Для этого достаточно достичь обоюдного согласия с трудящимся пенсионером. Сумма компенсации в этом случае не будет уменьшаться на число дней, которые оставались до фактического прекращения трудовых отношений.

Они начисляются в течение двух последних месяцев работы.

  • Выплаты, зависящие от принятого решения службы занятости населения (выплачиваются, в случае их начисления, в течение третьего месяца).
  • Пенсионер не может быть безработным Следовательно, исходя из всей вышеизложенной информации, можно констатировать тот факт, что людей, достигших пенсионного возраста, в нашей стране увольняют в точно таком же порядке и с учетом тех же правил, что и при увольнении работников других возрастных категорий. В свою очередь, служба занятости населения сочла необходимым пояснить гражданам, что у нее отсутствуют какие-либо причины для отказа пенсионерам в помощи в поиске работы, но выплата пособий такой категории соискателей производиться не будет.

Если говорить конкретно, то компенсация уволенному по сокращению пенсионеру обязана равняться размеру его средней заработной платы. Она рассчитывается в пропорциональном порядке относительно количества времени, которое осталось до конца истечения срока предупреждения. Ошибочно полагать, что при сокращении штатов увольняемым пенсионерам выплачивается только выходное пособие.

  1. Выходное пособие. Оно выплачивается в последний рабочий день.
  2. Выплаты на протяжении периода поиска новой работы.
  1. Выходное пособие в размере среднего заработка (ч. 1 ст. 178 ТК РФ).
  2. За пенсионером сохраняется средний заработок на период трудоустройства.

На этом остановимся чуть подробнее. В соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ за увольняемым работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.

Часть 2 ст. 178 ТК РФ предоставляет право органам службы занятости населения сохранять средний заработок за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения. Решение об этом принимается в исключительных случаях и при условии, что уволенный работник обратился в службу занятости в течение двухнедельного срока после увольнения и не был им трудоустроен.

Часть 1 ст. 318 ТК РФ устанавливает увеличенный срок сохранения среднего заработка за уволенным работником в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Указанный срок составляет три месяца со дня увольнения.

Часть 2 ст. 318 ТК РФ устанавливает, что в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения. Решение принимает орган службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Именно выплаты среднего месячного заработка в период трудоустройства, которые осуществляются за счет работодателя, часто и становятся камнем преткновения. Конфликты возникают и как между бывшим работником и работодателем, так и между работодателем и органом службы занятости населения.

  1. Сохранение среднего заработка на период двух (трех) месяцев.

Если вернуться к нормам трудового законодательство, то очевидно, что все выплаты положены работнику, увольняемому в связи с сокращением штата. Именно за увольняемым работником сохраняется средний заработок, никаких дополнительных условий законодательство не устанавливает.

  1. Сохранение среднего заработка в течение третьего месяца (для северных районов — четвертого, пятого и шестого месяцев).

Если пенсионер обратится в орган службы занятости населения, то его безработным не признают, это определено законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Но зарегистрируют как гражданина, ищущего работу, и окажут содействие в трудоустройстве.

Таким образом, выплата среднего заработка осуществляется по решению органа службы занятости населения при соблюдении следующих условий:

  1. Уволенный работник обратился в органы службы занятости населения в установленные сроки (смотрите выше — двухнедельный и месячный срок для северян).
  2. Уволенный работник не трудоустроен.

Подводя итог. Увольняемый работник-пенсионер имеет право на выплаты, связанные с сокращением штата, в полном объеме.

Как сокращают пенсионера

Закона о занятости). Надо ли выплачивать пособие за третий месяц после увольнения?По закону за уволенным по сокращению штата может быть сохранен средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения (в районах Крайнего Севера еще и в течение четвертого – шестого месяцев). Такое решение вправе принять служба занятости населения, если соблюдены сразу три условия (ч. вторая ст.

178, 318 ТК РФ):– работник обратился в службу занятости в двухнедельный срок после увольнения (в районах Крайнего Севера – в течение одного месяца);– служба занятости не смогла трудоустроить работника;– обстоятельства, препятствующие трудоустройству работника, признаны исключительными.Поскольку законодатель не дает определение термину «исключительные случаи» нетрудоустройства, это приводит к неожиданным и иногда курьезным выводам (схема на стр. …).

Месяц Количество отработанных дней Сума ЗП, рубли Премии, дотации, надбавки (рубли) Вознаграждение за выслугу лет (рубли) Март 2014 20 20.000 780,35 — Апрель 2014 20 20.000 552,50 — Май 2014 20 20.000 700,00 — Июнь 2014 15 15.000 — — Июль 2014 10 10.000 — — Август 2014 20 20.000 1000 — Сентябрь 2014 20 20.

000 1000 — Октябрь 2014 20 20.000 1000 — Ноябрь 2014 20 20.000 — — Декабрь 2014 1 1000 — — Январь 2015 14 14.000 — — Февраль 2015 20 20.000 1000 — Итого 200 дней 200.000 рублей 6032,85 рублей 0 На основании данных таблицы можно определить средний дневной заработок в минувшем году: Выходное пособие положено сотруднику К.

Выше мы разъяснили: работающий пенсионер может быть сокращен с работы в том же порядке, что и прочие работники. Это означает, что все полагающиеся по закону выплаты такое лицо получит в установленном объеме.

Компенсация работающим пенсионерам при сокращении штата предусматривает также выплату в размере среднемесячного заработка за второй месяц после расторжения ТД, но при условии, что уволенный работник не устроился на работу в течение второго месяца после сокращения (т. е. сохраняется среднемесячный заработок на период трудоустройства).

Пособие на период трудоустройства выплачивается, если работник, уволенный по сокращению, в течение 2 недель (а для жителей Крайнего Севера и приравненных к ним регионов — 1 месяца) встал на учет в службу занятости, однако не смог трудоустроиться в течение двух месяцев с момента расторжения ТД.

Для получения выплаты работник обращается к бывшему работодателю по истечении двух месяцев с момента увольнения, предъявляя удостоверяющий личность документ и трудовую книжку без очередной записи о новом месте работы.

Выплата за первый месяц после сокращения работника ему не полагается, т. к. она уже была включена в выходное пособие и выплачена в день увольнения.

Пример

За основу расчетов возьмем рассмотренный выше пример, когда среднемесячный заработок сотрудника составил 3641, 3 руб.

Предположим, что и во второй месяц после сокращения такой работник не смог найти работу и в этом месяце было 22 рабочих дня.

Тогда сумма пособия на период трудоустройства составит: 3641,3 × 22 = 80 108,6 руб.

Возможны ситуации, когда работник трудоустраивается в течение второго месяца после сокращения. В этом случае ему также положено пособие на период трудоустройства, однако не за весь месяц, а только за рабочие дни, когда он еще был безработным.

ВАЖНО! Ни выходное пособие при сокращении работника, ни пособие на период трудоустройства не облагаются налогом на доходы физлиц в части, не превышающей трехкратный (а для жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей — шестикратный) размер среднемесячного заработка (ч. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ).

Итак, при увольнении пенсионера по сокращению штатов выплаты компенсационного характера все те же самые, что и при сокращении работников, пенсионерами не являющихся.

Какие выплаты при сокращении пенсионера предусмотрены законом? Это:

  • заработная плата за расчетный период;
  • компенсация за неотгулянный отпуск;
  • выходное пособие;
  • пособие на период трудоустройства (в установленных законом случаях).

Законное право трудиться имеет любой гражданин независимо от пола и возраста. А это значит, что работник-пенсионер также может трудиться, выполнять обязанности, получать заработную плату, как и простые трудящиеся. Специальных ограничений или исключений для этой категории граждан чиновники не предусмотрели.

Однако спорные ситуации возникают. Например, мнения специалистов по вопросу, какие выплаты положены при сокращении пенсионера, разделились. Одни считают, что пенсионер не должен получать выходное пособие за третий месяц. А вторые, наоборот, трактуют действующие нормы законодательства в пользу пожилых. Давайте разбираться, когда и какие выплаты при увольнении пенсионера по сокращению штатов должен выплатить работодатель.

Выходное пособие при сокращении пенсионерам за 3 месяца

Какие выплаты полагаются сокращенному пенсионеру? При сокращении численности или штата работников в последний день работы работодатель не прощается с работником, так как трудовым законодательством предусмотрены определенные выплаты даже по истечении нескольких месяцев после увольнения. И если с простыми работниками все четко и понятно, то как быть с работниками-пенсионерами, ведь они уже социально защищены государством путем назначения им пенсии?

Эти выводы следуют из целого ряда решений региональных судов (определение Самарского облсуда от 12.07.11 по делу № 33-6963, Кировского облсуда от 31.01.12 по делу № 33-306, Костромского облсуда от 16.05.12 по делу № 33-702А и др.). Увольнение пенсионера по сокращению штатов: выплаты, пособие Итак, на какие моменты будет обращать внимание суд и чего надо всеми силами избегать, чтобы не потерять то, что положено по закону?

Статья 178 ТК РФ устанавливает условия сохранения среднего заработка за третий месяц: своевременное, в течение двух недель, обращение в службу занятости плюс нетрудоустройство в течение последующих трёх месяцев. Невыполнение этих формальных требований, безусловно, лишает бывшего работника права на выплату среднего заработка за третий месяц.

Работодатель обязан будет в любой момент на основании заявления и трудовой работника предоставить ему суммы законной помощи. Если же он откажется это сделать, пенсионер может защитить свои права посредством обращения в следующие организации:

  • профсоюз;
  • трудовую инспекцию;
  • прокуратуру;
  • суд.

Работники трудовой инспекции и прокуратуры проведут проверку законности увольнения пенсионера и обяжут работодателя выплатить задолженность.

Внимание

Кроме этого, если будет установлен факт того, что нарушался порядок увольнения и расчета по сокращению, предприятию или организации допустившим столь оплошную ошибку грозят внушительные штрафы и кадровые изменения. Очевидно, что выплаты пенсионеру, который подпадает под сокращение, гарантированы на законодательном уровне.

В этой статье я хочу Вам рассказать об обязательных выплатах, получаемых при увольнении по сокращению штатов, о сроках получения компенсационных выплат и об особенностях выплат при сокращении для пенсионеров. Содержание статьи ○ Часть 1. Какое пособие получит работник при сокращении штата?○ Часть 2.

Сроки получения обязательных выплат. Пример расчета.○ Часть 3. Выплаты при сокращении пенсионеров. Увольнение работника, это процедура достаточно сложная, в особенности когда такое увольнение происходит по инициативе работодателя.

В том чтобы процесс увольнения сотрудника прошёл наиболее безболезненно, а также выплаты, полагающиеся работнику, соответствовали требованиям действующего законодательства РФ, заинтересован, прежде всего, сам работодатель.Какое пособие получит работник при сокращении штата? Трудовым кодексом РФ предусмотрены обязательные выплаты, которые должен осуществить работодатель в случае сокращения штата организации. К таким выплатам относятся:

  1. В первую очередь — это заработная плата сотрудника за фактически отработанное время (ст.140 ТК РФ).
  2. В случае если отпуск не был использован сотрудником, попадающим под сокращение, то в соответствии со ст. 127 ТК РФ необходимо начислить компенсацию за неиспользованный отпуск.
  3. Ст. 178 ТК РФ предусматривает выплату выходного пособия, начисляемого в размере среднего заработка.

Для проведения этого несложного мероприятия также должны быть соблюдены все необходимые условия, предусмотренные действующим законодательством нашего государства. Имеется в виду, что инициатором досрочного прекращения трудового соглашения и всех сопутствующих этому соглашению трудовых отношений обязан выступить именно работодатель, а не работник, попавший под сокращение штата.

Работник, в свою очередь, обязан выразить в письменном виде свое согласие с этим фактом в сложившейся ситуации. В ситуации же, когда окончание срока предупреждения еще не наступило, но сотрудник уже подыскал себе новое рабочее место, он обязан в письменном виде проинформировать свое действующее начальство о намерении прекратить действие трудового соглашения.

При соблюдении всех вышеперечисленных условий, работодатель имеет полное право на досрочный разрыв всех трудовых отношений с этим сотрудником.

Единообразное применение указанных норм является важной задачей в обеспечении работников одинаковой степенью правовой защиты в случае наступления неблагоприятных последствий при увольнении. Однако в отношении пенсионеров, с которыми расторгается трудовой договор по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, единства в судебной практике в вопросах предоставления выходного пособия нет.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 N А12-18844/06, удовлетворяя заявление ЗАО «Волгоградский инструментальный завод», кассационная инстанция исходила из того, что суды первой (12.12.2006) и апелляционной (08.02.2007) инстанций пришли к правомерному выводу о недоказанности наличия исключительных обстоятельств, которые могли быть учтены при принятии решения о выплате за счет средств Общества среднемесячной заработной платы бывшему работнику Общества за третий месяц со дня увольнения, поскольку гражданка А.Г.Они начисляются в течение двух последних месяцев работы.

Уволенный по сокращению пенсионер может обратиться за выплатой ему среднемесячного заработка и за третий месяц после сокращения при наличии следующей совокупности условий (ч. 2 ст. 178 ТК РФ, письмо Минфина РФ от 15.03.2006 № 03-03-04/1/234):

  • такой работник в 14-дневный срок с момента увольнения встал на учет в службе занятости;
  • такой работник не смог трудоустроиться в течение 3 месяцев с момента увольнения;
  • имеется решение службы занятости о сохранении среднемесячного заработка и на третий месяц.

Выплата гражданам пенсии по старости не отменяет действия норм трудового законодательства в отношении таких лиц в части возможности сохранения за ними среднемесячного заработка в т. ч. на третий месяц после сокращения при наличии вышеперечисленных обстоятельств (определение Краснодарского краевого суда от 27.09.2012 по делу № 33-19551/2012).

Мнение о том, что выплата гражданину пенсии по старости является основанием не предоставлять пенсионеру компенсацию за третий месяц после сокращения, суды не поддерживают, т. к. если гражданин не признан безработным (а лицо, получающее пенсию по старости, таковым признано быть не может, поскольку имеет средства к существованию), это не препятствует центру занятости оказать по его заявлению госуслугу по поиску подходящей работы (см. решение Центрального райсуда г. Сочи от 25.01.2016 по делу № 2а- 856/16).

Для формирования решения о сохранении за пенсионером среднемесячного заработка на третий месяц служба занятости должна оценить наличие исключительных обстоятельств, не позволивших его трудоустроить. Тот факт, что при наличии подходящих вакансий пенсионер без объективных причин от них отказался, выступит основанием в суде для аннулирования решения службы занятости о сохранении пособия (см. предыдущий пример решения).

Какие выплаты при сокращении пенсионеров с работы производятся в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях? По общему правилу те же самые, что и для работников на иных территориях:

  • заработная плата за отработанный период;
  • компенсация за неотгулянный отпуск;
  • выходное пособие.

Однако срок, на который может быть сохранен среднемесячный заработок (на период трудоустройства) после расторжения ТД, несколько отличается.

Для граждан, работающих в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, среднемесячный заработок сохраняется на срок до 3 месяцев с даты расторжения ТД с зачетом выходного пособия (ст. 318 ТК РФ).

В исключительных случаях среднемесячный заработок сохраняется за такими работниками на четвертый, пятый или шестой месяцы по решению службы занятости при наличии совокупности условий:

  • работник обратился в службу занятости в месячный срок с момента увольнения;
  • такой работник не был трудоустроен службой занятости.

Данные положения ТК РФ также распространяются и на работающих пенсионеров (см. письмо Роструда от 11.02.2010 № 594-ТЗ).

ВАЖНО! Реализация права на сохранение среднемесячного заработка на четвертый, пятый и шестой месяцы с момента увольнения связана с наличием исключительного случая, подлежащего установлению службой занятости. Отсутствие в законе перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия службой занятости решения о сохранении среднемесячного заработка за указанные периоды при наличии только факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка предоставления государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы (см. решение Курильского райсуда Сахалинской обл. от 27.02.2018 по делу № 2-19/2018).

Если сокращенный работник не нашел новую работу в течение третьего месяца после сокращения, то ему полагается дополнительная компенсация (ст. 178 ТК РФ). Однако вопрос о пенсионерах не решен и по сей день. Как быть работодателю, если даже законодатели не пришли к единому мнению по спору, выплачивается ли пособие при сокращении пенсионера за третий месяц нетрудоустройства?

Большая часть чиновников придерживается мнения, что при сокращении пенсионера дополнительной компенсации за третий месяц не положено. Ведь пенсионер — социально защищенная категория населения, и ему гарантирована выплата пенсии (по старости, по выслуге лет и на прочих основаниях). Однако мнение чиновников не помешает обратиться пенсионеру в суд и, возможно, добиться выплат в свою пользу.

Решение есть: основанием для назначения компенсации за третий месяц нетрудоустройства является соответствующее решение Службы занятости населения. И если представители Службы занятости признали уволенного пенсионера безработным и выдали официальное решение установленного образца, то деньги выплатить придется.

Могут ли сократить пенсионера?

Можно ли сократить пенсионера по сокращению штата: что говорит ТК РФ?

Порядок сокращения пенсионеров

Компенсации при сокращении

Выплачивается ли пособие по безработице при сокращении пенсионера?

Итоги

Можно ли сократить пенсионера по сокращению штата: что говорит ТК РФ?

Ч. 2 ст. 3 ТК РФ установлен запрет на ограничение либо ущемление прав работников в силу возраста либо по другим основаниям, которые не касаются профессиональных или деловых качеств. Соответственно, пенсионеры работают по трудовым договорам на общих основаниях, а ущемление их трудовых прав по возрасту или состоянию здоровья не допускается.

Единственным исключением из данного правила являются государственные служащие. Согласно ч. 2 ст. 39 ФЗ «О государственной…» от 27.07.2004 № 79-ФЗ достижение госслужащим предельного возраста пребывания на службе (65 лет) является основанием для увольнения. Однако для некоторых категорий госслужащих предусмотрены исключения, когда предельный возраст нахождения на службе может быть продлен на основании решения руководителя органа, в котором служит сотрудник (ч. 1 ст. 25.1 ФЗ № 79).

По каким правилам производится сокращение пенсионера

Сокращение пенсионеров в 2019 году проводится по общим правилам, определенным ст. 179 и 180 ТК РФ, без каких-либо ограничений и изъятий.

При сокращении сотрудника, согласно ч. 1 ст. 179 ТК РФ, во внимание принимаются только его квалификация и производительность труда. Соответственно, предпочтение должно отдаваться более квалифицированному и эффективному сотруднику.

При этом в ряде организаций работники могут иметь одинаковую производительность труда (данный показатель к ряду профессий и должностей и вовсе не применим) и квалификацию. В такой ситуации преимуществом обладают сотрудники, перечисленные в ч. 2 ст. 179 ТК РФ, в том числе:

  • работники, имеющие двух и более иждивенцев;
  • сотрудники, в семье которых больше никто не работает;
  • работники, которые в период службы у работодателя получили профзаболевание или увечья;
  • инвалиды ВОВ и боевых действий;
  • повышающие квалификацию по направлению работодателя без отрыва от производства.

Важно! Пенсионеры в силу ч. 2 ст. 179 ТК РФ не будут пользоваться преимущественным правом оставления на работе при сокращении штатных единиц. То есть при возникновении выбора между увольнением по сокращению пенсионера либо более молодого сотрудника предпочтение должно отдаваться более квалифицированному и эффективному из них.

Порядок сокращения пенсионера

Напоминаем, что порядок сокращения пенсионеров при сокращении штата регламентируется ст. 179, 180 ТК РФ.

Первый вопрос, с которым нужно определиться администрации организации, — это перечень сокращаемых должностей и сотрудников.

На крупных предприятиях для этих целей создается специальная комиссия, цель которой — экономически обоснованное проведение организационно-штатных мероприятий. Состав комиссии, полномочия и другие вопросы ее деятельности регламентируются приказом руководителя, а по итогам работы составляются отчет и рекомендации по сокращению как должностей, так и конкретных сотрудников. Соответственно, вопросы квалификации специалистов, их эффективность, возможность перемещения сокращаемых сотрудников на имеющиеся вакантные должности должны учитываться в ходе работы комиссии.

После того как руководство организации определилось с перечнем сокращаемых сотрудников, каждому из них должны быть предложены другие вакантные должности в организации с учетом требований к здоровью.

Ч. 3 ст. 81 ТК РФ обязывает администрацию предложить весь список имеющихся вакансий, в том числе и с меньшей заработной платой, более низкие должности, которые конкретный пенсионер может занимать с учетом его квалификации и состояния здоровья в данной местности (обычно в рамках конкретной административно-территориальной единицы). Такое предложение следует оформить письменно, передать сотруднику под расписку и установить разумный срок для дачи согласия на перевод либо отказ от него. Отсутствие согласия на перевод в течение установленного срока должно означать отказ работника от перевода.

При согласии работника достаточно внести изменения в трудовой договор, которые будут подтверждены подписями обеих сторон. Если же работник отказался от перевода, требуется получить от него соответствующее документально подтверждение либо дождаться окончания срока, определенного в предложении.

Как предупредить пенсионера о сокращении

Параллельно с предложением сокращаемому работнику другой работы ч. 2 ст. 180 ТК РФ обязывает администрацию организации уведомить работника о предстоящем сокращении. Об этом пенсионер должен быть предупрежден индивидуально и под расписку как минимум за 2 месяца до дня предполагаемого увольнения.

Важно! Предупреждать сотрудника необходимо с таким расчетом, чтобы увольнение не приходилось на отпуск сотрудника. Это связано с тем, что согласно ст. 81 ТК РФ увольнять работника, находящегося в отпуске или на больничном, недопустимо.

Ч. 3 ст. 180 ТК РФ позволяет работодателю с согласия сотрудника расторгнуть с ним трудовой договор досрочно, до истечения 2-месячного срока до предстоящего увольнения по сокращению. За весь оставшийся до конца предупреждения о сокращении срок работнику должна быть выплачена компенсация в размере среднего заработка.

П. 2 ст. 25 ФЗ «О занятости…» от 19.04.1991 № 1032-1 обязывает работодателя-организацию также за 2 месяца предупредить центр занятости о предстоящем сокращении работников. ИП должны направить такое уведомление не позднее чем за 2 недели до увольнения.

Уведомление составляется в свободной форме. При этом в него нужно включить следующую информацию о каждом сотруднике:

  • должность и профессию;
  • требования к квалификации для занятия должности;
  • размер заработной платы.

Компенсации при сокращении

Согласно ч. 1 ст. 178 ТК РФ сокращенному пенсионеру полагается компенсация в размере 1 среднемесячного заработка. Дальнейшие же выплаты определяются в зависимости от действий пенсионера.

Если пенсионер не может найти работу и не трудоустроился, он вправе получать средний заработок до момента трудоустройства, но не больше чем в течение 2 месяцев.

Пособие за третий месяц после увольнения

В исключительных случаях может выплачиваться средний заработок и за третий месяц после увольнения, если человека не смогли трудоустроить. Для этого пенсионер должен встать на учет в службу занятости населения в течение 2 недель с момента увольнения, а после получения среднего заработка за 2 месяца написать в службу занятости заявление о выплате третьего. В результате орган может вынести решение о сохранении за уволенным сотрудником среднего заработка за третий месяц, и работодатель на основании этого решения обязан произвести выплату.

Расчет компенсации

Предположим, что пенсионер трудоустроился через 25 дней после увольнения. В этом случае он не получит компенсацию вовсе. Если трудоустройство произошло, допустим, через 45 дней, пенсионеру выплатят первую компенсацию и часть второй (за 15 дней). Если же он за двухмесячный период с момента увольнения не устроится совсем, то получит второй среднемесячный заработок полностью.

Чтобы рассчитать размер компенсации, необходимо определить средний заработок сотрудника за один день. Для этого потребуется рассчитать все выплаты, произведенные пенсионеру за предшествующие 12 месяцев, и разделить их на количество отработанных дней за год.

Второй шаг — умножить количество рабочих дней в месяце на средний дневной заработок. Количество рабочих дней в месяце считается по графику работы организации, из которой сократили пенсионера.

Выплачивается ли пособие по безработице при сокращении пенсионера?

Вопрос о пособиях безработным пенсионерам решается исходя из положений п. 1 ст. 31 ФЗ № 1032-1. Для выплаты пособия гражданин должен получить статус безработного.

Важно! Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ № 1032-1 граждане, которые получают пенсию по старости либо по выслуге лет, то есть пенсионеры, не могут быть признаны безработными. А следовательно, пособие по безработице им не полагается.

Может возникнуть резонный вопрос: имеет ли вообще пенсионер право встать на учет в центре занятости для содействия в трудоустройстве? Разъяснение содержится в письме Роструда от 27.10.2005 № 1754-61. В нем ведомство отмечает, что пенсионеры могут обратиться за содействием в трудоустройстве в центр занятости и получить необходимый документ (решение данного органа) о том, что они не трудоустроились.

В 2012 году было принято постановление Правительства РФ «О порядке…» от 07.09.2012 № 891, которым определены процедуры регистрации безработных и граждан в целях поиска подходящей работы. Соответственно, в регистрации в центре занятости для поиска работы, получении необходимой информации, консультаций по вопросам трудоустройства для пенсионеров юридических препятствий не существует.

При обращении в центр занятости пенсионер приобретает статус не безработного, а гражданина в целях поиска подходящей работы, что позволяет ему получить необходимую помощь в поиске вакансии с учетом его квалификации и состояния здоровья. Однако данный статус не позволяет пенсионеру получать пособие по безработице.

Обратите внимание! В отношении предпенсионеров действует иной порядок, и они вправе претендовать на получение пособия.

Итоги

Пенсионеры, как и любые другие работники, могут быть сокращены работодателем. И на них точно так же распространяются все гарантии (правовые и финансовые), предусмотренные нормами ТК РФ. Что же касается пособия по безработице, то оно не полагается пенсионерам, так как они, получая пенсию, не могут быть признаны безработными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *