Закон о подземных водах

Пользование недрами, частью которых значатся подземные воды, является лицензируемым видом деятельности. В качестве компенсации за расходование народного достояния недропользователи уплачивают в казну государства водный налог на скважину. За последнее время требования законодательства ужесточились: обязанность по внесению сборов распространилась на водозаборы садовых товариществ.

Налог на скважину.

Содержание

После водной амнистии

Закон «О недрах» №2395-1 действует с 1992 г. Вплоть до 2015 г. владельцы скважин, проживающие в частном доме, не попадали в число плательщиков налога – к этой категории относятся организации и индивидуальные предприниматели.

Государство с 2016 г. проводит водную амнистию, срок которой истекает 31 декабря 2019 г. В течение этого периода действуют льготы, стимулирующие собственников скважин к оформлению разрешения на пользование недрами.

До истечения срока можно узаконить скважины садовых некоммерческих товариществ на льготных условиях:

  • не уплачивать госпошлину в размере 7,5 тыс. руб. за оформление лицензионного соглашения;
  • получить лицензию на право водопользования без проведения геологоразведочных работ;
  • игнорировать процедуру госэкспертизы запасов подземных вод;
  • пользоваться водой из артскважин без оформления разрешения до 2020 г.

Получение лицензии обязательно и для физических лиц. После завершения водной амнистии все перечисленные льготы исчезнут, а за нарушение правил недропользования станут штрафовать.

Товарищества и физлица, не желающие оформлять лицензию на артезианскую скважину, будут вынуждены ликвидировать незаконно используемый водозабор по предписанию надзорных органов. Произойдет это не сразу, а после применения административных мер воздействия на правонарушителей по ст. 7.3 КоАП.

В зависимости от статуса собственника водозабора и тяжести проступка размер штрафа будет таким (в тыс. руб.):

Категория нарушителей Отсутствие лицензии Пользование с отступлениями от лицензионного соглашения
Граждане 3-5 2-3
Должностные лица 30-50 20-40
Предприятия и организации 800-1000 300-500

Скважины непременно оборудуются расходомерами – их проверяют представители Росприроднадзора. Мониторинг состояния подземных вод собственником скважин контролируется природоохранной прокуратурой.

Регламентирующие законы

Кроме Закона «О недрах», отношения в сфере пользования водой из скважин регулируются еще многими документами.

Порядок лицензирования изложен в постановлении Верховного Совета РФ №3314-1 от 15.07.1992, инструкции Роскомнедра №583 от 16.05.1994 г. Водный кодекс от 03.06.2006 №74-ФЗ закрепляет в п. 3 ст. 43, что регламент пользования подземными водными ресурсами регулируется законодательством о недрах.

В части налоговых сборов и в целях расширения круга плательщиков за счет скважин на дачных участках действуют следующие документы:

  • Налоговый кодекс РФ части 1 от 31.07.1998 №146-ФЗ и 2 от 05.08.2000 №117-ФЗ;
  • закон о садоводстве и огородничестве от 20.07.2017 №217-ФЗ;
  • Правила охраны подземных вод, утвержденные правительственным постановлением №94 от 11.02.2016 г.

Плательщики водного налога обязаны ежеквартально, до 20 числа следующего периода, отчитываться о расходе ресурса и сдавать декларацию в инспекцию ФНС – Федеральной налоговой службы. Форма документа утверждена приказом ФНС от 09.11.2015 №ММВ-7-3/497.

Налоговые сборы на скважину.

За какую воду придется платить налог

Колодцы сооружают для пользования водой с горизонтов, расположенных недалеко от земной поверхности. В зависимости от глубины это верховодка, находящаяся в 3-5 м, или грунтовые воды – 6-20 м. Межпластовые воды занимают пространство в интервале 25-90 м, а глубже находятся артезианские водоемы под давлением окружающих горных пород – стратегический запас страны.

Облагаются налогом скважины, подходящие под условия:

  • водопользование осуществляется в целях получения коммерческой выгоды;
  • слой, питающий скважину, является объектом водозабора для центрального водоснабжения;
  • водозабор происходит с артезианского горизонта;
  • ресурсы в подземном водном объекте учтены Государственным балансом запасов полезных ископаемых, к которым относятся питьевые, лечебные минеральные, теплоэнергетические, промышленные и технические воды;
  • дебит скважины превышает 100 м³ в сутки.

Оплата воды после получение лицензии на скважину.

Обязанность по уплате налога возникает после получения лицензии на добычу водного ресурса. Процедура оформления разрешения во время водной амнистии занимает до полугода, но после льготного периода составит 1,5-2 года.

Ст. 333.12 НК посвящена ставкам налога: в таблице п. 1 приведены значения в рублях по регионам и бассейнам рек. Самый высокий сбор установлен для озера Байкал в Восточно-Сибирской экономической зоне – 678 рублей за 1 тыс. м³ забранной воды.

Минимальная ставка предусмотрена для скважин в бассейнах рек Енисей и Лена, расположенных в том же регионе – 306 руб./тыс. м³. В этом же пункте приводятся поправочные коэффициенты по годам пользования: в 2019 г. – 2,01; 2020 – 2,31; 2021 – 2,66.

Пунктом 3 той же ст. 333.12 нормируются ставки налога при расходе ресурса на водоснабжение населения: по 31.12.2019 г. размер сбора 141 руб./тыс. м³, а в период 01.01.2020-31.12.2020 – 162 руб./тыс. м³. Если питьевая вода очищается и продается в бутылках ради коммерции, к налоговой ставке применяется коэффициент 10.

Кто освобождается от налога

Основанием для уплаты сбора является лицензия на пользование участком недр в целях добычи подземной воды. Порядок уплаты и размер налога регламентируется Налоговым кодексом.

Сочетание двух направлений права позволяет сформировать список ситуаций, когда собственники водозабора освобождаются от водного налога:

  • эксплуатация скважин, не требующих лицензирования, в целях обеспечения питьевой и технической влагой частных домовладений;
  • расход воды на тушение пожара, ликвидацию аварий, последствий стихийных явлений;
  • добыча жидкости, содержащей редкоземельные минералы, лечебные вещества;
  • орошение сельхозугодий, водопой животных и птиц;
  • водопользование для оборонных мероприятий и в целях охраны безопасности страны.

Глава 25.2 НК, посвященная налоговым льготам, никаких послаблений в отношении сбора не предусматривает. Но ст. 333.9 устанавливает список действий с расходом водного ресурса, не учитываемого при расчете налога. Ст. 333.12 предусматривает пониженную ставку при водоснабжении населения.

Вышли новые правила о пользовании подземными водами. Владельцы частных домов и дачники забеспокоились. Ведь так называемый закон о скважинах в частном доме, который вступил в силу в 2019 году повлечет за собой новые налоги, ужесточит требования.

Статья 19.2 Закона “О недрах” с последней редакцией от 2019 года

Вырезка из закона “О недрах”

Как видно из статьи 19.2 обычному дачнику или садоводу волноваться не стоит. Никто не заставит Вас получать лицензию на скважину, которую вы используете для собственных нужд. Несмотря на это уже сейчас появляются сообщения о попытках мошенничества и принуждения получения липовых “лицензий”. Будьте внимательны, не попадитесь на уловки мошенников! Полностью текст Закона “О недрах” можно прочитать на сайте КонсультантПлюс.

С одной стороны, недра принадлежат государству. Питьевая вода по сути – полезное ископаемое, наряду с нефтью, газом, каменным углем. Ее месторождения и места добычи подлежат государственному учету и контролю. Каждая скважина внесена в госреестр, ей присвоено регистрационное свидетельство.

На Вашем участке уже есть скважина или еще думаете о Плюсах и Минусах? ЕстьДумаю

С другой стороны, почему человек, обустроивший участок, за который он уже заплатил налог, вложил собственные средства на строительство частного колодца на даче, пользуется им изредка и исключительно в личных целях, должен платить еще?

Контроль за водопользованием объективно необходим потому, то имеет тесную взаимную связь с экологическим благополучием жизни и эпидемиологической обстановкой.

Нормы закона, регулирующего процесс обустройства скважин на воду

Закон о регистрации скважин на воду вступил в силу с 1 января 2019 года.

Все, кто занимается добычей воды, распределены на три категории:

  1. Юридические лица, ведущие производственную и хозяйственную деятельность, добывающие артезианскую воду.
  2. Садоводческие товарищества, дачники, пользующиеся скважинами в личных некоммерческих целях.
  3. Частные лица, пользующиеся подземными источниками для удовлетворения собственных потребностей. Эта группа ограничена рядом регламентирующих условий.

Законодательно утверждена процедура добычи воды. Если предполагается бурить артезианскую скважину, обязательно потребуется лицензия. Если колодец построен для частных нужд на даче и расположен на глубине первого от поверхности земли водоносного слоя (на песке), разрешение на него получать не нужно.

Что можно по закону без регистрации и лицензии?

Новый Закон о недрах гласит (ст.19), что в личных целях можно использовать только воду из первого водоносного песчаного пласта. Она не используется в промышленных целях и для нужд центрального водоснабжения. На балансе (учете) у государства стоят только воды второго и третьего пласта.

В новых правилах пользования подземными водами говорится, что землепользователи и землевладельцы в пределах собственного участка имеют право:

  • Использовать для бытовых нужд распространенные полезные ископаемые, в том числе и воду.
  • Потреблять подземные воды в объеме не более 100 м3 в сутки.
  • Глубина пробуренной скважины или колодца при этом не должна превышать 30 метров.

Из этих допусков следует, что колодцами на своем участке в личном подсобном хозяйстве можно пользоваться по-прежнему без регистрации, лицензирования и налога на скважину.

С проблемой столкнутся владельцы частных колодцев, где подземные воды в принципе залегают очень глубоко. А даже в Подмосковье есть территории, где водоносный песчаный или известняковый слой расположен на глубине 20 и более метров. Здесь без лицензии не обойтись вовсе.

Нововведения в законодательстве о недрах

Закон о скважинах на воду затрагивает те садоводческие товарищества и крестьянско-фермерские хозяйства, где обустроена артезианская скважина с водонапорной башней и водопроводными инженерными сетями.

В законе разграничены понятия коммерческого использования скважин и колодцев для бытовых нужд.

Узаконить колодец придется, если:

  • Вода используется для производства товаров.
  • Допускаются отчуждение, передача или продажа воды третьим лицам.

Нарушителей этих требований первоначально предупредят, затем вынесут предписание о необходимости регистрации водоносной скважины. В случае, если владелец проигнорирует требования закона, обяжут ликвидировать источник за счет собственных средств.

Как регистрируется водоносная скважина?

Обязательное получение лицензии на артезианскую скважину вводится с 2020 года. До этого времени зарегистрировать ее можно в добровольном порядке. Такое право у владельцев есть.

И лучше заранее начать процедуру подготовки необходимой документации. Зарегистрироваться заблаговременно стоит уже потому, что с 2020 года придется платить госпошлину. Предварительно размер составит 7500 рублей.

Штрафы за незаконное пользование недрами – до миллиона рублей для юридических лиц. Поэтому с оформлением документации нужно поторопиться.

Подготовительные мероприятия под бурение скважины на воду

Первоначально определяют, где, в каком конкретном месте вести земляные работы, чтобы попасть в водяную жилу, чтобы она не истощалась с течением времени. С какой глубины и из какого пласта брать воду, чтобы она была питьевой, а не годилась только для бытовых нужд.

Для этого делают запрос в региональный Фонд геологической информации. Сотрудники данной службы, отталкиваясь от карты, на которой указано расположение участка, предоставят необходимую геологическую информацию.

Законодательством предписано, что бурение колодцев могут проводить только специализированные организации, имеющие государственную аккредитацию и другие разрешительные документы.

Как зарегистрировать уже готовую скважину?

Если артезианская скважина уже имеется, и закон вступил в силу после, ее все-равно придется регистрировать на общих основаниях. В противном случае скважину или колодец обяжут ликвидировать в судебном порядке.

Как получить лицензию на водопользование из скважины?

Чтобы получить разрешение на бурение скважины, необходим пакет документов, в который входят:

  • Технический паспорт установленного образца.
  • Проведение геофизических исследований.
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение.
  • Анализ воды (бактериологический, химический, радиационный).

Необходимо сделать предварительный расчет потребления воды и согласовать в Федеральном агентстве водных ресурсов.

Роспотребнадзор согласует пригодность участка заявленным целям. На территории не должно быть загрязняющих объектов на расстоянии ближе 300 метров от скважины.

Чтобы оформить скважину, потребуются:

Для физических лиц Документ, удостоверяющий личность.
Правоустанавливающие документы на земельный участок (свидетельство о праве собственности или договор аренды).
Генплан участка.
Кадастровый план участка.
Ситуационный план с указанными объектами инфраструктуры.
Для юридических лиц Банковские реквизиты организации.
Фактический и юридический адрес.
Устав.
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Свидетельство ЭГРЮЛ.
Документы об учредителях.
Справка об отсутствии задолженностей по налогам и сборам.

Как Вы оцениваете КАЧЕСТВО воды в вашей скважине? ХорошееПлохое

Возможно понадобятся и другие документы. Процедура оформления может занять длительное время в зависимости от вида скважин, потребуются изыскательные работы. Проект проведения работ по бурению согласуют с контролирующими органами.

Как правило, к процессу привлекают специализированные организации, которые имеют лицензию, опыт проведения геолого-разведывательных и буровых работ, обладают базой геологических данных о местности.

Специалисты возьмут на себя подготовку разрешительной документации. Кроме того, подобные организации дают гарантию качества, необходимого объема воды из скважины и сроков пользования источником.

Лицензию на водопользование выдает Министерство природных ресурсов. Она содержит следующие сведения:

  • Информация о владельце.
  • Цели использования источника.
  • Основания для предоставления лицензии.
  • Предполагаемый объем водопотребления.
  • Местонахождение (географические координаты).
  • Геологическая информация из федерального реестра.
  • Условия безопасного использования.
  • Описание процедуры разведывательных работ.
  • Срок действия выданного документа.
  • Условия и порядок оплаты.

Дополнения и изменения в условия лицензии вносятся с ведома и по согласованию с органами госреестра и пользователем.

Срок получения лицензии на недропользование

От подготовки проекта до получения лицензии на недропользование пройдет больше года.

  1. Вначале делают геологические изыскания. На это требуется до 6 месяцев.
  2. Затем оформляют экспертную оценку водных запасов. Она занимает по времени от 3 до 12 месяцев.
  3. Наконец, официальное заключение готовится от 4 до 12 месяцев.

Приступая к официальному оформлению артезианской скважины, нужно отдавать себе отчет в том, какой объем работы придется выполнить. Но если источник дает достаточный объем воды, а она при этом высокого качества, то ее добыча будет приносить доход на протяжении десятков лет.

Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 21 февраля 1992 года N 2395-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О НЕДРАХ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 03.03.1995 N 27-ФЗ, от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ, от 14.05.2001 N 52-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 15.04.2006 N 49-ФЗ, от 25.10.2006 N 173-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 01.12.2007 N 295-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 18.07.2008 N 120-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 19.05.2010 N 89-ФЗ, от 26.07.2010 N 186-ФЗ, от 05.04.2011 N 45-ФЗ, от 05.04.2011 N 52-ФЗ, от 18.07.2011 N 219-ФЗ, от 18.07.2011 N 222-ФЗ, от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 30.11.2011 N 364-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 14.06.2012 N 74-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 30.12.2012 N 323-ФЗ, от 07.05.2013 N 85-ФЗ, от 23.07.2013 N 227-ФЗ, от 23.07.2013 N 228-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 408-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 21.07.2014 N 260-ФЗ, от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 24.11.2014 N 366-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 29.12.2014 N 459-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ, от 29.06.2015 N 205-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 03.07.2016 N 279-ФЗ, от 26.07.2017 N 188-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 30.09.2017 N 283-ФЗ, от 31.05.2018 N 122-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 02.08.2019 N 272-ФЗ, от 04.11.2019 N 355-ФЗ, от 27.12.2019 N 505-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. КонсультантПлюс: примечание. С 31.05.2020 в абзац второй вносятся изменения (ФЗ от 02.12.2019 N 396-ФЗ). См. будущую редакцию. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.06.2015 N 205-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

  • Раздел I. Общие положения
    • Статья 1. Законодательство Российской Федерации о недрах
    • Статья 1.1. Правовое регулирование отношений недропользования
    • Статья 1.2. Собственность на недра
    • Статья 2. Государственный фонд недр
    • Статья 2.1. Участки недр федерального значения
    • Статья 2.2. Федеральный фонд резервных участков недр
    • Статья 2.3. Участки недр местного значения
    • Статья 3. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования
    • Статья 3.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 4. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования
    • Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования
  • Раздел II. Пользование недрами
    • Статья 6. Виды пользования недрами
    • Статья 7. Участки недр, предоставляемые в пользование
    • Статья 7.1. Исправление технических ошибок в лицензии на пользование недрами
    • Статья 8. Ограничение пользования недрами
    • Статья 9. Пользователи недр
    • Статья 10. Сроки пользования участками недр
    • Статья 10.1. Основания возникновения права пользования участками недр
    • Статья 11. Лицензия на пользование недрами
    • Статья 12. Содержание лицензии на пользование недрами
    • Статья 13. Утратила силу
    • Статья 13.1. Конкурсы или аукционы на право пользования участками недр
    • Статья 14. Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона
    • Статья 15. Государственная система лицензирования
    • Статья 16. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования
    • Статья 17. Антимонопольные требования при пользовании недрами
    • Статья 17.1. Переход права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр
    • Статья 18. Предоставление в пользование участков недр местного значения и использование добытых на таких участках недр общераспространенных полезных ископаемых
    • Статья 19. Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод
    • Статья 19.1. Разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов, размещение в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей
    • Статья 19.2. Добыча подземных вод садоводческими некоммерческими товариществами и (или) огородническими некоммерческими товариществами
    • Статья 20. Основания для прекращения права пользования недрами
    • Статья 21. Порядок досрочного прекращения права пользования недрами
    • Статья 21.1. Пользование участками недр при досрочном прекращении права пользования участками недр
    • Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недр
    • Статья 22.1. Право на приобретение, хранение и использование служебного оружия организациями, проводящими полевые работы по региональному геологическому изучению недр и геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
  • Раздел III. Рациональное использование и охрана недр
    • Статья 23. Основные требования по рациональному использованию и охране недр
    • Статья 23.1. Геолого-экономическая и стоимостная оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр
    • Статья 23.2. Технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами
    • Статья 23.3. Первичная переработка минерального сырья пользователями недр
    • Статья 24. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами
    • Статья 25. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых
    • Статья 25.1. Предоставление земельных участков и водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами
    • Статья 25.2. Прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами
    • Статья 26. Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
    • Статья 27. Геологическая информация о недрах
    • Статья 27.1. Единый фонд геологической информации о недрах
    • Статья 27.2. Особенности представления, хранения и использования образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах
    • Статья 28. Государственный учет и государственная регистрация
    • Статья 29. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр
    • Статья 30. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
    • Статья 31. Государственный баланс запасов полезных ископаемых
    • Статья 32. Составление и ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых
    • Статья 33. Охрана участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность
    • Статья 33.1. Установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых
    • Статья 34. Государственное денежное вознаграждение за открытие месторождения полезных ископаемых
  • Раздел IV. Государственное регулирование отношений недропользования
    • Статья 35. Задачи государственного регулирования отношений недропользования
    • Статья 36. Государственное управление отношениями недропользования
    • Статья 36.1. Государственное геологическое изучение недр
    • Статья 36.2. Государственный мониторинг состояния недр
    • Статья 37. Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
    • Статья 38. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами
  • Раздел V. Платежи при пользовании недрами
    • Статья 39. Система платежей при пользовании недрами
    • Статья 40. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии
    • Статья 41. Утратила силу
    • Статья 42. Сбор за участие в конкурсе (аукционе)
    • Статья 43. Регулярные платежи за пользование недрами
  • Раздел VI. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах и разрешение споров по вопросам пользования недрами
    • Статья 49. Административная, уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах
    • Статья 50. Порядок разрешения споров
    • Статья 51. Возмещение вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах
  • Раздел VII. Международные договоры
    • Статья 52. Международные договоры

Открыть полный текст документа

Закон о регистрации скважин на воду

Государство всегда будет контролировать полезные ископаемые и всех, кто пользуется недрами, при этом регулирование водопользования находится на первом месте из-за ограниченности запасов и тесной связи качества воды с благополучием и эпидемиологической обстановкой. Практически повсеместно потоки питьевого качества отбирают из пластов с помощью скважин на воду, при правильной организации добыча может приносить немалый доход. Соответственно, государство пытается контролировать деятельность по разработке и получать свою часть дохода с помощью принятых законов и лицензирования. Конечно, отдельного закона о скважинах на воду властями еще не принято, но этого и не требуется, так как большая часть вопросов урегулирована действующими нормами законодательства и подзаконными актами.

На сегодняшний день основные вопросы, связанные с регистрацией скважин, получением разрешений и лицензии на осуществление добычи воды, урегулированы следующими актами:

  • Законом РФ от 1992 года №2395-I «О недрах» с изменениями и дополнениями;
  • Постановлением Верховного Совета РФ от 1992 N 3314-1 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», с изменениями;
  • Инструкцией Комитета по геологии и использованию недр или Роскомнедра от 1994г, зарегистрированной в Министерстве юстиции под № 583. Документ определяет практический механизм выполнения норм закона № 2395-I.

К сведению! Ответственность за нарушение норм закона о водопользовании определена статьей 7.3 Кодекса об административных правонарушениях. За проведение работ по обустройству скважины под воду без получения лицензии предусматривается наказание штрафом.

Для физлиц постройка скважины под воду с нарушением норм закона наказывается штрафом 3-5 тыс. рублей, для юрлиц – 88-100 тыс. рублей, для руководителей предприятий и фирм нарушение закона влечет за собой штраф 30-50 тыс. рублей.

Что можно по закону без регистрации и лицензии

Основные положения законов и подзаконных актов об использовании скважин под воду сводятся к следующему. В соответствии с законом все пользователи, занимающиеся добычей воды из подземных водоносных пластов, с 2017 г делятся на три категории. К первой категории относят всех субъектов, использующих воду для питьевых и технических нужд и ведущих хозяйственную или предпринимательскую деятельность в соответствии с законами Российской Федерации. Ко второй категории относятся садоводческие и дачные общества, не ведущие коммерческой деятельности и отбирающие воду в пределах норм, установленных законом. Третью категорию составляют физлица, добывающие воду в количествах и условиях, не превышающих норм, прописанных в законе и инструкции.

Кроме того, законом определены рамки и условия, выполнение которых допускает постройку и эксплуатацию скважины без регистрации и получения лицензии на бурение или водоотбор:

  • Забор воды через скважину или колодец должен осуществляться из водоносных пластов, которые по закону не подлежат регистрации в государственном реестре водных запасов общегосударственного значения;
  • Добыча воды осуществляется с водозабора, не используемого для систем центрального водообеспечения и водоснабжения городского или местного значения;
  • Скважина дебитует в сутки не более 100 кубов воды;
  • Отбор воды производится только для собственных нужд и не связан с ведением предпринимательской деятельности, как это трактуется законом.

Само собой разумеется, что контролирующие органы прекрасно осведомлены о возможностях местных водоносных слоев, глубине залегания воды, ее качестве и средних дебитах скважин, пробитых в большинстве частных домовладений, как говорится, «до песка». Периодически проводятся инспекции и проверки. Владельцев водозаборов, не укладывающихся по характеристикам в рамки, прописанные законом, первоначально предупреждают. При повторном нарушении закона штрафуют и выносят предписание о необходимости регистрации скважины на воду в установленном законом порядке. В случае невыполнения условий лицензирования закон требует прекратить отбор и заглушить скважину за счет нарушителя.

Как регистрируется водоносная скважина

Иногда владельцы водозаборных мелких скважин, пробуренных до верхнего водяного пласта, сознательно игнорируют процесс регистрации. Дебит такого водозабора редко когда превышает 500 л/ч, мощная водоотдача на глубинах около 20-ти метров — скорее исключение, чем правило. Другое дело артезианская скважина, ее бурение, обустройство и лицензирование является достаточно трудоемким занятием, не говоря уже о проблемах с законом.

К сведению! Все водоносные артезианские пласты с высоким качеством воды, соответственно, построенные скважины и водозаборы находятся на учете у государства.

Пробитая на глубину залегания известняковых пластов, она может легко в разы превысить ограничение в 100 кубов в сутки. Обычно глубина залегания таких водоносов составляет не менее 50 м, но существуют выходы пластов с чистой водой на 30-ти и даже 20-ти метровых отметках. Если на участке есть такой выход, то скважину обязательно нужно регистрировать по закону.

По закону бурение ствола артезианской скважины должна выполнять специализированная организация, имеющая соответствующую лицензию на проведение буровых работ. Найти такую контору несложно, но они вряд ли возьмутся бурить ствол до оформления пакета разрешительных документов. Кроме того, стоимость работ составляет от 5 до 10 тыс. долл., поэтому артезианку нередко пробивают в складчину.

Удобный с технической стороны вариант бурения артезианской скважины под воду тормозится несовершенством закона «О недрах», так как многие положения о совместном пользовании просто не прописаны или не конкретизированы.

По закону лицензию на пользование артезианским водозабором выдает Министерство природных ресурсов. Прежде чем обращаться за лицензией, нужно будет получить несколько разрешений и согласований:

  • Выполняется расчет планируемого потребления воды, разумеется, не самостоятельно, а специалистами. Проектный расчет согласуется с местным управлением Федерального агентства водных ресурсов;
  • По предоставленным планам территории отделением Роспотребнадзора выносится решение о пригодности вашего участка под обустройство скважины. По закону на площади 60 на 60 м не должно быть строений, ближайшие источники загрязнения находятся на удалении более 300 м, а в почве не должно быть опасных веществ;
  • На основании этих документов можно получать согласование и заказывать проект бурения и обустройства ствола артезианской скважины.

После получения готового проекта можно обращаться в местное отделение Министерства природных ресурсов за получением лицензии. Кроме разрешений и согласований, по закону для получения лицензии на новые скважины нужно предоставить подтверждение права собственности и регистрационные документы на участок земли.

После бурения скважины на воду по закону должен быть составлен паспорт объекта с указанием характеристик скважины. Построенный ствол по закону должен быть принят в эксплуатацию комиссией. Составляется акт и протокол обследования, на основании которых сведения о регистрации скважины на воду внесут в госреестр Управления федеральной регистрационной службы, как на объект недвижимости.

Как зарегистрировать уже готовую скважину

Получить лицензию на уже действующую скважину зачастую сложнее, чем на новую. Но делать это необходимо по закону в любом случае, особенно, если скважина дает хороший дебит чистой воды. Сегодня источник качественной воды может оказаться не менее прибыльным, чем нефтяная жила, вопрос только в организации процесса сбыта. Поэтому есть смысл искать способ, как узаконить и оформить водозабор.

Для регистрации действующей скважины необходимо подать в отдел лицензирования местного управления МПРиЭ заявление, документы на участок, в том числе генеральный план и решение Роспотребнадзора о санитарном благополучии участка.

До 2020 г регистрация и получение лицензии для полулегальных скважин выполняется в порядке так называемой «водной амнистии». Если расположение водозабора и отбираемый объем воды не наносят вреда экологии и стратегическим водным запасам региона, то в большинстве случаев решение легализовать скважину принимается по закону достаточно быстро.

В качестве обоснования можно сослаться на отсутствие в регионе качественных источников питьевой воды, огромное значение водозабора для ведения хозяйства или обеспечения насущных потребностей предприятия.

Нередко инспекция выезжает для проверки на местности указанных в заявлении сведений, поэтому придумывать и сочинять небылицы с целью получить заветную регистрацию нет смысла. Однажды отказав, природопользовательские чиновники крайне неохотно дают разрешение по повторному обращению. Кроме того, может быть выставлено предписание о постройке ограждения или сносе ряда объектов, расположенных на даче в санитарной зоне ствола. По закону необходимо выполнить требования и в трехдневный срок письменно проинформировать инспекцию о проведенных мероприятиях. Сам процесс выдачи лицензии займет не более трех дней.

Лицензия на подземные воды с 1 января 2020

Уже долгое время идут разговоры о том, что планируется ввести плату за пользование подземными водами. В августе 2020 года в этом вопросе поставлена точка – приняты поправки к закону «О недрах», которые определили как можно пользоваться подземными водами с 2020 года.

Закон «О недрах» – основной документ, регулирующий использование подземных вод

Основным документом, который регулирует отношения в сфере природных ресурсов, является закон №2395-1 от 21.02.1992 года «О недрах». Закон неоднократно изменялся и дополнялся. Последнее изменение зарегистрировано от 03.08.2020 года. Эта редакция вступила в силу с 1 января 2020 года.

Согласно новой редакции закона с 1 января 2020 года вводится обязательное лицензирование подземных вод. Но не для всех.

Закон разрешает использовать воду в личных целях и с горизонта «на песке» без оформления лицензии. Кроме того, потребление воды не должно превышать 100 кубометров в сутки.

Таким образом, большинство физических лиц, которые имеют скважины, закон не коснется.

А вот тем, кто не соответствует данным критериям, а также СНТ, в которых имеется налаженная система центрального водоснабжения, оформить лицензию все – таки придется.

Разберем вопрос лицензирования подробнее.

Кто должен получить лицензию

Согласно законодательству далеко не все пользователи природной воды должны оформлять лицензию. Рассмотрим, кому придется ее оформить.

  1. Лицензирование должно быть проведено в том случае, если вода будет использоваться для получения выгоды. То есть если вода идет на продажу, то лицензия обязательна
  2. Если забор воды осуществляется на достаточной глубине, чтобы скважина наполнялась артезианской водой. То есть вода в скважину должна поступать из горизонта в известняке, который находится на балансе государства
  3. Лицензию следует оформить, если потребление воды большое, более 100 кубометров в сутки

Эти критерии касаются как физических, так и юридических лиц. Причем, пакет документов, который необходимо будет собрать для каждой категории потребителей, различается.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Разновидности скважин и получение лицензии

Статья 19 закона «О недрах» четко определяет, что собственники частных домов и земли могут использовать воду только с песчаного горизонта. Такой горизонт не используется для забора воды на нужды централизованного водоснабжения и не учитывается на балансе государства.

Выделяют несколько разновидностей скважин:

  • Колодцы. Их глубина до 5 метров
  • Скважины, глубина которых от 5 до 30 метров. Согласно статье 10 закона «О недрах», срок использования таких скважин до 25 лет. Такие скважины называют «на песок»
  • Артезианские скважины глубиной 20-1000 метров. Вода в них попадает из горизонта в известняке. Срок их использования до 50 лет. Такие скважины могут использовать СНТ
  • Промышленные скважины бурятся на глубину от 300 до 1000 метров

Для колодцев и скважин «на песок» лицензия не требуется. А вот для артезианских и промышленных скважин придется оформлять лицензию.

Нужно учитывать тот факт, что глубина залегания известняка может быть разной в разных местностях. Например, в Московской области известняк находится на глубине менее 20 метров. Поэтому в этих районах лицензия нужна на каждую скважину.

Лицензия для садоводческих товариществ

Садоводческие товарищества – особый тип организаций. Тем не менее, в последнее время изменения законодательства все чаще касаются и их.

Все понимают, что СНТ без воды существовать не может. На текущий момент в целях обеспечения членов товарищества водой, во многих СНТ устроены централизованные скважины. Вода из этих скважин скапливается в водонапорной башне, а потом вода по системе коммуникаций подается на каждый отдельно взятый участок. Для таких товариществ с 1 января 2020 года наступает обязанность по оформлению лицензии на такую скважину. В настоящее время оформление такой лицензии является правом СНТ.

ВАЖНО! До конца 2020 года для СНТ предусмотрена определенная льгота – они могут оформить лицензию на подземные воды без уплаты госпошлины

С наступлением 2020 года, согласно пункту 1 статьи 333.33 НК РФ, для оформления лицензии потребуется заплатить госпошлину в размере 7500 рублей.

Для того чтобы получить лицензию, нужно подать документы в местный орган министерства природных ресурсов. При этом потребуются следующие документы:

  • Паспорт руководителя СНТ
  • Учредительные и регистрационные документы СНТ
  • Схема, на которой видно расположение скважины
  • Предложение о том, как будет использоваться вода

Лицензия выдается сроком на 25 лет.

Какие мероприятия нужно провести перед получением лицензии

Процесс получения лицензии сложен и занимает много времени. Перед тем, как собирать документы на оформление лицензии, нужно провести подготовительные мероприятия:

  1. Разработать технический паспорт на скважину
  2. Провести геофизические исследования
  3. Участок должен быть обследован санэпидемстанцией. По результатам обследования выдается заключение
  4. Необходимо провести полный анализ воды. Проверяются бактериологические, химические и радиационные показатели воды
  5. После проведения буровых работ проводится анализ соответствия воды планируемому потреблению

Только получив все необходимые документы по результатам проведения вышеназванных мероприятий, можно собирать остальные документы для подачи в лицензирующий орган.

Документы, необходимые для получения лицензии

Как известно, скважина может принадлежать как физическому, так и юридическому лицу. В связи с этим подаются разные комплекты документов, в зависимости от того, кто является заявителем. Рассмотрим в таблице, какие бумаги нужно предоставить.

Пакет документов для физических лиц Пакет документов для юридических лиц
– паспорт

– договор аренды или свидетельство о праве собственности на участок

– генеральный план застройки

– кадастровый план

– ситуационный план с объектами инфраструктуры

– заявка на получение лицензии. Она составляется на специальном бланке. Его форму можно найти в интернете

– карточка организации, где указаны основные данные о ней: название, адрес, телефон, банковские данные

– данные руководителя компании

– учредительные документы организации

– организация не должна иметь задолженности по платежам за ресурсы. Для подтверждения этого факта необходимо заказать в налоговой инспекции справку об отсутствии задолженности

Документы предоставляются в виде ксерокопий. Однако оригиналы тоже необходимо иметь при себе.

Ответственность за забор воды без лицензии

В настоящее время налогоплательщикам предоставлена отсрочка на получение лицензии. Она действует до конца текущего года. В 2020 году лицензия на подземные воды оформляется по желанию. С 1 января 2020 года ситуация кардинально изменится. Лицензии должны будут получить те категории граждан и юридических лиц, которые указаны в законе «О недрах». Соответственно, за уклонение от обязанности оформить лицензию, последует ответственность.

Нужно знать, что штрафы за отсутствие лицензии будут дифференцированы для различных категорий пользователей.

За нарушение законодательства в данной сфере частные лица получат штраф в размере от 3000 до 5000 рублей. Размер штрафа для должностных лиц составляет от 30000 до 50000 рублей. А вот для организаций штраф просто огромный, он варьируется в пределах от 800000 до 1000000 рублей. Такой размер взыскания закреплен в части 1 статьи 7.3 КоАП РФ. Здесь сразу стоит пояснить, что организация получит такой штраф только в том случае, если будут без лицензии продавать артезианскую воду населению.

Ошибки и вопросы по теме

Ошибка

Гражданин живет в частном доме. У него во дворе пробурена скважина. Вода используется для нужд гражданина и его семьи, потребление воды не превышает 100 кубометров в сутки. Гражданин слышал о лицензии на воду, но считает, что ему она не нужна. Он не принимает во внимание то, что скважина вырыта на глубину 35 метров и в этом случае подлежит лицензированию, несмотря на то, что другие условия освобождения от лицензирования выполнены.

Вопрос

Физическое лицо пользуется скважиной с артезианской водой. Что будет, если после наступления 2020 года лицензия на нее не будет получена?

В связи с тем, что физическое лицо пользуется скважиной с артезианской водой, она подлежит обязательному лицензированию. Если гражданин решит не оформлять лицензию, его ждет штраф от 3000 до 5000 рублей. Однако наложение штрафа ни коми образом не освобождает физическое лицо от исправления сложившейся ситуации. Необходимо будет заплатить штраф и оформить лицензию. Такая обязанность закреплена в статье 49 закона «О недрах».

Следует помнить, что в настоящее время существует возможность оформления лицензии на подземные воды в добровольном порядке. С 2020 года это станет обязанностью каждого, кто имеет скважину и не подходит под критерии освобождения от лицензирования. Оформление такого разрешительного документа является сложным и долгим процессом. Следует учитывать, что пакет документов для физических, юридических лиц и СНТ отличается. Поэтому, перед подачей документов, следует точно определиться, какие именно документы нужно предоставить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *