Земельное правонарушение

Понятие и виды земельных правонарушений

Правонарушение — это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан. Правонарушение указывает на момент возникновения юридической ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую обязанности виновного лица.

В действующем земельном законодательстве не сформулировано понятие земельного правонарушения.

Исходя из приведенного выше общего определения, земельным правонарушением следует считать виновное, противоправное действие (бездействие) лица, которое не исполняет обязанности о рациональном и бережном использовании земельных ресурсов, препятствует осуществлению прав и законных интересов собственников земли, ее владельцев и пользователей, нарушает установленный государством земельный правопорядок и управление землей, как национальным богатством.

Земельное правонарушение, как и любое другое, характеризуется четырьмя элементами:

    1. объект правонарушения;
    2. субъект правонарушения;
    3. объективная сторона правонарушения;
    4. субъективная сторона правонарушения.

Объект правонарушения — земельный правопорядок (у некоторых авторов — земельный строй), а также права и законные интересы собственников земли, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Субъект правонарушения — достигшее определенного возраста дееспособное, вменяемое лицо, а также социальная организация. Субъектами земельных правонарушений могут выступать граждане и юридические лица, независимо от формы собственности и подчиненности. Ими могут быть как правообладатели земли, которые сами допускают нарушения земельного законодательства о земле (собственники, арендаторы и т. п.), так и те, которые не являются субъектами земельных отношений (например, самовольно занявшие земельный участок).

Таким образом, субъектами земельных правонарушений могут выступать:

    1. исполнительные органы государственной власти;
    2. органы местного самоуправления;
    3. юридические лица;
    4. должностные лица;
    5. граждане.

В этом случае они выступают субъектами ответственности за нарушение земельного законодательства, которая возлагается на них в определенной процессуальной форме (судебной, административной, договорной и т.д.).

Объективная сторона правонарушения — противоправное деяние (действие или бездействие), совершаемое вопреки требованиям земельного законодательства. Земельное правонарушение может быть совершено как путем активных действий, так и в результате бездействия.

Субъективная сторона правонарушения характеризующаяся наличием вины (земельные правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности).

Виды земельных правонарушений

Акты противоправного поведения позволяют классифицировать земельные правонарушения по самым различным основаниям, в частности в зависимости:

1) от наличия вреда природной среде:

    • земельные правонарушения, направленные против рационального использования земель, законных интересов и прав собственников земли, землепользователей, арендаторов («чисто» земельные);
    • земельные правонарушения с экологической окраской, являющиеся одновременно и земельными, и экологическими правонарушениями.

2) от степени общественной опасности:

    • преступления (УК);
    • проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).

3) от вида ответственности, наступающей за их совершение:

    • уголовные преступления;
    • административные проступки;
    • дисциплинарные проступки;
    • гражданско-правовые проступки.

Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства утверждено Роскомземом 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404.

>Земельные правонарушения

Понятие правонарушения

Определение 1

Правонарушение является действием в нарушение норм законодательства, которое осуществлено дееспособным гражданином и имеет вредоносные последствия для всего общества и отдельных его членов.

Замечание 1

Здесь следует учитывать, что правонарушением может считаться не только действие, нарушающее нормы права, но и аналогичного рода бездействие.

Причинами противоправных действий зачастую становятся желания одного лица, удовлетворить свои потребности за счет нарушения прав и интересов другого лица или лиц.

Многие исследователи проблемы правонарушений утверждают, что уровень опасности для общества противоправных действий во многом зависит от биологических и психологических особенностей лица, совершающего их.

Под понятие правонарушений нельзя подвести такие категории как мысли, помыслы, чувства, но до тех пор, пока они не найдет реального выражения в противоправных действиях или бездействиях.

Бездействие подпадает под категорию правонарушений лишь в ситуации, если лицо, обязанное совершить действия в определенной ситуации и при определенных условиях не совершает оного.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Субъект и объект земельных правонарушений. Стороны правонарушений.

Определение 3

Под объектом правонарушения подразумеваются отношения, сложившие в обществе и закрепленные нормами права, на которые совершается посягательство.

Определение 4

Под объективной стороной правонарушения подразумевают противоправное действие/бездействие, способ, которым его совершили, последствия, которые являются общественно вредными, а так же необходимая причинная связь между ними.

Таким образом, перед правоохранительными органами стоит задача установить связь между причиненным вредом и деянием, следствием которого он стал.

Определение 5

Субъект правонарушения предполагает деликтоспособное лицо, как юридическое, так и физическое. Однако, необходимо помнить, что субъектом уголовного преступления может быть только физическое лицо.

Определение 6

Субъективная сторона правонарушения предполагает любое правонарушение, которое имеет такую характеристику как вина. Степень вины определяется его видом.

Исходя из вышеизложенного, субъекты земельных правоотношений можно разделить следующим образом:

  • государственные органы исполнительной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • должностные лица;
  • граждане.

Классификация земельных правонарушений

Правонарушения в юридической литературе принято разделять по различным критериям.

Если делить правонарушения по степени опасности, которую они представляют для общества, то разделение получается на два вида:

  • проступки – это вид правонарушений, который имеет низкую степень общественной опасности;
  • преступления – это вид правонарушений, который имеет высокую опасность для общества.

Проступки не предполагают несение уголовной ответственности.

В юридической литературе принято выделять виды проступков.

  • дисциплинарного характера, которые связанны с ненадлежащим исполнение сотрудниками, определенных учреждений своих должностных обязанностей, их неисполнением или превышением полномочий, которые повлекли наступление общественно опасных последствий;
  • административного характера, которые связаны с посягательством на общественный порядок, который регламентируется законодательно;
  • гражданско-правового характера, которые связаны с нарушением законодательства в области гражданского законодательства.

§ 3. Уголовная ответственность за земельные правонарушения

Уголовная ответственность применяется при совершении таких правонарушений, которые квалифицируются как преступления. .. Земельное преступление — виновно совершаемое, общественно 1 опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под | угрозой наказания.

Уголовная ответственность за земельные преступления применяется в соответствии с УК РФ.

Субъектами уголовной ответственности могут быть только физические лица, которые в уголовном праве делятся на две группы — граждан и должностных лиц. Меры уголовной ответственности применяются только в судебном порядке в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Вынесению решения суда предшествует проведение следствия правоохранительными органами. Вынесенное судом обвинение служит основанием применения к правонарушителю уголовных санкций. Уголовные санкции, применяемые к нарушителям земельного законодательства, включают штраф, исчисляемый относительно минимального размера оплаты труда, обязательные или исправительные работы,

§ 3, Уголовная ответственность за земельные правонарушения 175

ограничение или лишение свободы. Привлечение лица, виновного в совершении земельного преступления, не освобождает его от Аобязанности устранить допущенное правонарушение и возместить причиненный вред.

1 Действующий УК предусматривает пять составов земельных преступлений. Согласно ст. 167 У К уголовная ответственность наступает за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба. Учитывая, что земля признается имуществом, данная статья распространяется на действия, направленные на уничтожение или повреждение земель. Уничтожение означает приведение земельного участка в полную непригодность для использования по целевому назначению или существенное ухудшение его состояния. Обязательным признаком данного правонарушения является наступление тяжких последствий: существенное ухудшение качества и состояния земель, устранение которых требует длительного времени, больших финансовых и материальных затрат, уничтожение отдельных природных объектов, деградация земель и иные негативные изменения, препятствующие их сохранению и правомерному использованию1.

Статья 168 УК предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности при наличии отягчающих обстоятельств. Отягчающими обстоятельствами в данном случае является причинение в результате совершения правонарушения ущерба в крупном размере.

Размер ущерба признается крупным, если он в 500 раз превышает минимальный размер оплаты труда. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра либо умышленное занижение платежей за землю влечет применение мер уголовной ответственности по ст.

170 У К. Обязательным условием, позволяющим квалифицировать такие действия как преступление, является их совершение должностным лицом из корыстной или личной заинтересованности с использованием своего служебного положения.

Статья 179 УК устанавливает уголовную ответственность за принуждение совершения сделки или отказ от ее совершения под

1 См. постановление № 14 Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения». 176

Глава 11. Ответственность за земельные правонарушения

угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чу- , жого имущества. Данная статья распространяется на действия по/ совершению любых разрешенных гражданским и земельным законодательством сделок. / Статья 254 УК устанавливает уголовную ответственность за отправление, загрязнение или иную порчу земли вредными продукта/ми хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Эти же действия, совершенные в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, либо повлекшие по неосторожности смерть человека, влекут более суровые меры наказания.

Порядок обращения с опасными продуктами и веществами установлен такими нормативными актами, как Федеральные законы от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»1, а также подзаконными актами, ведомственными инструкциями и правилами. Порча означает частичное или полное уничтожение плодородного слоя почвы в результате умышленных или неосторожных действий и выражается в потере физических и химических свойств почв и снижении ценности земель. Практика привлечения за земельные преступления известна мало. В целом существует скептическое отношение к экологическим преступлениям, которые не считаются общественно опасными. Поэтому при обнаружении фактов загрязнения земель предпочтение отдается применению мер административной и гражданско-правовой ответственности. Выявление других земельных преступлений довольно сложно, что создает высокую латентность подоб- ‘ ного рода незаконных действий. ,;

41. Уголовная ответственность за земельные правонарушения.

  • •1. Принципы и методы земельного права
  • •1) Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека.
  • •2) Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
  • •3) Приоритет охраны жизни и здоровья человека.
  • •4) Участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.
  • •5) Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
  • •6) Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.
  • •7) Платность использования земли.
  • •8) Деление земель по целевому назначению на категории и дифференцированный подход к установлению правового режима земель.
  • •9) Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
  • •10) Сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
  • •11) Разграничение действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.
  • •2. Понятие и особенности земельных отношений как предмета земельного права. Виды земельных правоотношений.
  • •3. Понятие земельных правоотношений. Содержание и виды.
  • •4. Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений.
  • •5. Система земельного права. Связь земельного права с Конституцией рф и другими отраслями права.
  • •6. История развития земельного права в России.
  • •7. Земельная реформа и пути усовершенствования земельного законодательства.
  • •8. Источники земельного права.
  • •9. Понятие права собственности на землю. Содержание и ограниченный характер права собственности.
  • •10. Государственная собственность на землю, ее виды, субъекты, и объекты государственной собственности на землю.
  • •11. Муниципальная собственность на землю, субъекты и объекты муниципальной собственности на землю.
  • •12. Частная собственность на землю, виды, субъекты и объекты права частной собственности на землю.
  • •13.Право бессрочного (постоянного) пользования землей, содержание, субъекты, и объекты права бессрочного пользования землей.
  • •14.Право пожизненно наследуемого владения, содержание, субъекты и объекты права пожизненно наследуемого владения.
  • •15.Безвозмездное срочное пользование землей, стороны договора и его сроки.
  • •16. Аренда земли: понятие, сроки договора, стороны договора аренды.
  • •17. Сервитут: содержание, виды и прекращение сервитута.
  • •Частный сервитут
  • •Публичный сервитут
  • •18. Основания возникновения прав на землю. Регистрация прав и оформление документов, удостоверяющих права на землю.
  • •19. Нормы предоставления земельных участков и порядок перевода земель из одной категории в другую.
  • •20. Права и обязанности собственников земли, землевладельцев и землепользователей.
  • •21. Сделки с землей: общий порядок совершения сделок с землей. Система земельного рынка.
  • •22. Купля-продажа земельных участков.
  • •23. Обмен, дарение и наследование земельных участков.
  • •24. Залог земельных участков и рента.
  • •25. Прекращение прав на землю. Классификация оснований прекращения прав на землю.
  • •26. Изъятие (выкуп) земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
  • •27. Возмещение убытков собственникам и землепользователям земельных участков, причиненных изъятием земли для государственных и муниципальных нужд.
  • •28. Платность пользования земли: формы платы, объекты налогообложения.
  • •Информация об изменениях:
  • •29. Порядок исчисления и уплаты земельного налога. Оценка земли.
  • •30. Льготы по уплате земельного налога
  • •31. Функции государственного управления рациональным использованием и охраной земель.
  • •32. Содержание и механизм государственного управления рациональным использованием и охраной земель.
  • •33. Землеустройство: назначение и содержание. Виды землеустроительных действий.
  • •34. Мониторинг земель
  • •35. Правовая охрана земель.
  • •36. Контроль за соблюдением земельного законодательства.
  • •37. Земельные споры, связанные с земельными отношениями, и их разрешение.
  • •38. Понятие и виды земельных правонарушений.
  • •39. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения.
  • •40. Административная ответственность за земельные правонарушения.
  • •41. Уголовная ответственность за земельные правонарушения.
  • •42. Гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения.
  • •43. Специальная земельно-правовая ответственность за земельные правонарушения.
  • •44. Порядок привлечения к ответственности за земельные правонарушения.
  • •45. Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения.
  • •46. Виды прав на земли сельскохозяйственного назначения.
  • •47. Приватизация сельскохозяйственных земель в процессе реорганизации колхозов и совхозов.
  • •48. Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств.
  • •49. Правовой режим земель, сельскохозяйственных коммерческих организаций.
  • •50.Правовой режим земель, занятых под коллективное и индивидуальное садоводство, огородничество, животноводство и дачное хозяйство.
  • •51. Правовой режим земель населенных пунктов. Градостроительная деятельность.
  • •52. Порядок предоставления участков для строительства, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
  • •53. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий.
  • •54. Правовой режим земель водного фонда.
  • •55. Правовой режим земель лесного фонда.
  • •56. Правовой режим земель, предоставленных в виде служебных земельных наделов.
  • •57. Правовой режим земель запаса.

Причины земельных правонарушений

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Административные правонарушения в области земельных правоотношений

2. Причины земельных правонарушений и пути их устранения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Правомерное поведение — такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норм. При этом подчинение правовым императивам не является в большинстве случаев чисто механическим, а обусловлено всем жизненным опытом индивида, его культурными, нравственными и правовыми воззрениями.

В сфере действия права поведение человека может быть правомерным, неправомерным и юридически безразличным (индифферентным). В первых двух случаях поведение является правовым, поскольку оно опосредуется правовыми нормами и, следовательно, субъект должен соотносить свои поступки с их предписаниями. В третьем случае поведение не является правовым, так как выходит за рамки правового поля и, стало быть, не опосредуется правом. Там действуют другие регуляторы — мораль, обычаи, традиции и т.д. Как правило, они оценивают поведение посредством своих критериев — добра, зла, совести, чести, благородства и других неюридических понятий.

Особенности правомерного поведения заключаются в том, что оно: во-первых, является, как правило, общественно полезным; во-вторых, выражает и реализует свободу воли человека; в-третьих, удовлетворяет интересы и потребности, как самого индивида, так и государства; в-четвертых, обеспечивает необходимый правопорядок в обществе; в-пятых, связано с позитивной ответственностью личности.

В состав правомерного поведения входят следующие элементы:

1) субъект (право- и дееспособное лицо);

2) объект (общественно полезный результат);

3) объективная сторона (действия либо бездействие, не противоречащие праву);

4) субъективная сторона (позитивные цели, мотивы, установки).

1. Административные правонарушения в области земельных правоотношений

Легальное определение административного правонарушения в настоящее время содержится в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ: «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность». Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — N 1 (часть I) — Ст. 1.

Административное правонарушение представляет собой деяние, которое может проявляться в двух формах — действия и бездействия. Из определения, данного в КоАП РФ, напрямую вытекают следующие признаки административного правонарушения:

— противоправность. Данный признак обозначает, что данное деяние нарушает конкретную норму права;

— виновность. Данный признак отражает внутреннее интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию.

— наказуемость. Данный признак обозначает, что за совершение данного деяния конкретной нормой КоАП РФ или закона субъекта РФ установлена именно административная ответственность.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Особенностью административной ответственности является то, что она предусматривается только за формальные правонарушения, т.е. прямо указанные в законе деяния.

КоАП РФ, является исчерпывающим источником составов административных правонарушений на федеральном уровне. В настоящее время установлены следующие составы земельных правонарушений.

1. Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (ст. 7.1 КоАП РФ).

К категории самовольного занятия относятся также такие случаи, как пользование предоставленным земельным участком до отвода его в натуре и выдачи правоустанавливающего документа, а также пользование участком по решению (разрешению) органа, неправомочного решать вопросы предоставления земель либо вынесшего незаконное решение под влиянием злонамеренных действий заинтересованных лиц. Вместе с тем следует иметь в виду, что самовольный захват лишь тогда является правонарушением, когда он совершен умышленно. Между тем владение и пользование не своей землей (т.е. без законных оснований) может иметь место как результат непреднамеренных действий (незнание границ участка, заблуждение относительно признаков расположения земли, случайность, неправильно произведенное землеуказание и др.). Незаконное владение землей в этих случаях не следует относить к категории правонарушений.

Права на земельные участки удостоверяются в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — N 30. — Ст. 3594. свидетельством о государственной регистрации прав или наличием специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки (например, на договоре аренды земельного участка).

2. Уничтожение межевых знаков границ земельных участков (ст. 7.2 КоАП РФ). Межевые знаки в виде столбов, труб, курганов (чаще всего — столбов, окаймленных курганами) устанавливаются в поворотных точках границ земельных участков. Уничтожение этих знаков (чаще всего в процессе вспашки и других работ по обработке почв) по небрежности или злому умыслу является довольно частым правонарушением, служит основанием для возникновения земельных споров и связано с затратами на проведение восстановительных работ.

3. Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8 КоАП РФ).

4. Самовольная переуступка права пользования землей, а также самовольный обмен земельного участка (ст. 7.10 КоАП РФ). Данный состав является новеллой административного законодательства. Переуступка права или обмен земельного участка признаются самовольными, если в отношении субъекта землепользования установлены особые требования, которые не были соблюдены при передаче права.

5. Незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16 КоАП РФ). Данное правонарушение находится на стыке земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых территориях.

6. Порча земель (ст. 8.6 КоАП РФ). Под порчей земель в административном законодательстве понимается самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, а также уничтожение плодородного слоя почвы или порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Этот вид правонарушений является результатом нерадивого, бесхозяйственного использования земель, в результате чего почвы истощаются, зарастают кустарником, переувлажняются, переуплотняются, заболачиваются и теряют свое главное природное качество — плодородие. Факт правонарушения и его экономическая негативная значимость определяются посредством специальных обследований.

7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7 КоАП РФ). Данная статья устанавливает ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при осуществлении следующих действий:

— разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые;

— осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

— после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

Также данная статья устанавливает ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ).

Данная статья устанавливает ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом. В настоящее время данный срок составляет три года.

Целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Предоставленный субъекту земельный участок, может быть используем им только в соответствии с установленным назначением. Признаки целевого назначения участка обозначены в самом его определении. Например: для сельскохозяйственного использования (для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, иных конкретных целей); для несельскохозяйственного использования (дачного строительства, жилищного строительства, гаражного строительства, сооружения иных объектов). Отклонение от этих признаков в процессе использования земли указывает на совершаемое правонарушение.

Также установлена ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

9. Нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12 КоАП РФ). Данное правонарушение заключается в нарушении установленных ограничений землепользования. Правовой режим водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов регулируется Водным кодексом РФ. Нарушение порядка предоставления земельного участка вблизи водного объекта включает в себя, в частности, выдачу правоудостоверяющих документов без отображения на плане участка водоохранной зоны. Предоставление земельных участков в границах водоохранной зоны допускается, однако использование данного участка сопряжено с целым рядом ограничений производственного характера. Запрещается деятельность, могущая оказать негативное воздействие на водный объект. Например, размещение складов горюче-смазочных материалов, распыление ядохимикатов и др. Совершение запрещенных действий влечет применение мер административной ответственности.

10. С 1 января 2011 г. Кодекс об административных правонарушениях будет дополнен ст. 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.

Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков. Названное предупреждение должно содержать:

— указание на допущенное земельное правонарушение;

— срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;

— указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;

— разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;

— иные необходимые условия.

2. Причины земельных правонарушений и пути их устранения

Под причинами, порождающими земельные правонарушения, следует понимать обстоятельства, непосредственно их порождающие. Например, неточное ведение земельно-кадастровой документации создает возможность безнаказанно «выжимать» плодородную силу почв, не тратясь на восстановление плодородия. Отсутствие точного кадастрового учета плодородия лишает возможности доказать юридически наказуемый уровень снижения плодородия и прекратить право пользования этим участком, т.е. изъять участок у правонарушителя.

Под условиями, способствующими земельным правонарушениям, следует понимать обстоятельства, оказывающие благотворное воздействие на возникновение и развитие земельных правонарушений. Так, отсутствие предварительной экологической экспертизы вновь возводимых на земельных участках объектов предоставляет возможность землепользователям вести то или иное производство без строительства дорогостоящих очистных сооружений. земельный участок правонарушение административный

В практике понятия «причина» и «условие» весьма относительны, поскольку тесно взаимосвязаны. Например, дефицит земель в данной местности является одной из причин, толкающих людей на самовольное занятие земельных участков, а ненадлежащий правовой контроль за соблюдением законности в земельных отношениях способствует безнаказанности этих нарушений.

Иногда причиной и условием совершения правонарушения является деятельность одного и того же государственного органа. Так, гражданин неоднократно просил местную администрацию выделить ему дополнительный земельный участок к имеющемуся, благо этот клочок земли пустовал, и на него не было претендентов. Поскольку местная администрация не выносила решения о предоставлении, гражданин самоуправно занял эту землю. В результате местная администрация выступила причиной, побудившей гражданина совершить земельное правонарушение, а ее попустительство (непринятие мер ответственности за самовольное занятие земли) явилось условием, способствующим безнаказанности и совершению самовольных захватов участков в данной местности.

Профилактика земельных правонарушений достигается проведением следующих мероприятий:

1) обеспечением информацией; наличие ее позволяет разработать эффективные мероприятия по предотвращению и устранению земельных правонарушений. Государственный земельный кадастр и мониторинг земель дают информацию, необходимую для разработки республиканских и региональных программ по охране земель, позволяют определять границы, запрещающие изъятие земель сельхозназначения для несельскохозяйственных нужд, предотвращают нарушения приоритета сельскохозяйственных угодий; информация о состоянии деградированных земель позволяет принять меры их консервации в порядке, предусмотренном Правительством РФ, сохранить и восстановить эти угодья;

2) применением правовых норм и реализацией мероприятий, носящих упреждающий нарушения характер. Например, запрещение финансирования проектно-изыскательских работ до принятия органом местного самоуправления (местной администрации) решения о предварительном согласовании места размещения объекта позволяет устранить причины и условия неправильного размещения строительства и гарантировать соблюдение законности в земельных отношениях; установление повышенных цен на экологически чистую продукцию упреждает выращивание овощей и корнеплодов с повышенным содержанием нитратов; освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии освоения, упреждает оставление этих участков без использования по причине недостаточности средств у землепользователя;

3) стимулирование мероприятий, устраняющих нарушения. Например, выделением из республиканского или местного бюджета средств для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эту землю, пользователи стимулируются к выполнению трудоемких и невыгодных работ;

4) применением принципа гласности при рассмотрении дел о предоставлении и изъятии земельных участков. Так, обязанность местной администрации информировать население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, и выяснять мнение граждан через формы непосредственной демократии предотвращает возможные злоупотребления в земельных отношениях;

5) проведением единообразной системы профилактической работы. Например, структура и содержание мониторинга земель и государственного земельного кадастра, а также порядок их осуществления и ведения определяются Правительством РФ, что обеспечивает единообразные методы получения информации; ведение кадастра за счет средств республиканского бюджета и силами специально уполномоченного на то органа Госкомзема; гарантирует получение точной информации о землях, а значит, и разработку правильных мероприятий по профилактике земельных правонарушений;

6) выявлением причин и условий земельных правонарушений как обязательного элемента при рассмотрении дела о наказаниях. Так, при рассмотрении дела об административном проступке орган (должностное лицо) при установлении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, вносит в соответствующие органы и должностным лицам предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий; суд, обнаружив в деле о привлечении виновных к материальной ответственности существенные недостатки в деятельности организаций или должностных лиц, выносит и направляет им частное определение; аналогичные частные определения могут выноситься и в ходе рассмотрения уголовных дел, а также следователем в ходе предварительного следствия;

7) своевременным и добровольным устранением земельных нарушений, допущенных лицами, использующими землю. Например, виновному в порче земель выгоднее самому возместить сумму причиненного правонарушением ущерба, поскольку при обращении в суд ему придется платить значительную сумму пошлины дополнительно к возмещаемому ущербу и возмещать судебные издержки.

Эффективная реализация процессуального института земельно-правовой ответственности, таким образом, заключается в одновременном совершении двух действий: применении ответственности и проведении профилактической работы по предотвращению земельных правонарушений. Оба эти вида работ взаимосвязаны. Невозможно только наказаниями обеспечить законность в земельных отношениях, а одни лишь профилактические меры не смогут ее укрепить.

Заключение

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Административное правонарушение представляет собой деяние, которое может проявляться в двух формах — действия и бездействия. Из определения, данного в КоАП РФ, напрямую вытекают следующие признаки административного правонарушения:

— противоправность. Данный признак обозначает, что данное деяние нарушает конкретную норму права;

— виновность. Данный признак отражает внутреннее интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию.

— наказуемость. Данный признак обозначает, что за совершение данного деяния конкретной нормой КоАП РФ или закона субъекта РФ установлена именно административная ответственность.

Профилактика земельных правонарушений достигается путем обеспечения информацией, наличие которой позволяет разработать эффективные мероприятия; применением правовых норм и реализацией мероприятий, упреждающих нарушения; стимулированием мероприятий, устраняющих нарушения; применением принципа гласности при рассмотрении дел о предоставлении и изъятии земельных участков; проведением единообразной системы профилактической работы; выявлением причин и условий земельных правонарушений в качестве обязательного элемента при рассмотрении дел о наказаниях; своевременным и добровольным устранением нарушений лицами, использующими землю.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. федер. констит. закона от 30 декабря 2008 г. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)

2. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001 №136-ФЗ

3. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — N 30. — Ст. 3594.

4. Жариков Ю.Г. Земельное право России: учебник для вузов / Ю.Г. 4ариков. — 2-е изд., стер. — М.: КноРус, 2010. — 477 с.

5. Земельное право: учебник для вузов / ред. С.А. Боголюбов. — М.: Проспект, 2011. — 400 с.

6. Земельное право: учебник / отв. ред. Г.Е. Быстров, отв. ред. Р.К. Гусев. — М.: Проспект, 2010. — 707 с.

7. Земельное право: учебник / В.Х. Улюкаев, В.Э. Чуркин, В.В. Нахратов и др. М.: Частное право, 2010. — С. 198.

8. Земельное право: учебное пособие / Г.В. Чубуков, , ред. Г.В. Чубуков, ред. Н.А. Волкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 303 с.

9. Сухова, Е.А. Земельное право: курс лекций: учебное пособие для вузов / Е.А. Сухова. — М.: Экзамен, 2008. — 253 с.

10. Сырых, Е.В. Земельное право: учебник для вузов / Е.В. Сырых. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Юрид. дом «Юстицинформ», 2011. — 329 с.

Причины земельных правонарушений и пути их устранения

Под причинами, порождающими земельные правонарушения, следует понимать обстоятельства, непосредственно их порождающие. Например, неточное ведение земельно-кадастровой документации создает возможность безнаказанно «выжимать» плодородную силу почв, не тратясь на восстановление плодородия. Отсутствие точного кадастрового учета плодородия лишает возможности доказать юридически наказуемый уровень снижения плодородия и прекратить право пользования этим участком, т.е. изъять участок у правонарушителя.

Под условиями, способствующими земельным правонарушениям, следует понимать обстоятельства, оказывающие благотворное воздействие на возникновение и развитие земельных правонарушений. Так, отсутствие предварительной экологической экспертизы вновь возводимых на земельных участках объектов предоставляет возможность землепользователям вести то или иное производство без строительства дорогостоящих очистных сооружений. земельный участок правонарушение административный

В практике понятия «причина» и «условие» весьма относительны, поскольку тесно взаимосвязаны. Например, дефицит земель в данной местности является одной из причин, толкающих людей на самовольное занятие земельных участков, а ненадлежащий правовой контроль за соблюдением законности в земельных отношениях способствует безнаказанности этих нарушений.

Иногда причиной и условием совершения правонарушения является деятельность одного и того же государственного органа. Так, гражданин неоднократно просил местную администрацию выделить ему дополнительный земельный участок к имеющемуся, благо этот клочок земли пустовал, и на него не было претендентов. Поскольку местная администрация не выносила решения о предоставлении, гражданин самоуправно занял эту землю. В результате местная администрация выступила причиной, побудившей гражданина совершить земельное правонарушение, а ее попустительство (непринятие мер ответственности за самовольное занятие земли) явилось условием, способствующим безнаказанности и совершению самовольных захватов участков в данной местности.

Профилактика земельных правонарушений достигается проведением следующих мероприятий:

  • 1) обеспечением информацией; наличие ее позволяет разработать эффективные мероприятия по предотвращению и устранению земельных правонарушений. Государственный земельный кадастр и мониторинг земель дают информацию, необходимую для разработки республиканских и региональных программ по охране земель, позволяют определять границы, запрещающие изъятие земель сельхозназначения для несельскохозяйственных нужд, предотвращают нарушения приоритета сельскохозяйственных угодий; информация о состоянии деградированных земель позволяет принять меры их консервации в порядке, предусмотренном Правительством РФ, сохранить и восстановить эти угодья;
  • 2) применением правовых норм и реализацией мероприятий, носящих упреждающий нарушения характер. Например, запрещение финансирования проектно-изыскательских работ до принятия органом местного самоуправления (местной администрации) решения о предварительном согласовании места размещения объекта позволяет устранить причины и условия неправильного размещения строительства и гарантировать соблюдение законности в земельных отношениях; установление повышенных цен на экологически чистую продукцию упреждает выращивание овощей и корнеплодов с повышенным содержанием нитратов; освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии освоения, упреждает оставление этих участков без использования по причине недостаточности средств у землепользователя;
  • 3) стимулирование мероприятий, устраняющих нарушения. Например, выделением из республиканского или местного бюджета средств для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эту землю, пользователи стимулируются к выполнению трудоемких и невыгодных работ;
  • 4) применением принципа гласности при рассмотрении дел о предоставлении и изъятии земельных участков. Так, обязанность местной администрации информировать население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, и выяснять мнение граждан через формы непосредственной демократии предотвращает возможные злоупотребления в земельных отношениях;
  • 5) проведением единообразной системы профилактической работы. Например, структура и содержание мониторинга земель и государственного земельного кадастра, а также порядок их осуществления и ведения определяются Правительством РФ, что обеспечивает единообразные методы получения информации; ведение кадастра за счет средств республиканского бюджета и силами специально уполномоченного на то органа Госкомзема; гарантирует получение точной информации о землях, а значит, и разработку правильных мероприятий по профилактике земельных правонарушений;
  • 6) выявлением причин и условий земельных правонарушений как обязательного элемента при рассмотрении дела о наказаниях. Так, при рассмотрении дела об административном проступке орган (должностное лицо) при установлении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, вносит в соответствующие органы и должностным лицам предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий; суд, обнаружив в деле о привлечении виновных к материальной ответственности существенные недостатки в деятельности организаций или должностных лиц, выносит и направляет им частное определение; аналогичные частные определения могут выноситься и в ходе рассмотрения уголовных дел, а также следователем в ходе предварительного следствия;
  • 7) своевременным и добровольным устранением земельных нарушений, допущенных лицами, использующими землю. Например, виновному в порче земель выгоднее самому возместить сумму причиненного правонарушением ущерба, поскольку при обращении в суд ему придется платить значительную сумму пошлины дополнительно к возмещаемому ущербу и возмещать судебные издержки.

Эффективная реализация процессуального института земельно-правовой ответственности, таким образом, заключается в одновременном совершении двух действий: применении ответственности и проведении профилактической работы по предотвращению земельных правонарушений. Оба эти вида работ взаимосвязаны. Невозможно только наказаниями обеспечить законность в земельных отношениях, а одни лишь профилактические меры не смогут ее укрепить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *