Защита детства и материнства

Комментарий к Статье 38 Конституции РФ

1. Материнство, детство, семья, отцовство (о нем говорится в ст. 7 и п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции) — социальные ценности общественной жизни. Они представляют собой взаимосвязанную систему факторов, характеризующих состояние общества, смену и преемственность поколений. Защита материнства, детства, семьи, отцовства имеет комплексный характер, осуществляется разнообразными мерами государства, субъектов Федерации, муниципальных образований, путем действия многих норм различных отраслей права (административного, трудового, гражданского и т.д.). Защита семьи, материнства, детства, отцовства осуществляется также мерами общественного воздействия, деятельностью различных общественных объединений, системой нравственных отношений, сложившихся в обществе. Забота о семье, материнстве, детстве означают создание обществом и государством социально-экономических, политических, идеологических и нравственных предпосылок для прочной, здоровой семьи, полноценного материнства, отцовства и детства, заботу о матери и ребенке, охрану их прав. Защита семьи, материнства, детства предусматривается международными актами (Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г. и др.).

Вопросы семьи, ее развития актуальны для России. Почти половина семей не имеет детей, а в большинстве — только одного ребенка*(472). Кроме того, в детских домах, не имея семьи, находятся 170 тыс. ребят, а 3 млн бездомных и безнадзорных детей находят себе пристанище на улицах*(473). Поэтому фактически в каждой из четырех приоритетных национальных программ — «Здоровье», «Образование», «Достойное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса»*(474) — содержатся положения, относящиеся к охране и развитию семьи, материнства, детства.

В России «защита семьи, материнства, отцовства и детства» находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции). Конкретное распределение прав и обязанностей по этим вопросам между Федерацией и ее субъектами содержится в различных законах — Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, Законе об образовании, Федеральном законе от 24.06.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» — в ред. от 30.06.2007 (в связи с ратификацией Россией в 2009 г. Конвенции ООН о правах ребенка в данный Закон внесены изменения о мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому и нравственному развитию детей*(475); СК и др. Федеральное законодательство регламентирует также основные принципы и важнейшие положения, относящиеся к семье, материнству, отцовству, детству. Некоторые из этих положений реализуются посредством законов субъектов РФ с учетом местных условий (например, о брачном возрасте). Субъекты РФ могут также самостоятельно регулировать своими законами отдельные вопросы, но такие законы не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечивается возможностями: получить бесплатные консультации в специализированных учреждениях по вопросам планирования семьи; пройти медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства; произвести искусственное прерывание беременности в специализированных учреждениях; провести добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35-летнего возраста или наличии не менее двух детей (а также независимо от этого — по медицинским показаниям); произвести искусственное оплодотворение или имплементацию эмбриона; пользоваться в период беременности, во время и после родов бесплатной специализированной медицинской помощью; получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком (от 70 до 110 дней в зависимости от числа родившихся детей). В России существует сеть бесплатных женских консультаций, есть учреждения для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, несовершеннолетних матерей, принимаются специальные меры по их психологической и правовой поддержке, социальному устройству. Для поддержки таких учреждений, выполняющих государственный или муниципальный заказ в связи с беременностью, родами, уходом женщин за ребенком до одного года, приказами Минздравсоцразвития России от 15.01.2007 N 33 и от 19.01.2007 N 35 установлены новые условия государственных выплат учреждениям этого рода.

Поддержка материнства имеет в России особое значение, поскольку смертность превышает рождаемость (ежегодно население страны уменьшается приблизительно на 700 тыс. человек, а плотность населения втрое меньше общемировой)*(476). Работающие и неработающие женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в связи с постановкой на учет получают 375 руб. (с 1 января 2009 г.). При уходе в отпуск по беременности и родам («декретный отпуск») социальное пособие женщине выплачивалось с 2007 г. в предельном размере 16 125 руб. (раньше — меньше). Конституционный Суд РФ Постановлением от 22.03.2007 N 4-П*(477) признал такие ограничения неконституционными. Суд указал, что этим несоразмерно ограничивается размер пособия для работающих застрахованных женщин, чей средний заработок превышает установленную норму, и постановил, что в течение шести месяцев парламент должен привести законодательство в соответствие с данным Постановлением, что и было сделано. Новый предельный размер пособия по беременности и родам был установлен в размере 100% среднего заработка, но не выше 23 400 руб. в месяц (в среднем с 30 недель беременности), с 1 января 2009 г. эта сумма повышена до 25 390 руб.*(478)

Новые меры поддержки материнства установлены Федеральным законом от 05.12.2006 N 207-ФЗ*(479), который внес существенные изменения в Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», и Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»*(480). Все выплаты, установленные этими законами, индексируются, в связи с чем суммы периодически возрастают. Первый из названных законов в несколько раз увеличил размеры государственных выплат матерям и некоторым другим лицам при рождении детей, второй ввел так называемый «материнский (семейный) капитал». Ранее ежемесячное пособие по уходу за ребенком было сравнительно небольшим и назначалось только матерям. Теперь оно выросло в десять с половиной раз, его могут получать также другие лица (отцы, опекуны, не работающие и не подлежащие обязательному социальному страхованию). С 2007 г. размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет увеличен в несколько раз (40% от заработной платы, но с 1 января 2009 г. не менее 1873 руб., по уходу за вторым и последующими детьми — 3746 руб. (верхний предел, зависящий от заработной платы работающих женщин, составляет теперь 7492 руб.). Прогнозируется, что в 2020 г. пособие по уходу за ребенком составит 13 833 руб. (максимум). При рождении ребенка (любого по очередности) работающие женщины получают единовременное пособие с 1 января 2009 г. 9990 руб. (неработающие не получают). При рождении первого ребенка работающие женщины получают ежемесячное пособие 40% от среднего заработка, но не менее 1873 руб. и не более 7492 руб. (ранее — 700 руб.), при рождении второго и последующих детей — те же 40%, но не менее 3746 руб. и не более 7492 руб. Неработающие женщины при рождении первого ребенка получают такое пособие в размере 1500 руб. При рождении второго и последующих детей — 3000 руб. (ранее никакого пособия не получали). Государственные или муниципальные медицинские учреждения в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 15.01.2007 N 33 при рождении ребенка выдают женщине родовой сертификат, по которому она получает деньги.

Материнский (семейный) капитал — это средства федерального бюджета, передаваемые в Пенсионный фонд РФ для дополнительных мер государственной поддержки. Он составляет 250 тыс. руб. и выдается в форме сертификата на получение этих средств гражданину РФ: 1) женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка; 2) женщинам, родившим (усыновившим) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не получили такую поддержку; 3) мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, если ранее они не воспользовались такой поддержкой и если решение суда об усыновлении вступило в силу, начиная с 1 января 2007 г. Сертификат на получение материнского капитала выдается один раз в жизни, независимо от количества рожденных или усыновленных детей. Сначала было установлено, что материнский капитал нельзя расходовать в течение первых трех лет после получения, а затем можно использовать только в определенных целях (образование ребенка, приобретение жилья и др.). Однако в условиях мирового финансового кризиса, сильно отразившегося и на России, Правительство РФ приняло постановления, разрешившие использовать материнский капитал ранее установленных сроков на приобретение жилья и некоторые другие цели, а также использовать проценты в размере инфляционных выплат (12%) на текущие нужды. Размер материнского капитала ежегодно пересматривается с учетом инфляции. Первоначальная сумма в 250 тыс. руб. в 2008 г. составляла уже 276 550 руб. а в 2009 г. она возрастет до 313 тыс. руб.*(481) При достижении ребенком совершеннолетия сертификат передается ему. Эти данные характеризуют конституционные нормы в действии. С 2009 г. использовать материнский капитал на погашение жилищных кредитов можно, если договор с банком заключал муж, а материнский сертификат выписан на жену, правда, необходимо представить множество документов (приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 26.12.2008 N 779-н.*(482)

Правительство РФ постановлением от 30.12.2006 N 873 утвердило Правила о порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Право на такую меру государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка, имеющего гражданство РФ: у женщины, родившей (усыновившей) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 г.; у женщины, родившей (усыновившей) третьего или последующего детей, начиная с 1 января 2007 г., если она ранее не воспользовалась этим правом; у мужчины, являющегося единственным усыновителем второго, третьего или последующих детей, если ранее он не воспользовался этим правом и если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиняя с 1 января 2007 г. Оговорка, начинающаяся словами «если» означает, что женщина или мужчина могут получить материнский капитал лишь один раз, независимо от количества последующих рождений (усыновлений) после 1 января 2007 г. Дети, рожденные до этого времени (хотя бы 31 декабря 2006 г.), а также дети, в отношении которых родители были лишены родительских прав или усыновление отменено, не учитываются. Лица, имеющие право на материнский (семейный) капитал, подают заявление с приложением необходимых документов в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства. В настоящее время сертификаты на материнский капитал получили 880 тыс. женщин*(483).

В дополнение к федеральным пособиям субъекты РФ, если они имеют средства, устанавливают меры дополнительной социальной помощи. Так, в Москве при усыновлении первого ребенка в дополнение к федеральным 8000 руб. выплачивается пятикратная величина прожиточного минимума (по Москве), при усыновлении второго — семикратная, третьего и последующих — 10-кратная, а при рождении одновременно трех и более детей родителям выплачивается единовременное пособие 20 тыс. руб., с 2009 г. при рождении первого ребенка выдается 5500 руб., каждого последующего — 6700 руб., а если родится тройня, семья получит 50 тыс. руб. В Московской области с 1 января 2009 г. при усыновлении двух детей выплачивается единовременное пособие в размере 30 тыс. руб., трех и более — 100-150 тыс. руб. Есть и другие городские пособия: для одиноких матерей, для детей военнослужащих по призыву, студенческим семьям и т.д.

В охране материнства важная роль принадлежит трудовому праву. В ТК содержится специальная гл. 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями». Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (ст. 253), запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом или перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нагрузки (перечни таких работ утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений). По заявлению беременных женщин в соответствии с медицинским заключением им снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо такие женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. Если беременная женщина проходит обязательное диспансерное обследование в медицинских учреждениях, за ней сохраняется средний заработок по месту работы. Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением прежнего заработка до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 254). Женщинам по их заявлению и в связи с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении трех и более детей — 110) календарных дней с выплатой пособия по государственному социальному страхованию. При рождении ребенка независимо от очередности ребенка выплачивается единовременное пособие 8000 руб. Такое же пособие выплачивается при усыновлении, передаче ребенка в семью. По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ст. 256). В этот период женщине выплачивается пособие по государственному социальному страхованию.

Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются дополнительные перерывы для кормления ребенка не реже, чем через каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый (не менее часа каждый, если детей в возрасте до полутора лет двое и более). Запрещаются направление беременных женщин в служебные командировки, привлечение их к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и праздничные дни. Аналогичные меры в отношении женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. Это относится также к работницам, имеющим детей-инвалидов, а также осуществляющим уход за больными (ст. 259). Очередной отпуск предоставляется женщине по ее желанию перед отпуском по беременности и родам или сразу после него. Расторжение трудового договора с беременной женщиной по инициативе работодателя не допускается (за исключением случаев ликвидации организации). Это относится также к женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, одиноким матерям, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет (есть некоторые исключения, предусмотренные в ТК). Возможны дополнительные отпуска без сохранения заработной платы для матерей, осуществляющих уход за детьми до достижения ими 14 лет. Есть и другие гарантии. Уголовный кодекс предусматривает уголовное наказание за отказ в приеме на работу женщины по мотивам беременности или в связи с послеродовым периодом (ст. 143).

Об отцовстве в законодательстве говорится меньше. Семейный кодекс устанавливает, что отцовство, как семья и материнство, находится под защитой государства (ч. 1 ст. 1). Отец может полностью или частично воспользоваться отпуском при рождении или усыновлении ребенка, если отпуском не воспользовалась мать (ст. 257 ТК). Отец, один усыновивший ребенка, может использовать отпуск с выплатой ему пособия со дня усыновления (70 дней после рождения ребенка), а при одновременном усыновлении двух и более детей — 110 календарных дней со дня их усыновления. Существуют ограничения для направления в командировку, привлечения к сверхурочным работам, в ночное время, в выходные дни отцов, имеющих детей-инвалидов, осуществляющих уход за больными членами семьи. Отцу, осуществляющему уход за детьми-инвалидами, предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц (если этим правом не воспользовалась мать).

Законодательное регулирование семьи, семейных отношений относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Основные положения устанавливает Федерация (действует СК), некоторые вопросы регулируют субъекты РФ (например, по вопросам оплаты и льгот приемным родителям при создании приемной семьи законы приняты в 23 субъектах РФ). Чаще всего семья создается в результате добровольного вступления в брак мужчины и женщины в их личном присутствии. Наряду с браком семья может быть создана другим путем: усыновления (удочерения) детей; при рождении ребенка вне брака; заключении договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Семейный кодекс устанавливает, что признается брак, заключенный только в органах ЗАГС (ч. 2 ст. 1). Венчание в церкви юридических последствий не влечет. В России ежегодно усыновляется 13-15 тыс. детей, около половины — иностранцами. В приемной семье ребенок живет с новыми родителями, но не имеет статуса усыновленного, таких детей ежегодно около 5 тыс. Под опеку передается в год около 84-85 тыс. детей*(484). Семейные отношения согласно СК должны строиться на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Произвольное вмешательство в дела семьи недопустимо, члены семьи вправе беспрепятственно осуществлять свои права, пользуясь, если это необходимо, судебной защитой своих прав. Защита семейных прав осуществляется также другими государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства.

Брачный возраст устанавливается в 18 лет. Органы местного самоуправления могут разрешить вступление в брак с 16 лет, а при особых условиях законами субъектов РФ может быть разрешено вступление в брак и до 16 лет — с 14 лет. Брак не может быть заключен лицами, уже состоящими в браке, близкими родственниками, усыновителями и усыновленными (это относится и к удочерению), недееспособными по причине психических расстройств. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, добровольно, но если лицо скрыло от другого лица наличие венерической болезни, ВИЧ-инфекции и др., суд по заявлению стороны может признать брак недействительным.

Брак может быть расторгнут по желанию хотя бы одного из супругов, но муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о разводе во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка. Расторжение брака при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, а также в случае, если один из супругов признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужден к лишению свободы на срок свыше трех лет, производится в органах ЗАГС. В иных случаях расторжение брака осуществляется судом. Брак может быть признан судом недействительным, если нарушены условия для вступления в брак, а также в случае заключения фиктивного брака, когда супруги или один из них не имели намерения создать семью.

Супруги в семье равноправны. Семейный кодекс устанавливает их личные права и обязанности по отношению к детям (заботу, воспитание, выбор фамилии и т.д.), а также имущественные права супругов (в отношении совместной собственности, собственности каждого из супругов, договорного режима имущества на основании брачного договора и при его расторжении, ответственность супругов по обязательствам и др.). Семейный кодекс определяет права и обязанности детей в семье, порядок установления материнства и отцовства (в том числе в судебном процессе). При установлении отцовства в судебном порядке дети имеют такие же права и обязанности по отношению к родителям, как и дети, родившиеся в браке. Супруги обязаны материально поддерживать друг друга. При отказе от такой поддержки право требовать выплаты алиментов в судебном порядке имеют: нетрудоспособный нуждающийся супруг; жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка; нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения им 18 лет, и др. Размер алиментов определяется судом в денежной форме, они выплачиваются ежемесячно. Другие члены семьи также обязаны материально поддерживать друг друга. Это относится к отношениям несовершеннолетних и нетрудоспособных братьев и сестер, дедушки, бабушки и внуков, пасынков, падчериц и отчима, мачехи.

Вопросы защиты детства регулируются названными выше законами (о здравоохранении, образовании и др.), специальным Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», СК. Согласно этим актам ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, которое вправе выражать свое мнение в семье, имеет имущественные права. В частности, ребенок имеет право на доходы, полученные им, на имущество, полученное в дар или в порядке наследования, на другое имущество, приобретенное им, но он не имеет права собственности на имущество родителей (вопрос о наследовании — иной вопрос), равно как и родители не имеют права на имущество ребенка. Родители имеют родительские права в отношении детей и могут быть судом лишены родительских прав или ограничены в них (в том числе за отсутствие заботы о них, жестокое обращение с детьми, за злостное уклонение от уплаты алиментов, если родители больны хроническим алкоголизмом или наркоманией и др.). Они обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Если родители не предоставляют содержания несовершеннолетним детям, алименты могут быть взысканы в судебном порядке: на одного ребенка ежемесячно одна четверть, двух — треть, трех и более детей — половина заработка и (или) иного дохода родителей. Право на алименты имеют также нетрудоспособные совершеннолетние дети (при отсутствии соглашения родителей ежемесячный размер устанавливается судом).

2. Одна из главных задач родителей — забота о детях, их воспитание. Пункт 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. гласит, что интересы ребенка являются предметом основной заботы родителей. Проявление такой заботы диктуется не только нравственными, но и правовыми нормами. Часть 4 ст. 43 Конституции РФ устанавливает, что родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Глава 11 СК говорит о праве детей: жить и воспитываться в семье; знать своих родителей; проживать совместно с ними, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка; на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, другими родственниками (ст. 54). Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них (в случае конфликтов родителей или препятствий это право может быть обеспечено решением суда).

Дети (подростки с 14 лет) могут допускаться к определенным видам труда (в сельском хозяйстве, в больницах, по уборке улиц), но для них запрещены работы в ночное время, тяжелые работы с вредными и опасными условиями труда. Они вправе распоряжаться своим заработком. Забота родителей относится прежде всего к несовершеннолетним детям. Что же касается детей, достигших совершеннолетия, то родители обязаны содержать тех, кто нетрудоспособен и нуждается в помощи (ст. 85 СК).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, неисполнении родителями обязанностей по воспитанию, защите, образованию, при злоупотреблении родительскими правами (в том числе одним из родителей) ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства (такие органы действуют в системе местного самоуправления), а по достижении 14 лет — в суд (ст. 56 СК). Права ребенка защищает также прокуратура. При утрате родителей или лишении их родительских прав права и интересы ребенка непосредственно обеспечиваются органами опеки и попечительства.

Забота о детях, их воспитание — право и обязанность обоих родителей, которые имеют равные права и несут равные обязанности. Каждый из них (до достижения детьми 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Родители являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами и органами, в том числе в суде, без специальных полномочий. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка, решаются матерью и отцом совместно, исходя из интересов детей. Мнение детей должно быть учтено. Разногласия между родителями разрешаются органами опеки и попечительства или судом.

Родители, осуществляющие свои права в ущерб правам и интересам детей, злоупотребляющие своими правами, могут быть по суду в них ограничены или полностью лишены родительских прав. Они могут быть привлечены к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по отношению к несовершеннолетним детям, если это соединено с жестоким обращением (ст. 156 УК).

В 2007 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Дети России» на 2007-2010 гг. В нее входит несколько подпрограмм: «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья» и пр. На осуществление Программы из государственного бюджета выделено 50 млрд руб.*(485)

3. На определенной стадии развития родственных отношений на смену заботе родителей о своих детях приходит забота достигших совершеннолетия трудоспособных детей о своих родителях. Такая забота имеет характер моральной поддержки, внимания к проблемам и интересам родителей, но она может приобрести и обязывающий правовой характер материального обеспечения, если родители нетрудоспособны и нуждаются в помощи (ст. 87 СК). Для этого, однако, необходимо, чтобы дети были трудоспособны, способны оказать помощь. При отсутствии помощи и при наличии исключительных обстоятельств (увечья родителя, тяжелой болезни, необходимости постоянного ухода и т.д.) совершеннолетние дети могут быть обязаны судом нести дополнительные расходы в связи с названными обстоятельствами. Однако дети могут быть освобождены от обязанности содержать своих нетрудоспособных и нуждающихся в помощи родителей и от участия в дополнительных расходах, если судом будет установлено, что родители уклонялись от своих обязанностей по воспитанию детей (п. 5 ст. 87, п. 2 ст. 88 СК).

Военнослужащих женского пола

Глава 6. Законодательство об охране семьи, материнства и детства
Военнослужащие женского пола, помимо установленных для всех военнослужащих преимуществ, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательными и подзаконными нормативными актами об охране семьи, материнства и детства (Федеральный закон «О статусе военнослужащих», п. 9 ст. 10).
На военнослужащих женского пола распространяются установленные трудовым законодательством льготы по направлению в служебные командировки, привлечению к ночным и сверхурочным работам. Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ТК РФ, ст. 259).
Женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются, помимо перерыва для отдыха и питания, дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии у женщины два и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа. По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня с соответствующим его сокращением (основание — ст. 258 ТК РФ).
Примерная форма рапорта о предоставлении военнослужащему женского пола, имеющему ребенка в возрасте до полутора лет, перерывов для кормления ребенка
Командиру (начальнику)________________________
(должность)
______________________________________________
(воинское звание, фамилия и инициалы)
РАПОРТ
Прошу Вашего ходатайства перед вышестоящим командованием о предоставлении мне, ________________________________________,
(воинское звание, фамилия, имя, отчество, занимаемая должность)
перерывов для кормления ребенка в возрасте до полутора лет.
Приложение:
Копия свидетельства о рождении ребенка.
Должность________________________
Воинское звание__________________
Подпись__________________________
(инициал имени и фамилия)
Дата ____________________________
В соответствии с ч. 2 ст. 271 УВС ВС РФ запрещается назначать военнослужащих-женщин на работы, связанные с переноской и передвижением тяжестей, превышающих установленные для них нормы. Эти нормы устанавливаются постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. № 105. Предельная масса поднимаемого и перемещаемого груза, при условии чередования с другой работой, не должна превышать 10 кг; при подъеме и перемещении тяжестей постоянно масса груза не может превышать 7 кг. Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа, не должна превышать: с рабочей поверхности — 1 750 кг, с пола — 875 кг.
«Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» — гласит Конституция Российской Федерации (п. 1 ст. 38). Государство гарантирует беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья. Государство также гарантирует обеспечение их специализированной помощью, полным питанием, в том числе в случае необходимости обеспечение продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет (Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I, ст. 23).
В соответствии с медицинским заключением беременные женщины имеют право быть назначенными с их согласия на воинские должности с более легкими условиями службы с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения. Военнослужащие женского пола, имеющие детей в возрасте до полутора лет, если они не могут выполнять служебные обязанности, назначаются на другую воинскую должность до достижения ребенком возраста полутора лет с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения (Положение о порядке прохождения военной службы, пп. 19, 20 ст. 11).
Не допускается увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, а также имеющих детей в возрасте до трех лет, детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), кроме как по собственному желанию и случаев, предусмотренных в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе»:
— при достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
— в связи с признанием военно-врачебной комиссией военнослужащего женского пола негодным к военной службе;
— в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего женского пола, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно;
— в связи с лишением воинского звания;
— в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы;
— в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования.
Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.
Военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на них распространяются социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет военнослужащим женского пола предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц.
Военнослужащему женского пола по его желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Во время отпуска по уходу за ребенком за военнослужащим женского пола сохраняются место военной службы и воинская должность.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на социальное обеспечение для воспитания детей (п. 1 ст. 39). Законодательством установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Вопросы назначения этих пособий регулируются Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 88353. Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка имеют право на получение следующих пособий:
— пособие по беременности и родам;
— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
— единовременное пособие при рождении ребенка;
— ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
— ежемесячное пособие на ребенка.
На военнослужащих женского пола распространяются нормы Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан:
«Государство берет на себя заботу об охране здоровья членов семьи…
Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности» (ст. 22, абз. 1, 5).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19 октября 1994 г. № 206 и постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19 октября 1994 г. № 21 листок нетрудоспособности (хотя формулировка «нетрудоспособность» в данном случае не совсем верна, по мнению автора) по уходу за больным выдается лечащим врачом одному из членов семьи (опекуну), непосредственно осуществляющему уход.
Листки нетрудоспособности должны быть оформлены в соответствии с Порядком оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность (приложение № 4 к приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 13 января 1995 г. № 5).
Листок нетрудоспособности по уходу за больным выдается военнослужащему, являющемуся одним из членов семьи (опекуном), непосредственно осуществляющему уход:
— за взрослым членом семьи и больным подростком старше 15 лет, получающим лечение в амбулаторно-поликлинических условиях сроком до 3 дней, по решению клинико-экспертной комиссии — до 7 дней;
— за ребенком до 7 лет при амбулаторном лечении на весь период острого заболевания или до наступления ремиссии при обострении хронического заболевания; за ребенком старше 7 лет — на срок до 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока;
— за ребенком до 7 лет при стационарном лечении на весь срок лечения, старше 7 лет — после заключения клинико-экспертной комиссии о необходимости осуществления ухода;
— за детьми до 15 лет, инфицированными вирусом иммунодефицита, страдающими тяжелыми заболеваниями крови, злокачественными новообразованиями, ожогами, — на весь период пребывания в стационаре;
— за детьми, проживающими в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированными и переселенными из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, а также за детьми первого и последующих поколений следующих категорий граждан: участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986—1987 гг., лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, и инвалидов, у которых установлена причинная связь заболевания с последствиями радиационного воздействия, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отчуждения, работающих в зоне отчуждения, а также участников ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк», лиц, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча, эвакуированных, а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая тех, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, родившимися после радиоактивного облучения одного из родителей — на все время болезни (включая время болезни ребенка в период пребывания с ним в санаторно-курортном учреждении);
— военнослужащему, занятому уходом за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком.
При одновременном заболевании 2 и более детей по уходу за ними выдается один листок нетрудоспособности.
При разновременном заболевании 2 детей листок нетрудоспособности по уходу за другим ребенком выдается после закрытия первого документа без зачета дней, совпавших с днями освобождения от работы по первому листку нетрудоспособности.
В период, не требующий освобождения матери от работы (очередной или дополнительный отпуск, отпуск по беременности и родам, отпуск без сохранения содержания, выходные или праздничные дни и др.), листок нетрудоспособности по уходу выдается со дня, когда она должна приступить к работе, без учета дней от начала заболевания ребенка.
Листки нетрудоспособности не выдаются по уходу за хроническими больными в период ремиссии, а также в период очередного и дополнительного отпуска, в период отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком.
Социальные гарантии и компенсации, предоставляемые одиноким матерям, проходящим военную службу. В соответствии с действующим законодательством женщина признается одинокой матерью в случае, если в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери, а также при усыновлении ребенка женщиной, не состоящей в браке. Женщина утрачивает статус одинокой матери при вступлении в зарегистрированный брак, усыновлении ее ребенка, а также в случае, если лицо, от которого мать родила ребенка, признано в установленном порядке отцом ребенка.
Социальные гарантии и компенсации, предоставляемые одиноким матерям, проходящим военную службу, можно разделить следующим образом: гарантии и компенсации при прохождении военной службы; гарантии и компенсации по охране здоровья и медицинской помощи; налоговые гарантии и компенсации; денежные выплаты.
Законодательством предусмотрены гарантии при поступлении на военную службу по контракту (запрещается отказывать в заключении контракта о прохождении военной службы, мотивируя отказ беременностью или наличием ребенка) и от необоснованных увольнений одиноких матерей, проходящих военную службу по контракту. В соответствии с п. 25 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, не допускается увольнение с военной службы одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет), кроме случаев, когда увольнение осуществляется по их желанию или когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по следующим основаниям:
— по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе — 45 лет);
— по состоянию здоровья — в связи с признанием военнослужащего женского пола военно-врачебной комиссией негодным к военной службе;
— по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего женского пола, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание старшины или главного корабельного старшины включительно;
— в связи с лишением воинского звания;
— в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему женского пола наказания в виде лишения свободы;
— в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования.
К социальным гарантиям при прохождении военной службы относятся также гарантии при предоставлении отпусков. Одинокая мать, воспитывающая ребенка в возрасте до 14 лет, имеет право на предоставление основного отпуска по ее желанию в удобное для нее время (п. 12 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы). По мнению автора, в целях обеспечения постоянной боевой готовности воинской части это право целесообразно учитывать при составлении плана отпусков.
На практике нередко возникают трудности с применением нормы, содержащейся в ст. 263 ТК РФ, о предоставлении дополнительных отпусков: «Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае указанный отпуск по заявлению соответствующего работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается». Военнослужащие женского пола пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с законодательством об охране семьи, материнства и детства. Однако в соответствии с требованиями данной статьи такие отпуска устанавливаются коллективным договором (а военнослужащие в соответствии с действующим законодательством не заключают коллективных договоров), предоставляются без сохранения заработной платы (что также не предусмотрено законодательством о статусе военнослужащих). Таким образом, предоставление указанных дополнительных отпусков военнослужащим в настоящее время не представляется возможным, так как механизм реализации указанной нормы недостаточно нормативно определен.
Одинокой матери, проходящей военную службу по контракту, для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц (в соответствии с п. 2 ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы). Указанные выходные дни предоставляются в календарном месяце по ее рапорту на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении54, при документальном подтверждении расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода и оформляются приказом по воинской части.
Гарантии по охране здоровья и медицинской помощи одиноким матерям, проходящим военную службу по контракту, предоставляются в соответствии со ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5489-I. Одинокой матери в интересах лечения ребенка предоставляется право находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. В этом случае ей выдается листок нетрудоспособности для предоставления по месту службы.
Государственные пособия одиноким матерям и детям выплачиваются в размерах и порядке, определенных Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 4 сентября 1995 г. № 883.
На государственные пособия, выплачиваемые одиноким матерям, не может быть обращено взыскание в порядке исполнительного производства (на основании п. 3 ст. 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ).
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ при определении налоговой базы по доходам физических лиц стандартный налоговый вычет в размере 600 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет и предоставляется налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок, являющимся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями. Одиноким родителям налоговый вычет производится в двойном размере и прекращается с месяца, следующего за вступлением их в брак. Указанный вычет предоставляется на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный вычет (т. е. паспорта с отметкой о разводе). При этом для целей указанной статьи под одиноким родителем понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.
Государственные пособия, выплачиваемые одиноким матерям, не включаются в облагаемый налогом на доходы физических лиц доход граждан.
В то же время законодательством субъектов Российской Федерации (республик в составе Российской Федерации) и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут быть установлены дополнительные гарантии и компенсации, направленные на улучшение социально-правового положения одиноких матерей.

ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ч.2 ст.7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства…» Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Действующее законодательство запрещает применять женский труд на тяжелых и связанных с производственными вредностями работах, привлекать беременных к работе в ночное время, выходные дни, сверхурочно, направлять их в командировки.

Охрана материнства и детства – это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.

Основные направления деятельности службы охраны материнства и детства
Охрана материнства и детства в нашей стране стала одним из стратегических направлений государственной социальной политики. Благодаря последовательным мероприятиям, проводимым как на федеральном, так и региональном уровнях, удалось добиться улучшения основных показателей деятельности этой службы.

Организационная и практическая работа органов управления и учреждений здравоохранения в области охраны материнства и детства в 2006 г. была направлена на обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи женщинам и детям, снижение материнской, детской и младенческой заболеваемости и смертности, уменьшение детской инвалидности.

В последние три года в Российской Федерации:
• выявилась тенденция к увеличению рождаемости

• сохраняется устойчивое последовательное снижение уровня младенческой смертности

• имеет стойкую тенденцию к снижению уровень материнской смертности

Одним из основных механизмов повышения эффективности и качества медицинской помощи женщинам и детям является разработка нормативных документов по организации службы охраны здоровья матери и ребенка. В течение 2007 г. было издано 13 приказов Минздрава России, в том числе по дальнейшему развитию и совершенствованию медико-генетической службы, кардиохирургической помощи детям, охране репродуктивного здоровья мальчиков и юношей-подростков. Утверждены инструкции о порядке разрешения и проведения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям, по организации работы женской консультации, по применению методов вспомогательных репродуктивных технологий, по оздоровлению беременных женщин в санаториях и санаториях-профилакториях. Утверждены также схемы динамического наблюдения за беременными и родильницами, гинекологическими больными, рекомендуемая структура, перечень оборудования и оснащения центров по лечению бесплодия и др. Регламентирована медицинская помощь новорожденным детям в акушерских стационарах, определено раздельное финансирование койки родильницы и койки новорожденного, временная их статистическая отчетность, в том числе коек реанимации и интенсивной терапии новорожденных; снижена нагрузка на медицинский персонал.

Постановлением Правительства Российской Федерации №255 от 6 мая 2007 г. субъектам Российской Федерации рекомендовано оказывать бесплатную медицинскую помощь беременным, роженицам, родильницам и новорожденным детям в приоритетном порядке, за счет своего и местных бюджетов, а также средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В рамках подпрограммы «Здоровый ребенок» Федеральной целевой программы «Дети России» решаются задачи по снижению показателей материнской, младенческой и детской смертности, заболеваемости, инвалидности среди детей до 18 лет, повышению уровня здоровья детей.

Учитывая все изложенное, к основным направлениям совершенствования охраны здоровья детей следует отнести:
1) обеспечение достаточного уровня финансирования системы мер по охране здоровья матери и ребенка в объеме не менее 30% консолидированного бюджета здравоохранения;
2) повышение структурной эффективности здравоохранения в части охраны материнства и детства;
3) дальнейшее развитие специализированного коечного фонда и сети дневных стационаров для детей с созданием межрайонных специализированных и реанимационно-консультативных центров;
4) мониторинг здоровья детей и младенческой смертности;
5) формирование территориальных и федерального регистра врожденных и наследственных заболеваний и пороков, внедрение мер по их профилактике;
6) увеличение объема профилактических мер на основе внедрения современных технологий и переноса части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный;
7) совершенствование медико-социальной и психологической помощи детям из многодетных, неполных семей, имеющих физические и психические ограничения, беспризорным и безнадзорным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *