Зарплата балерины большого театра

Изящные и гибкие балерины Большого театра – это эталон женственности и грациозности. Исполняя роли в классических спектаклях, они поражают слаженностью действий и синхронностью движений. Это результат ежедневных изнурительных репетиций и работы над собой, начатой еще в детстве.

Содержание

Как живут, танцуя?

За каждый спектакль в театре артистам насчитывают баллы.

Их количество зависит от важности исполняемой роли, учитывается при начислении зарплаты:

  • выступающие в составе кордебалета получают примерно 42000 руб. ($638);
  • за сольные номера второстепенных персонажей платят от 45,1 до 55,1 тыс. ($685 – 837);
  • главные герои получают до 160000 ($2431) в месяц.

Стать артистом Большого театра – задача не из простых. Многие танцоры начинают свою деятельность в провинциальных городах, но участвуют в разнообразных конкурсах и кастингах. Самых талантливых замечают и приглашают в престижные театры. Обычный конкурс на перспективное место – 200 – 300 человек.

Большую роль играют связи и знакомства.

Иногда танцор становится солистом, благодаря протекции известной личности.

Заработки зависят от опыта работы и полученных званий:

Жизнь танцоров состоит из репетиций, которые проходят 6 раз в неделю и длятся от 7 дней до 6 месяцев, и выступлений. За каждую репетицию артисту платят от 600 до 2600 руб. ($9 – 53).

Спектакли проходят от 5 до 26 раз в месяц, за каждый из них балерины получают жалованье, в зависимости от опыта работы:

  • начинающие – 1600 руб. ($24);
  • в составе кордебалета – 16500 ($251);
  • солисты – 45,1 тыс. ($684).

Каждый танцор получает определенные надбавки:

  • за выслугу лет – 13600 ($207);
  • за звание заслуженного артиста – 19000 ($289);
  • за звание народного артиста – 24000 ($365).

К оплате за выходы на сцену добавляют фиксированный оклад. Полученные гранды распределяют на всех членов труппы. При полной нагрузке танцовщицы кордебалета получают до 100 тыс. руб. ($1519) в месяц. Доходы девушек не равномерны. Несколько месяцев это может быть почти голый оклад за репетиции. Наибольшую прибыль они получают во время выступлений за рубежом.

Выручка от гастролей

За 1 спектакль в «Метрополитен опера» артисты получают:

  • кордебалет — от 45 евро;
  • солисты – от 310 евро.

Учитывая, что гастроли продолжаются до 90 дней и за это время может пройти до 100 спектаклей, танцоры успевают заработать от 4000 до 30000 евро.

В сравнительной таблице показана выручка балерин Большого театра от выступлений в своей стране и за рубежом (в евро):

Россия Зарубежные гастроли
доход за неделю з/п за месяц доход за нед. з/п за месяц
RUR EUR RUR EUR RUR EUR RUR EUR
Кордебалет 8000 121 32000 486 20000 304 75000 1140
Солисты 80000 1216 320000 4862 60000 912 500000 7597

Мужчины в балете – большая редкость. Поэтому их зарплаты превышают доходы балерин в несколько раз.

Доходы на заслуженном отдыхе

Правительство России снижает бюджетные расходы за счет повышения пенсионного возраста. Примерно с 2020 года танцоры будут выходить на пенсию так же, как другие граждане – в 63 и 65 лет (женщины и мужчины, соответственно).

Пока что артисты балета выходят на пенсию по льготному пенсионному стажу:

  • 15 лет – для исполнителей сольных партий;
  • 20 лет – для участниц кордебалета.

Если танцовщица начала свою карьеру в 18 лет, исполняла главные роли в спектаклях, то в 33 года она имеет право пойти на заслуженный отдых. За каждый год работы сверх этой нормы, артисты получают прибавку к пенсии, равную 1%. Максимальное обеспечение не может превышать 75% от среднего оклада.

Основная часть пенсионного обеспечения определяется по размеру налоговых отчислений за все время работы. Минимальное значение – 40 – 56% от основного оклада. После выхода на заслуженный отдых, многие работают преподавателями в балетных школах и Академии. Но есть и те, которые выбрали для себя другой путь – основали собственный бизнес или продолжили обучение в ВУЗах, совершенно несвязанных с танцами.

Ранний выход на пенсию обусловлен высокой травматичностью.

Растяжки сухожилий, вывихи конечностей, артриты и варикоз – обычное явление среди танцоров. Состояние здоровья балерины в 35 лет соответствует 56 летнему возрасту.

О чем мечтают танцовщицы?

Стоимость занятий в балетной школе не всем родителям по карману, поэтому многие учащиеся отсеиваются на первых годах обучения. В Академии Русского балета платят стипендию 2800 руб. ($43).

Взрослая балерина весит не более 50 кг, а ростом не достигает 170 см. Главная цель и мечта каждой танцовщицы – работать в Большом театре.

Личный счётНа что живут балерины

The Village продолжает выяснять, как устроен личный бюджет представителей разных профессий. В новом выпуске — балерина. Попасть в московские и петербургские балетные труппы очень сложно, еще тяжелее поступить в хорошую танцевальную академию. Танцоры делятся на две категории — артисты кордебалета и сольные исполнители. Мы спросили артистку кордебалета, как можно попасть в театр и академию вне конкурса, от чего зависит зарплата балерины, почему мужчины-танцоры зарабатывают больше.

Профессия

Артистка кордебалета

Доход

45 000–55 000 рублей

7 000 рублей

Кафе

8 000 рублей

Развлечения

7 000 рублей

Одежда

2 500 рублей

Проезд в общественном транспорте

20 000 рублей

Накопления

5 000 рублей

Косметика
и салоны красоты

Как стать балериной

Я захотела стать балериной еще в четыре года, родители к этому положительно отнеслись и сразу записали меня в обычную студию для детей. После этого я поступила в студию балета в Подмосковье, где учеба в младшей школе совмещалась с танцами. Затем пошла в профессиональное училище в том же городе.

Однажды я поехала на танцевальный конкурс в Санкт-Петербург, где меня заметил педагог из Академии русского балета имени А. Я. Вагановой и пригласил учиться у них. На первом курсе училища я решила попробовать туда поступить, и меня взяли вне конкурса. Конечно, это была большая удача, потому что, как правило, конкурс очень большой. Из 200–300 человек поступают лишь три или четыре танцора.

В академии я отучилась три года очно, а последний, четвертый год заканчиваю заочно, потому что уже нашла работу в театре. После двух лет обучения я получила диплом о среднем профессиональном образовании и перешла на бакалавриат, в котором нужно учиться два года. Один год уже пройден, а весной 2017-го я получу диплом о высшем образовании.

Могу сказать, что учиться точно сложнее, чем работать, но я привыкла к тяжелым нагрузкам с самого детства. На учебе ты на ногах абсолютно каждый день с 10 или 11 утра. Основная сложность заключается в том, что специальные предметы совмещены с общеобразовательными. То есть классический танец, дуэт, характерный танец и актерское мастерство чередуются с обычными парами. Все почему-то думают, что танцорам делают поблажки в плане общеобразовательных предметов, но это неправда. Нас очень серьезно спрашивают на парах и во время сессии, и от оценок, естественно, зависит, получаешь ты стипендию или нет. Она составляет 2800 рублей в месяц.

На работу танцоры могут устроиться во время государственных экзаменов, когда на просмотры приходят художественные руководители разных театров. Но лично я решила заранее съездить в Москву, чтобы присмотреться, и выбрала один из местных театров. Я поехала туда в мае — меня взяли, но попросили приехать через месяц во время общего конкурса. Он, кстати, составляет 100 человек на место. Я сдавала станок вместе с этой толпой, но только меня одну попросили остаться, всем остальным сказали: «Спасибо и до свидания!» Конечно, многие талантливые ребята упорно бились за свое право танцевать и после нескольких просмотров все-таки смогли устроиться в театр.

Я танцевала и во время государственных экзаменов в Санкт-Петербурге, а на просмотр приходили люди из Мариинского и Михайловского театров. Меня взяли в последний, но я сделала выбор в пользу Москвы, потому что это мой дом и тут живут родные. К тому же в Петербурге я постоянно болела из-за своеобразного климата. Я не пожалела о своем выборе, потому что зарплата в нашем театре больше, чем в Михайловском. В общем, стандартная история с разницей в доходах у питерцев и москвичей. Правда, в Петербурге тоже можно хорошо зарабатывать, потому что спектаклей в среднем больше. Еще у мальчиков доходы всегда выше, чем у девочек, потому что они более востребованы и реже встречаются в балете.

Особенности работы

Количество работы разное, но мы стабильно приходим в театр шесть дней в неделю, а отдыхаем по вторникам. Работа начинается в 11 утра, но заканчивается в разное время — в 13, 15 или 17 часов. Если вечером спектакль, то в театре задерживаемся до 10 вечера. В принципе, мы отдыхаем в государственные праздники, но иногда их сокращают. Плюс девушки имеют право брать три выходных в месяц по женским делам — это оплачивается.

В нашем театре не такая жесткая конкуренция, как в Мариинке, и коллектив более дружный. Но, как и в любом месте, где работает много женщин, есть змеи, которые за спиной могут говорить что угодно. Это нормально — надо просто привыкнуть и не расслабляться. Могу точно сказать, что даже в нашем театре есть связи и блат. И даже когда человек не особо талантлив, ему дадут танцевать на первых ролях, если кто-то влиятельный замолвил словцо. А в кордебалете танцуют все, то есть вся наша труппа из ста человек. Но лично я уже танцевала сольные номера — например, в балете «Щелкунчик» выходила на испанский танец. Жесткой иерархии не существует, так что, если ты стараешься, можешь получить шанс исполнять сольные номера.

Доходы

Зарплата артиста балета зависит от количества спектаклей в месяц. Участие в определенном спектакле приносит тебе разное количество так называемых баллов, от которых и зависит зарплата. Также количество баллов обусловлено тем, исполняешь ты сольный номер или задействован в кордебалете. Я артистка кордебалета. Оклад у такого танцора без дополнительных баллов за спектакли — 42 тысячи рублей в месяц. Плюс доплата за выходы на сцену. В среднем получается от 45 до 55 тысяч рублей в месяц. У солистов ставка выше, однако конкретные цифры назвать сложно — они об этом особо не распространяются, но под 100 тысяч выходит точно.

Расходы

Каждый месяц 2,5 тысячи рублей железно уходит на проезд. К счастью, я пока живу с родителями, поэтому не нуждаюсь в регулярной покупке продуктов. Трачу только на кафе, рестораны и столовую в театре. Получается примерно 6–8 тысяч рублей в месяц. Примерно от 10 до 20 тысяч уходит на развлечения вроде походов в кино и покупки одежды. Иногда хожу в музеи или театры, но редко, ведь все свое время я провожу в театре, поэтому на другие нет уже времени и желания. Если выдается выходной, я стараюсь провести его дома тупо лежа на диване.

Каждый месяц я стараюсь откладывать от 10 до 20 тысяч рублей на покупку чего-то дорогого или на путешествия. Я очень люблю тратить деньги, мне тяжеловато себя ограничивать, но все-таки к расходам надо подходить с умом и не раскидываться направо и налево. Летом я всегда езжу на курорты, обычно в Сочи. Кроме того, зимой и летом я посещаю Петербург, потому что учусь на заочном и надо сдавать сессию.

Я не трачу деньги на работу, так как в театре нам централизованно выдают трико и очень хорошие американские пуанты — по девять пар в год.

5 тысяч рублей в месяц уходят на косметику и салоны красоты. Маникюр я делаю не особо регулярно, потому что в театре он банально запрещен. Ногти можно красить только бежевым или телесным лаком. На маникюр я трачу где-то 1,5 тысячи рублей в месяц. Косметику я люблю: если покупаю, то из люкс-сегмента или профессиональную, но стараюсь делать это постепенно. В один месяц беру тушь, в другой — тональник или еще что-то, а какие-то деньги уходят на покупку средств для ухода за волосами. В театре есть гримеры, которые делают нам макияж и прически. Можем гримироваться и самостоятельно, если не нужен какой-то особенный мейкап, а вот волосы всегда должны быть аккуратными.

В этом году мы были на недельных гастролях в Таиланде, за которые получили 35 тысяч рублей. Планировалась поездка в Китай, но ее в последний момент отменили, что очень обидно. Наш театр не так часто выезжает на гастроли, но все о них мечтают, потому что это прибыльно и интересно.

В следующем году я планирую поступать на педагога, так как физически не смогу танцевать всю жизнь — да и не хочу, наверное. Лучше быть хорошим учителем, тем более у них неплохие зарплаты. Я также думала о получении образования, не связанного с танцами, но никаких конкретных идей на этот счет нет. Век балерины не такой долгий, но и не такой короткий, как принято считать. Танцевать можно в среднем до 35–38 лет.

Иллюстрация: Настя Григорьева

Большой театр начинался в XVIII веке как частные подмостки губернского прокурора князя Петра Урусова. Сегодня ГАБТ по праву считается символом и гордостью русской культуры, а его сцена — вершина, к которой стремятся артисты балета и оперы.

В то же время главный театр России — активный бизнес с прибылью и дивидендами. Доходность учреждения складывается из трёх составляющих: государственный бюджет, ресурсы театра, привлечённые вливания спонсоров и попечителей. Все эти позиции напрямую влияют на цифры в зарплатной ведомости сотрудников.

Кстати! Средняя зарплата составляет 73 тыс. руб. Правда, в числовых значениях скрыта немалая доля лукавства. На среднеарифметические величины повлияли космические оклады руководства. Например, в 2018 г. месячное содержание Владимира Урина — 551 тысяча рублей. Доходы капельдинера и уборщицы в 10–15 раз сдержаннее.

Балетная массовка

Попасть из стен балетного училища в труппу прославленного коллектива — главная жизненная удача. Молодые специалисты проходят через серьёзный конкурсный отбор. В первое время рассчитывать можно только на участие в массовых сценах с зарплатой в 10–11 тыс. руб.

Спустя год заработок непосредственно зависит от количества спектаклей. Для денежной оценки существует система баллов, которые начисляют ежемесячно. Кордебалет или сольный номер учитываются по-разному.

Базовый оклад артиста кордебалета составляет 42 тысячи. Количество выходов на сцену, выслуга лет, звания, премии служат существенной прибавкой.

Артист балета

Артист среднего уровня, принимающий участие не только в кордебалете, но и в сольных номерах, ежемесячно получает до 60 тысяч.

Ставка за один спектакль может меняться от 1,5 до 15 тысяч, начисления за репетицию варьируются от 500 руб. до 3 тысяч. Значительная разница объясняется признанием артиста и важностью роли.

Гастрольные туры, особенно зарубежные, в финансовом отношении более выгодны. Так, недавние гастроли в Таиланде приносили в неделю 35 тысяч, плюс приличные командировочные надбавки.

Прима-балерина

Ведущие солисты, премьеры и прима-балерины Большого театра — светила с мировым признанием, именно на них идёт или следит за трансляциями зритель.

Уровень заработков существенно отличается от остальных артистов. Звёзды русского балета автоматически становятся частью всемирного медиапространства с механизмами шоу-бизнеса и личным репертуарным планом.

Основной оклад корифеев 150–200 тыс. рублей без бонусов за выслугу лет и звания.

Певец в хоре

Творческое начало выпускников оперных училищ в святая святых тернист и мало чем отличается от первых шагов балерин. Осваивать крупные гонорары и участвовать в сольных выступлениях труппы сразу не получится.

Пройдя через серьёзный отбор с невероятными претензиями к квалификации и ширине голосового диапазона, можно надеяться лишь на место в хоре с окладом в 10 тысяч рублей.

Сольный исполнитель

Рост популярности, востребованность и божья искра предполагают увеличение доходов. Средний оклад певца — 70 тысяч.

Выступления за рубежом, на концертах и корпоративах приятно утяжеляют банковский счёт.

Жалованье обладателей феноменальных «золотых» голосов за одно выступление начинается с 200 тысяч. Например, приме мировой оперы Анне Нетребко за концерт начисляется 300–350 тысяч.

Кстати! Роялти за одно выступление испанских легенд Хосе Каррераса и Пласидо Доминго — $300 тысяч.

Вознаграждение со множеством нулей в Большом театре в перспективе светит исключительно талантливым, профессиональным и целеустремлённым исполнителям, непрерывно оттачивающим мастерство и не останавливающимся на достигнутом.

Остальным лучше попробовать себя в другой сфере.

Сергей Полунин — мировая звезда, самый прославленный из поколения «молодых балетных». В 19 лет он стал самым молодым в истории премьером Королевского балета в Лондоне. Его называют «плохим парнем», «Джеймсом Дином» подмостков. Он снимается в кино с Джуди Денч, Джонни Деппом и Пенелопой Круз. Райф Файнс предлогает ему сыграть в кино роль Нуриева. Микки Рурк берет у него интервью. Его танец в клипе Houzer «Take me to church» набирает 20 миллионов просмотров. Теперь в «гонку за Полунина» включилась компания BBC — ее фильм «Танцовщик» сегодня выходит в российский прокат.

«В индустрии нет уважения к танцовщикам»

Мы сидим с Сергеем Полуниным в небольшой комнатке в ЦУМе. Я прячу ногти (не успела на маникюр) и рассматриваю его руки — знала, конечно, что у Сергея много татуировок, они придают ему немного матросский вид, но чтобы столько… Веселого разговора не получается, да и не должно. Ведь «Танцовщик» — рассказ о том, как танлантливый человек бросает все, чтобы найти себя.

— Я ждала от фильма какого-то нравоучения для родителей и детей — мол, вот как удачно все сложилась. Но теперь мне даже не ясно, стоит ли отдавать детей в балет — столько сложностей…

— Сейчас я был в Праге, и меня спросили, если бы у меня были дети, отдал бы я их в балет? Мне кажется, что ребенок должен очень-очень сильно хотеть этого. Потому что, если расписать ег дальнейшую жизнь на бумаге, то выйдет не так уж и радостно и в творчестве, и в карьере, и в деньгах.

«Комсомолка» поговорила с главным балетным бунтарем. Фото: Johan Persson

— Балет же высокооплачиваемый «бизнес», если можно так сказать…

— Конечно, финансовый момент — не главный. Но я тут подсчитал, что ни один танцовщик не зарабатает даже на кавртиру за свою карьеру. У оперных певцов, к примеру (я знаю некоторых) — по тринадцать домов. А лучшие танцовщики могут по 30 лет выплачивать деньги за одну квартиру. К примеру, в лондонском Королевском балете оперный певец получает за выход больше, чем 30 танцовщиков за месяц. Хотя, я бы не сказал, что опера ценится зрителями выше. Но это более влиятельный «бизнес». В любом театре музыка и опера забирают львиную часть гонораров. А балет живет на то, что осталось. Например, в Мюнхене (сейчас Серегей — приглашеный солист Баварского балета — ред.) в год проходит девять премьер опер и одна премьера балета. Музыка — это диски, звукозаписывающие компании, это огромная индустрия. А для балетных нет пока платформы, на которой тврчество можно было бы увековечивать, ну и продавать.

— Да, в iTunes балет не «засунешь»…

— Есть еще одна проблема. Танцовщики все юные, и век их на сцене не долог. Поэтому их сложно «продавать». Например, на Украине в Национальной опере был поднят вопрос, почему у оперных в 4 раза выше зарплаты? На что генеральный директор ответил, что у них семьи, и их надо кормить. Я не хочу ничего забирать у оперы, я хочу, чтобы появилось уважение к танцовщикам. У хореографов есть и менеджеры, и агенты, и свобода. Они — миллионеры. А премьеры балета, что в Лондоне, что в Москве, живут в весьма стесненных условиях. Я знаю случаи, когда вместе живет по пять-шесть семей, снимая большую квартиру. Но это же взрослые люди, чья карьера уже подходит к концу! Причем интерес у зрителей к балету был и есть колоссальным. А у индустрии нет уважения к танцовщикам. Например, когда я снимался в «Убийстве в Восточном экспрессе», меня поразило, как ко мне относятся мировые звезды. У Джуди Денч, Пенелопы Круз было колоссальное уважение к тому, что я — танцовщик. И сложно что-то изменить, потому что театров немного. И, если кто-то недовлен, то позиция театра простая: «Не хочешь — следующий».

Сергей Полунин — мировая звезда, самый прославленный из поколения «молодых балетных». Фото: Johan Persson

«Я ушел из Королевского балета, потому что меня обманули»

— И, видимо, еще узость этого мира превращает его в подобие мафиозной структуры: тут начал качать права — там не возьмут.

— Все театры в Америке и Европе сотрудничают. Я знаю случаи, кгда танцовщик уходил из Королевского Гранд-Опера, а директор обзванивал другие театры: «не берите его». Моего знакомого так не взяли в театр Сан-Франциско. И, выходит, что он уже и тут не хочет работать, и там не может. Этот контроль выгоден театрам. Я же не просто так психанул и ушел из Королевского балета в Лондоне. Я был обманут: ходил к менеджеру, ходил к другим людям и говорил — хочу поехать в Новосибирск, куда меня звали. А меня успокаивали — мол, через полгода мы эту же партию дадим тебе здесь, не надо тебе никуда ехать…

— А какую партию вы хотели танцевать?

— Зигфрида в «Лебедином озере». В итоге я никуда не поехал. А в своем театре мне так и не дали его танцевать. Так же я говорил, что хочу сниматься в рекламе, участвовать в ток-шоу на телевидении. Мне обещали помочь, но все закончилось лишь разговорами. А ты же никого не знаешь сам! Ты там со школы учишься, доверяешь учителям и директору. Приходишь в театр и думаешь, что директор — это твой бог. Мне говорили не брать ни в коем случае менеджера, потому что без него я буду больше получать. И я всегда думал, что менеджеры — это плохие люди, которые у тебя забирают деньги. Дэвид Ляшапель (знаменитый фотограф, который и предложил Сергею сняться в клипе Houzer «Take me to church» — ред.) спросил, где же мой агент? Я посмеялся и сказал, что он мне не нужен. Только потом понял, что это необходимо.

Танцовщики все юные, и век их на сцене не долог. Фото: Johan Persson

— Как вы решились на такой шаг — бросить одну из лучших мировых балетных сцен?

— Я никогда не видел, чтобы так много работали, как кордебалет в балете. По 11 часов в день шесть дней в неделю и месяц — отпуск. Это ужасно, тяжко. В год обычно выходит один спектакль, и не факт, что ты там будешь занят. Я пытался понять, задавал вопросы — зачем тогда быть в театре? Мне отвечали — ну, если ты травмируешься, то мы присмотрим за тобой. Сейчас я вспоминаю, что все мы платили за страховку — 400 фунтов (почти 30 000 рублей) в месяц. То есть, «мы за тобой присмотрим» — за твои же деньги. Один раз ты можешь травмироваться, но за 10 лет ты уже столько выплатил…

— Может, проблема в том, что нет профсоюза у балетных, чтобы тебя могли поддерживать?

— Если они создаются, то их обычно блокируют. Кстати, когда я в Москве стал преьером в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, там тоже уже не давали квартир. Единственный вариант — жильё на окраине, если ты проработал дикое количество лет. Но забрали и это. Забрали пожизненные контракты. Зарплаты у премьеров — по 500 долларов в месяц плюс-минус. Ни на что накопить не можешь.

«Известные артисты вынуждены бомжевать»

— Многие балетные видят свое будущее весьма туманно. И те, кому сейчас по 24, и 35-летние премьеры. Вас приглашают сниматься в кино, но не все так смогут. И куда деваться? Идти в хореографы? Но их столько не надо.

— Да, дороги дальше нет. В Англии я знаю, дают четверть годовой зарплаты, чтобы артисты балета могли получить другую профессию. Я знаю знаменитых людей, которые начали просто жить на лодках. Ну не на что жить — деньги-то быстро заканчиваются. Один премьер сейчас практически бомжует. Никто об этом не говорит. Я когда разговариваю на тему будущего и денег, мне многие отвечают, что пришли-то они в профессию не ради денег, а потому что им это очень нравится. Это правда, нужно быть фанатом. На вас же кто-то ездит! Раньше что-то можно было заработать — Нуриев за гонорар одного выступления мог купить дом. Но сейчас ты за карьеру и на квартиру не накопишь.

У Сергея много татуировок. Фото: Johan Persson

— Но смотрите, как удачно вы для многих открыли мир балета в клипе Houzer. Может, есть смысл в сотрудничестве с кем-то из наших музыкантов и наших режиссеров?

— Да, у меня есть планы. Мы с актером и режиссером Григорием Добрыгиным задумали совместный проект. И вообще я вижу в России много молодых интересных людей.

О ЧЕМ КИНО «Танцовщик» — фильм оскаровского номинанта Стивена Кантора — рассказывает без купюр о цене славы. О том, как может развалиться семья, которая от бабушки до отца уезжает в разные страны, заабатывать на белетную карьеру любимому сыну и внуку. О том, как родительское желание «не повторить свою судьбу» может принести и славу, и несчастье. О том, как невозможно жить и творить в рамках одного из самых престижных театров мира. О том, как все потерять и отправиться на поиски себя.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО Сергей Полунин родился в Херсоне. С 4 лет начал заниматься гимнастикой. В 9 лет поступил в Киевское хореографическое училище, а в 13 — в школу Королевского балета в Лондоне. Спустя четыре года был принят в труппу. В 19 лет стал самым молодым премьером (высшая должность в иерархии балета) в истории труппы. Срывает овации на кажом выступлении, страдает от отсутствия близости с родными, забивает все тело татуировками, куражится так, что весь Лондон стоит на ушах. Вместе с одним преступником открывает тату-салон. Ходит на острие ножа, но публика возносит его до небес за прекрасную технику.

Через несколько лет, разочаровавшись в системе, бросает Королевский театр, уезжает в Россию. По приглашению руководителя двух театров (имени Станиславского и Новосибирского оперы и балета) Игоря Зеленского (его портрет красуется на предплечье артиста) становится премьером в первом и постоянным приглашенным солистом — во втором. Но ему по-прежнему некомфортно в профессии. Видео знаменитого фотографа Дэвида Лашапеля, который снял его экспрессивный танец в клипе музыканта Hozier “Take Me to Church” должно было стать последним в карьере танцовщика. Но после съемок он почувствовал, что может сам что-то решать в своей судьбе. Придумал проект Project Polunin — для самовыражения других танцовщиков, начал сниматься в кино. Встречается с балериной Натальей Осиповой. В честь нее сделал татуировку «Наташа» на тыльной стороне ладони.

Сергей Полунин, Возьми меня в церковь .

Меня зовут Вероника Шклярова. Мне 24 года. Работаю артисткой балета уже шестой год. Родом я из Минска.

В детстве я не думала, что стану балериной. Всё получилось само собой. На данный момент работаю в Большом театре оперы и балета.

В конце года морально устаю и хочется забыть о балете. Но к концу отпуска начинаю скучать по работе. Не хватает тех ощущений, которые она дает.

В детстве я мечтала быть певицей. Но пела только дома, когда не было родителей. Я училась в 33-ей школе с хореографическим уклоном, изучала народные танцы. В какой-то момент захотелось всё поменять, и педагоги посоветовали пойти в колледж на балет. Я поступила и сперва мне там не нравилось – было сложно. Девочки там учились важные, такие худенькие, изящные. На их фоне я выглядела более крупной. Понимала, что не дотягиваю до их уровня, что я хуже всех. Ведь многие с детства занимались гимнастикой, нагрузка физическая у них всегда была хорошая. При этом понимала, что могу лучше, чем они. Ведь задатки у меня есть.

Поэтому начала стараться, пришла в нужную физическую форму и пыталась привлечь внимание. Было обидно, что меня не замечали. Но усердность дала плоды. В итоге в колледже я отучилась 8 лет.

Сперва учишься там как в школе с хореографическим уклоном, потом поступаешь в то же учебное заведение, как в обычный колледж, на 3 курса. Я получила специальность «артист балета». После государственных экзаменов по стандарту получаешь распределение. Куда тебя отправят, зависит от твоей физической формы и способностей. У кого-то проблемы с гормонами и человек не может похудеть. А девочки в пачках должны быть легкими, эстетичными. У кого-то кости начинали болеть, спина. Организм сопротивляется, если образ жизни ему не подходит, дает сигналы. В детстве у меня был сколиоз. А когда начала заниматься, осанка пришла в норму и я стала чувствовать себя только лучше.

Поэтому кого-то отправляли в «Хорошки», кого-то в музыкальный театр, а меня определили в Большой театр оперы и балета. На то время тут было мало мест и я до последнего не знала, куда попаду. Из двух курсов в колледже только 6 человек могли взять в наш театр. Все тогда хотели сюда попасть.

Сложнее всего влиться в график. Я работаю утром и вечером. Это самое сложное. В колледже ты отучился днем и свободен, а тут рабочий день начинается с 10 часов. Сперва у меня проходит урок классики, потом иду на репетицию, затем окошко в 4-5 свободных часов, а уже вечером спектакль.

В театре после летнего отдыха выходной у всех в субботу, а в зимний период – в понедельник. Ещё у нас бывают командировки, которые я очень люблю. Нравится ездить куда-то. Отправлять за границу меня начали спустя год после трудоустройства. В начале сезона мы уже знаем, когда у нас гастроли. Четвертый год подряд в середине декабря я уезжаю в Германию, а возвращаюсь примерно через месяц.

Новый год провожу с труппой. Получается, что сам смысл семейного праздника теряется. Родные не против, но после свадьбы выезжать надолго стало сложнее.

Балет мне даёт особые ощущения. Порой ненавижу его, но в то же время долго без работы не могу. Иногда появляются сомнения в своей подготовке, в себе, во всем. Тогда доказываю, что могу, что все это не зря.

Доказываю не кому-то, а именно себе. Вот исполню сложное движение, выполню его хорошо, потом ухожу со сцены и думаю о том, что его сделала я, что это было здорово. Да, я боец!

Спектакли разные бывают. Один сложнее, другой попроще. Трудность заключается в движениях, в техниках. Например, фуэте или прыжки. В обоих случаях нужно правильно распределять силы, чтобы в начале спектакля не израсходовать энергию, плюс надо уметь правильно дышать. А нас этому никто не учит, но это очень важно. Как в легкой атлетике или боксе.

Когда у меня мало что получалось, я была жутко не уверена в себе. Мне не часто тогда давали спектакли. Помню, как брала «диск-обучалку» и отрабатывала в свободное от учебы время различные движения. Сейчас я понимаю, где работаю и не хочу косячить, подводить коллектив. Это большая ответственность! Но артисты балета тоже люди, и всякое случается. Волнуешься, переживаешь и путаешь порядок движений. Волнение всегда играет против тебя.

Помню, как однажды были на гастролях, и девочку уронили. Ахал и охал весь зал. А иногда перед выступлением что-то болит, но ты понимаешь, что зрители пришли посмотреть красивый спектакль и не виноваты в том, что у тебя что-то случилось. Нужно отработать и всё. Ты выходишь на сцену, погружаешься, отвлекаешься и уже не чувствуешь ничего. По крайней мере, до конца спектакля. А потом отправляешься за кулисы умирать.

О каждой профессии можно найти стереотип. Помню, только устроилась в театр и одним вечером отдыхала с ребятами, не имеющими отношения к балету. Когда они узнали, кем работаю, сразу стали спрашивать про шпагат. Некоторые думают, что это самое сложное, что это высшая точка. Реже интересуются пуантами. Там же нужно пальцы загибать, правильно? В пуантах есть подкладка и пальцы расположены ровно.

Еще спрашивали, как у меня ноги так выгибаются. Но когда ты занимаешься с детства, различные положения тебе уже не кажутся странными. Странными кажутся такие вопросы.

Восприятие балета на одном континенте одно, на другом – иное. В Европе люди красиво одеваются, чтобы прийти в театр. Для них этот выход – официальное мероприятие. А, например, в Мексике балет воспринимают как шоу в цирке, не как искусство. Зрители сидят с колой или попкорном. И на сцене можно услышать, как кто-то из зрителей пьет через трубочку. Но я стараюсь абстрагироваться и погрузиться в танец. Поэтому на то, что происходит в зале, я редко обращаю внимание.

А вот в Китае и Германии, когда в конце спектакля артисты кланяются, зрители начинают топать ногами. Я с таким столкнулась однажды. Подумала, что они так хотят прогнать нас со сцены, что им не понравилось. Что они это делают, вместо того, чтобы кричать «фу» или бросать в нас помидоры. Но позже коллеги объяснили, что у них так принято.

В Минске я себя чувствую замечательно. Уже и не помню, были ли мысли о переезде за границу до замужества. Это было бы морально сложно. К тому же здесь живут родные и близкие люди. Так что мыслей о переезде точно нет.

С точки зрения здоровья профессия опасная. Если на любительском уровне хотите заниматься танцами – супер, класс. А если профессионально – уже сложнее. Этого очень нужно хотеть.

Иначе ты потеряешь годы, здоровье, а потом передумаешь. Зачем такие жертвы? Осознанность – главный совет.

1. Существуют ли правила питания, особые тренировки?
— Артист балета ест в два раза больше, чем работник офиса. И даже при таком питании может похудеть. Правил питания нет как таковых. Физическая нагрузка достаточно велика. Утром могу позволить что-то вредное скушать, кофе выпить обязательно. Единственное – перед репетицией или за два часа до сна лучше не кушать.

2. Ходишь на балет?
— Всегда хочется посмотреть спектакль в другом театре, но все мои вечера заняты. На гастролях тоже каждый день расписан по часам. Репетиции, спектакли, переезды. Бывают дни, когда труппа может погулять, посмотреть город. Но никогда такой отдых с коллегами не планируем. Уже по приезде можем прогуглить, что тут или там интересного есть. Хотелось бы еще на себя со стороны посмотреть, на свои спектакли. Но тут тоже без шансов.

3. Конкурируют ли артисты между собой?
— Я стараюсь следить за собой. Даже если делаю кому-то замечание, то это не со зла. Это больше рекомендация. Я не пойду жаловаться преподавателю, а лучше скажу об этом коллеге. Мы стараемся быть дружными. Стекла в пуантах как в фильмах – это не наше, это очень утрировано.

4. Сколько артист балета может заработать в Беларуси?
— У каждого своя ставка. Плюс за каждый спектакль ты получаешь определенное количество баллов. Понятно, что есть ведущие, есть кордебалет – разные коэффициенты. Заслуженные и народные артисты имеют совершенно другие суммы. Сказать тут что-то сложно.

5. Когда пенсия?
— Продолжительность карьеры артиста балета составляет 20 лет. Если ты пришел в театр в 18, то в 38 можешь прощаться с коллегами. Это если не говорить о больничных и декретах.

6. Охотятся ли поклонники?
— Нет. Но было такое, что после спектакля приносили букет от тайного поклонника. Отправитель до сих пор неизвестен. Никто под театром не караулит – все передают через билетера. Записочки или подарок могут спрятать в букете.

7. Любимый образ или спектакль?
— Очень часто танцую «Лебединое озеро». Иногда думать о нем даже не могу. Но если получается так, что долго не исполняю, то начинаю скучать. «Маленький принц», «Корсар» еще нравятся,.

8. Отдала бы своих детей в балет?
— Нет. Только если они очень хотели бы этого.

9. Могут ли информационные технологии заменить артистов балета?
— Нет. Мы танцуем всегда по-разному. Интереснее смотреть на людей, а не на проекцию. Зритель порой даже не догадывается, сколько всего у нас происходит на сцене. Правда, хотелось бы больше разнообразия, спецэффектов, чтобы технологии и люди кооперировались. Это же чистые эмоции! Этих ощущений машина не сможет передать!

Найди ответ на интересующий вопрос

Жизнь танцовщиков балета всегда окутана тайнами и похожа на сказку. Но вне сцены это обычные люди, у которых в сутках тоже 24 часа. Им приходится вести постоянную борьбу с собственным телом, чтобы быть сильными, но легкими, быстро залечивать травмы и успевать еще много чего, несмотря на представления, многочасовые репетиции и гастроли.

AdMe.ru поговорил с Марией Хоревой, первой солисткой Мариинского театра, о том, почему балет — это больше, чем просто танец, и какие хитрости балерин могут пригодиться любому, даже если человек крайне далек от мира театра.

Чем питаются балерины?

© naspontas / instagram © juliana_magdy_ / instagram В театральных столовых — обычная пища. А каждый танцор сам для себя опытным путем находит «план питания». В балете, в отличие от спорта, никто за нами пристально не следит, хотя нагрузки сравнимые со спортивными. Плюс у нас все время разное расписание, и важно выбирать правильное время для еды, например перед репетицией за час-полтора лучше съесть какие-нибудь медленные углеводы, а вот после репетиции, наоборот, что-то белковое.

Я калории не считаю. У меня другая задача. За репетицию можно вполне потерять килограмм, и надо его оперативно «добрать», иначе «топливо» может закончиться прямо посреди спектакля.

Правда ли, что блюда японской кухни — это идеальное питание для балерин?

© kamitsure_house / instagram © rykkinnsushi / instagram Японцы очень любят балет. Балерины очень любят японскую кухню. Почти любовный треугольник.

Какую роль играют рост и вес, действительно ли балет уродует ноги и как следить за здоровьем?

Идеальный рост современной балерины — это 170 плюс-минус сантиметров 5. Вес просто должен точно соответствовать росту, иначе профнепригодность. Главный тренажер для ног и рук — это резиновая лента, с которой можно сделать множество разогревающих и силовых упражнений. Какое-то время я ходила в тренажерный зал, но большой пользы для себя в нем не нашла.

© xxlonzyxx / reddit © Gvadam04 / reddit Балерины не прячут ноги и не стесняются их. Это наш инструмент, мы его любим, холим и лелеем. В результате наши представления о красоте несколько расходятся со всем остальным миром. Косточки, бывает, вылезают, но не у всех и скорее в зрелом возрасте. Ноги у балерин ухоженные и аккуратные, да и какими они еще могут быть, если ежедневно несколько раз моются, мажутся кремами, мазями и физически воспитываются? Однако чрезмерные нагрузки даром не проходят. Если неправильно работать со своим скелетом (а балетная осанка, отличающаяся от естественной для человеческого тела, сильно его перестраивает), то это заканчивается острыми или хроническими травмами, которые накапливаются с возрастом. Еще мы регулярно используем тейпы.

Как выглядит обычный рабочий день балерины?

Он состоит из утреннего класса, на котором вся труппа разогревается и готовится к многочасовому труду, и нескольких репетиций. Загруженность всегда разная. Бывают дни, когда на работе проводишь больше 12 часов, например если вечером танцуешь в спектакле.

Иногда освобождаешься уже к 16:00 и можно идти домой. График ненормированный, и никогда не знаешь, что тебя может ожидать завтра или через неделю, потому что расписание наших репетиций мы узнаем буквально за один день — так функционирует театр.

© frisano_dancer / instagram © adisugar / instagram Отпуск у нас летом, в августе, и длится обычно около 4 недель. Но этого даже слишком много, потому что за месяц тело выйдет из формы. Так что неделю отдыхаем, подлечиваем как можем свои болячки, а потом занимаемся сами.

Сколько зарабатывает балерина?

© zaimoku_woodpile / flickr © Екатерина Владимирова / Wikipedia Начинающие балетные танцоры получают около 50 000 рублей. Различия между дальнейшими ступенями незначительны, можно к пенсии добраться до 150 000, а вот примы и премьеры, конечно, дело совсем другое. Их уровни заработка значительно отличаются, потому что они становятся частью всемирного медиапространства и включаются в механизм шоу-бизнеса. В разных театрах системы оплаты совершенно разные. Кордебалет, как правило, везде получает оклад, а чем выше позиция танцора в иерархии, тем «специальнее» его контракт.

Мне очень повезло с руководством. Я слышала, что в других театрах сложно делать что-то вне репертуара. У нас не так.

Конечно, репертуарный план на первом месте, но никто не мешает заниматься творчеством «на стороне». Наш директор балета понимает, что это тоже развитие, которое еще и оплачивается.

Где работает балерина, если не стала примой или солисткой?

Все работают в театральной труппе. Артистки кордебалета выходят на сцену каждый день и танцуют в массовых номерах. Обычно их день строится так: утренний урок, потом сразу же не очень длинные репетиции к вечернему спектаклю и вечером обычно 2—3-часовой балет (если нет утреннего спектакля).

Солистки выходят на сцену намного реже: около 4–8 раз в месяц, но их сольные партии сложнее технически и требуют более интенсивной и длительной подготовки, поэтому у солистов или прим и премьеров ежедневно 2–4 репетиции, а в день спектакля они не репетируют, чтобы сберечь силы.

Как балерины лечат и укрепляют тело?

© marachok / instagram © marachok / instagram Насколько мне известно, протеиновыми коктейлями никто из нашей труппы не увлекается. А вот, например, изотоники все очень любят, особенно на гастролях в Японии — там их огромный выбор и все такие вкусные! Из БАДов многие пьют магний, кальций, хондропротекторы, в период очень интенсивной нагрузки спасают большие дозы витамина C — для иммунитета и для энергии.

Когда что-то болит (поскольку возможности дать организму передохнуть нет), спасаемся холодным или контрастным душем, ванночками (разные температуры — от ледяной до горячей, для разных видов болячек), массажем, компрессионными гольфами, мажем больные места гелями с арникой или тейпируем. Травмы неизбежны. И волшебной палочки или секретного заклинания, их вылечивающего, нет, к сожалению. Поэтому покой, физиотерапия, потом лечебная физкультура.

Какие лайфхаки из балета используются в обычной жизни?

© ebay © produto.mercadolivre Собственно, я свои балетные лайфхаки использую всегда, даже когда не репетирую. Потому что, например, мозоли не проходят чудом после того, как мы снимаем пуанты, и мышцы болеть не перестают. Межпальцевые перегородки в любую обувь, компрессионные гольфы, согревающие и охлаждающие японские пластыри, пластыри «вторая кожа» и просто в катушках, противоотечные мази и спреи, поролоновые накладки на мозоли — все это сопровождает меня постоянно.

Почему некоторые артисты балета, например в США, выглядят такими накачанными?

© KCBalletMedia / Wikimedia © KCBalletMedia / Flickr Это наиболее простой путь развития танцевального тела — позволить ему быть мышечным, не ограничивая себя требованиями соответствия классическим формам и вопросами удобства работы с партнером.

Почему балерины в классических балетах просто обязаны быть легкими? Две простые причины: партнеру нужно их поднимать, а им самим — прыгать. И то, и другое крайне травмоопасно, если балерина набирает лишний вес. В первом случае — для партнера, а во втором — для нее самой.

Поэтому значительная часть западного балетного мира танцует так называемый «современный балет»: без костюмов, поддержек, сложных классических движений и без пуантов.

Сколько стоит заниматься балетом?

Нижний уровень, думаю, находится где-то в районе 30 000 рублей. С момента начала работы в театре кое-что становится проще, например пуантами, которых при интенсивной работе хватает на 1–5 дней, театр обеспечивает. Но все остальное — «разогревочное», тренировочное и медикаментозное — покупаешь за свой счет.

© mukumuku5210 / instagram © chignonmignon.tutus / instagram На заказ шьются все сценические костюмы, если в костюмерной нет ничего от предыдущих поколений, хотя оно почти всегда есть. Костюмерный цех — это отдельное гигантское производство и хранилище одновременно.

Перед выходом на сцену балерину одевают несколько человек, и это похоже на рыцарскую экипировку. Во-первых, костюм зашивают прямо на танцовщице перед тем, как она выйдет на сцену, — это делается для удобства партнера и чтобы не подвели «крючки», на которых все держится. Во-вторых, там настолько много различных сережек, корон, украшений, элементов костюма, что часть из них либо пришивается перед выходом, либо закрепляется шпильками и булавками.

Какие запреты могут коснуться танцовщиков?

© Сергей Полунин~Sergei Polunin / VK © sergeipolunin.dancer / Facebook Главное правило: на сцену нужно выходить так, как подобает твоему образу. Татуировка сейчас в тренде. Тот же Полунин недавно сказал, что последнее свободное место у себя на спине он отдаст богу Шиве: остальное пространство уже занято. Просто перед выходом гримерам добавляется час-другой работы с тональным кремом.

С другой стороны, посудите сами: какая Жизель с татуировкой или Одетта с черными ногтями? В остальном формально позволяется все. Но на практике получается так, что каждый спектакль приходится мучить свое лицо ярким сценическим макияжем, а волосы — прическами разных степеней сложности, поэтому в обычной жизни предпочтительнее естественный вид.

Сценический макияж способен привести в ужас любого, если использовать его за пределами сцены. Как, кстати, и сценический костюм. Все они рассчитаны произвести впечатление великолепия начиная с дистанции 10 метров и дальше. Вблизи это боевой раскрас индейца, одетого в странного вида лоскуты с внешними швами и крупными стекляшками.

Что лучше: быть на «постоянке» в балетной труппе или работать как приглашенный артист?

© perfectarabesque.tumblr Это просто разные стили жизни, подходящие разным типам личности. Я считаю, что хорошо, когда есть то место, где можно быть уверенным, что будешь танцевать. У так называемых балетных фрилансеров нет постоянства, им приходится работать все время в разных условиях, в то время как артист, работающий в труппе, всегда имеет представление, с чем ему придется столкнуться.

Что лучше: быть частью кордебалета Мариинского или Большого или солистом в каком-то областном театре?

© mikhailovskytheatre / instagram © mikhailovskytheatre / instagram Кордебалет — это специфический, сложный и творческий вид деятельности, который СМИ незаслуженно относят к менее престижному виду балетной деятельности. Это не так! Просто коллективные танцы отличаются от индивидуальных.

Каждый выбирает свой путь. Театр театру рознь, здесь нет никаких общих правил. Может быть, поэтому опытные педагоги и танцоры никогда не дают советов начинающим артистам. Ничего нельзя предугадать, нет никаких рецептов успеха.

Есть ли простые упражнения, чтобы получить балетную осанку, стройные ноги, красивые стопы и руки?

Одни из самых эффективных — лежа на животе, поднимать одновременно вытянутые руки и ноги или, стоя на четвереньках, делать подъемы ноги назад. Еще стоять 1–2 минуты в планке ежедневно. Долгое время я ходила в бассейн — это универсальная гимнастика, способная создать идеальную фигуру. А какое удовольствие!

Какие фильмы про балет близки к правде?

© Dancer (2016) / BBC Films © Black Swan (2010) / Fox Searchlight Pictures Никакие. В любом подобном фильме настолько подчеркнуты и преувеличены ложные стереотипы, что сходство с реальностью теряется с первых минут. На самом деле я могу понять режиссеров, которым нужно заинтересовать зрителей драмой и накалом страстей, но в то же время иногда мне бывает обидно, когда вижу слишком уж дерзкое искажение правды. Нет, не каждая вторая подкладывает стекла в туфли, не все в балете постоянно враждуют и не все сидят на ужасных диетах. Это действительно мифы, очень детальную экранизацию которых мы все видим на экранах телевизоров.

Хотя, с другой стороны, ничего удивительного нет. Потому что никому ведь не приходит в голову изучать историю Второй мировой войны по фильму «А зори здесь тихие» или использовать в качестве учебного пособия для астрономов фильм «Стартрек». Почему же тогда мы обсуждаем и осуждаем достоверность фильмов «про балет», если это лишь декорации, на фоне которых разворачивается сюжет?

Настоящий балетный мир очень красив. И сам по себе, и качеством его людей. Музыкой.

Сюжетами. Дворцами. Фантастичностью.

Этим он мне нравится. Возможностью прожить за минуты целые другие жизни.

Если не балет, то что?

© thecheesebarldn / instagram © americanyouthballet / instagram Представить можно что угодно. Я пыталась раньше придумать себе что-либо иное, кроме балета. Первые несколько шагов по воображаемому миру, будь то медицина, филология, маркетинг или менеджмент, даются с легкостью, но потом охватывает такой ужас, что я невольно выпрыгиваю обратно в мир, где живу сейчас, отдуваясь: «Вот же привидится…» Не хочу даже и думать об этом.

А какой вопрос вы бы задали балерине?

В новом выпуске — балерина. Попасть в московские и петербургские балетные труппы очень сложно, еще тяжелее поступить в хорошую танцевальную академию. Танцоры делятся на две категории — артисты кордебалета и сольные исполнители. Мы спросили артистку кордебалета, как можно попасть в театр и академию вне конкурса, от чего зависит зарплата балерины, почему мужчины-танцоры зарабатывают больше.

ПРОФЕССИЯ.

Артистка кордебалета

ДОХОД2 500 РУБЛЕЙПроезд в общественном транспорте5 000 РУБЛЕЙКосметика и салоны красоты

Я захотела стать балериной еще в четыре года, родители к этому положительно отнеслись и сразу записали меня в обычную студию для детей. После этого я поступила в красногорскую студию балета в Подмосковье, где учеба в младшей школе совмещалась с танцами. Затем пошла в профессиональное училище в том же городе.

Однажды я поехала на танцевальный конкурс в Санкт-Петербург, где меня заметил педагог из Академии русского балета имени А. Я. Вагановой и пригласил учиться у них.

На первом курсе училища я решила попробовать туда поступить, и меня взяли вне конкурса. Конечно, это была большая удача, потому что, как правило, конкурс очень большой. Из 200–300 человек поступают лишь три или четыре танцора.

В академии я отучилась три года очно, а последний, четвертый год заканчиваю заочно, потому что уже нашла работу в театре. После двух лет обучения я получила диплом о среднем профессиональном образовании и перешла на бакалавриат, в котором нужно учиться два года. Один год уже пройден, а весной 2017-го я получу диплом о высшем образовании.

Могу сказать, что учиться точно сложнее, чем работать, но я привыкла к тяжелым нагрузкам с самого детства. На учебе ты на ногах абсолютно каждый день с 10 или 11 утра. Основная сложность заключается в том, что специальные предметы совмещены с общеобразовательными.

То есть классический танец, дуэт, характерный танец и актерское мастерство чередуются с обычными парами. Все почему-то думают, что танцорам делают поблажки в плане общеобразовательных предметов, но это неправда. Нас очень серьезно спрашивают на парах и во время сессии, и от оценок, естественно, зависит, получаешь ты стипендию или нет.

На работу танцоры могут устроиться во время государственных экзаменов, когда на просмотры приходят художественные руководители разных театров. Но лично я решила заранее съездить в Москву, чтобы присмотреться, и выбрала Музыкальный театр имени К. С.

Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Я поехала туда в мае — меня взяли, но попросили приехать через месяц во время общего конкурса. Он, кстати, составляет 100 человек на место. Я сдавала станок вместе с этой толпой, но только меня одну попросили остаться, всем остальным сказали: «Спасибо и до свидания!

Я танцевала и во время государственных экзаменов в Санкт-Петербурге, а на просмотр приходили люди из Мариинского и Михайловского театров. Меня взяли в последний, но я сделала выбор в пользу Москвы, потому что это мой дом и тут живут родные. К тому же в Петербурге я постоянно болела из-за своеобразного климата.

Я не пожалела о своем выборе, потому что зарплата в нашем театре больше, чем в Михайловском. В общем, стандартная история с разницей в доходах у питерцев и москвичей. Правда, в Петербурге тоже можно хорошо зарабатывать, потому что спектаклей в среднем больше.

Особенности работы

Количество работы разное, но мы стабильно приходим в театр шесть дней в неделю, а отдыхаем по вторникам. Работа начинается в 11 утра, но заканчивается в разное время — в 13, 15 или 17 часов. Если вечером спектакль, то в театре задерживаемся до 10 вечера.

В принципе, мы отдыхаем в государственные праздники, но иногда их сокращают. Плюс девушки имеют право брать три выходных в месяц по женским делам — это оплачивается. Но никто не проверяет, так что можно просто уехать в эти дни, если у тебя не возникнет внезапных репетиций.

В нашем театре не такая жесткая конкуренция, как в Мариинке, и коллектив более дружный. Но, как и в любом месте, где работает много женщин, есть змеи, которые за спиной могут говорить что угодно. Это нормально — надо просто привыкнуть и не расслабляться.

Могу точно сказать, что даже в нашем театре есть связи и блат. И даже когда человек не особо талантлив, ему дадут танцевать на первых ролях, если кто-то влиятельный замолвил словцо. А в кордебалете танцуют все, то есть вся наша труппа из ста человек.

Но лично я уже танцевала сольные номера — например, в балете «Щелкунчик» выходила на испанский танец. Жесткой иерархии не существует, так что, если ты стараешься, можешь получить шанс исполнять сольные номера.

Доходы

Зарплата артиста балета зависит от количества спектаклей в месяц. Участие в определенном спектакле приносит тебе разное количество так называемых баллов, от которых и зависит зарплата. Также количество баллов обусловлено тем, исполняешь ты сольный номер или задействован в кордебалете.

Я артистка кордебалета. Оклад у такого танцора без дополнительных баллов за спектакли — 42 тысячи рублей в месяц. Плюс доплата за выходы на сцену.

В среднем получается от 45 до 55 тысяч рублей в месяц. У солистов ставка выше, однако конкретные цифры назвать сложно — они об этом особо не распространяются, но под 100 тысяч выходит точно.

Расходы

Каждый месяц 2,5 тысячи рублей железно уходит на проезд. К счастью, я пока живу с родителями, поэтому не нуждаюсь в регулярной покупке продуктов. Трачу только на кафе, рестораны и столовую в театре.

Получается примерно 6–8 тысяч рублей в месяц. Примерно от 10 до 20 тысяч уходит на развлечения вроде походов в кино и покупки одежды. Иногда хожу в музеи или театры, но редко, ведь все свое время я провожу в театре, поэтому на другие нет уже времени и желания.

Каждый месяц я стараюсь откладывать от 10 до 20 тысяч рублей на покупку чего-то дорогого или на путешествия. Я очень люблю тратить деньги, мне тяжеловато себя ограничивать, но все-таки к расходам надо подходить с умом и не раскидываться направо и налево. Летом я всегда езжу на курорты, обычно в Сочи. Кроме того, зимой и летом я посещаю Петербург, потому что учусь на заочном и надо сдавать сессию.

Я не трачу деньги на работу, так как в театре нам централизованно выдают трико и очень хорошие американские пуанты — по девять пар в год.

5 тысяч рублей в месяц уходят на косметику и салоны красоты. Маникюр я делаю не особо регулярно, потому что в театре он банально запрещен. Ногти можно красить только бежевым или телесным лаком.

На маникюр я трачу где-то 1,5 тысячи рублей в месяц. Косметику я люблю: если покупаю, то из люкс-сегмента или профессиональную, но стараюсь делать это постепенно. В один месяц беру тушь, в другой — тональник или еще что-то, а какие-то деньги уходят на покупку средств для ухода за волосами.

В театре есть гримеры, которые делают нам макияж и прически. Можем гримироваться и самостоятельно, если не нужен какой-то особенный мейкап, а вот волосы всегда должны быть аккуратными.

В этом году мы были на недельных гастролях в Таиланде, за которые получили 35 тысяч рублей. Планировалась поездка в Китай, но ее в последний момент отменили, что очень обидно. Наш театр не так часто выезжает на гастроли, но все о них мечтают, потому что это прибыльно и интересно.

В следующем году я планирую поступать на педагога, так как физически не смогу танцевать всю жизнь — да и не хочу, наверное. Лучше быть хорошим учителем, тем более у них неплохие зарплаты. Я также думала о получении образования, не связанного с танцами, но никаких конкретных идей на этот счет нет.

Век балерины не такой долгий, но и не такой короткий, как принято считать. Танцевать можно в среднем до 35–38 лет.

В мире огромное количество интересных профессий, о которых мы наслышаны, но какого-то конкретного представления о жизни таких работников не имеем. К такой профессии можно отнести работу балерины. «Экспресс–Новости» опубликовали странные, а порой, нелепые вопросы, на которые ответила ведущая солистка Большого театра Кристина Кретова.

Можешь достать билеты в Большой театр бесплатно?

Да, балерины из ведущих партий могут доставать несколько бесплатных билетов в количестве 2-4 штуки, но они, как правило, раздаются близким родственникам и друзьям. Также можно забронировать в кассе не более 2 мест, но это уже на платной основе.

Кружится голова?

Кружится. Всегда. Для того, чтобы смягчить эффект кружения, балерины стараются во время оборотов фиксировать голову и концентрироваться на одной точке.

Питаетесь только водой?

Нет. Балерины едят все. И овощи, и мясо (да, мясо тоже едят).

Вообще все. Рабочее время длится долго (разогрев, репетиции сольных номеров и кордебалета, мизансцены), поэтому зачастую кушают в театре.

Партнеры роняют?

Иногда да. Редко, но бывает. И это страшно.

Особенно после множества удачных репетиций. Все движения должны быть четкими и точными. Любое малейшее отступление может быть чревато падением.

Слушаете только классическую музыку?

Нет. Балерины, как и все люди, слушают разную музыку, что по душе придется. Более того, именно своя музыка помогает настроиться на разные роли и эмоции.

Как танцуете на дискотеках?

Да как получится. Кто как умеет. Главное, что чувство ритма есть и попадание в музыку.

Как избавляетесь от конкуренток?

Та конкуренция, которую изображают в фильмах, довольно утрирована. В жизни конкуренция большая, но так, чтобы гвозди в пуанты – такое не случалось. Как в любой другой профессии конкуренция – стимул делать свою работу лучше, а значит, и от конкуренции избавляться своими достижениями и трудом.

Что мужчины из балета подкладывают в трико?

Обычно ничего. Но кто их знает.

О чем балет, если все только танцуют?

Для этого есть либретто – программка, в которой все понятно расписано.

Как и сколько учатся на балерину?

На балет принимают с раннего детства (от 3 лет) в узконаправленные танцевальные детские школы и студии. Почти в каждом крупном городе есть хореографические академии, где учат балету. В сознательном возрасте обучение как профессии может занять 8 лет. Но перед поступлением проходят отборы на вступительных экзаменах.

Есть ли у балерин карьерный рост?

Если успехи в обучении были + харизматичен + нет страха сцены, то можно стать прима — балериной. Раньше в 35 лет балеринам уже оформляли пенсию, но с 2018 года по закону для сотрудников балета продлили карьеру до 46-48 лет.

Сколько зарабатывают балерины?

Оклад в Большом театре 14600р. + гонорары за каждый спектакль. Если успевать попадать на халтуры (разные гала-концерты), можно получать больше. Но чтобы попадать на гала-концерты и получать больше, нужно иметь достаточный опыт, умения и достижения.

Что нравится в профессии?

Репетиции: когда приходится проживать новые жизни, пропускать через себя, изменять через свое виденье, корректировать и себя, и роли, делать их лучше.

Что не нравится в профессии?

Неуважение и не понимание того, что быть балериной — это тяжкий труд. И часто отказывают просто из-за каких-то личных предрассудков.

Как относишься к Волочковой?

Когда она была в балете, то была прекрасна.

Если не балет, то…

Кулинария. Кристина обожает готовить, особенно выпечку. Это помогает ей расслабиться и снять напряжение. Поэтому если не в балет, то 100 % пошла в кулинарию.

Совет тем, кто хочет связать жизнь с балетом

100 раз осмыслите прежде, чем решитесь. Профессия эта не из легких. Вы никак сразу не поймете ваше это или нет. Начните, посмотрите – если отправляете ребенка, то однозначно обращайте внимание на его интерес и желание. Если ему хотя бы на 50% будет нравиться балет, то успех реален. Но даже это вероятно лишь в том случае, когда преподаватель видит возможности и развитие. Если же он скажет, что есть проблемы, которые спустя пол года, год, два не пропадают, то не стоит. Лучше уходить из балета и идти в другую область. Внимательно слушайте советы педагога. Часто бывает и такое, что после балетного многие выходят актерами, но совсем не понимают того, куда себя подать.

Посмотрите также наши интересные видео на канале «VideoOrakul»:

#Опера #Сцена #Балет #Профессии #Волочкова #Кретова #Балерина #Театр #Танец #Классика Подпишитесь на наши аккаунты в Яндекс Дзен, ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Youtube, Instagram, Twitter, Pinterest. Будьте в курсе последних новостей!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *