Земли рекреации

+7 (800) 550-38-47

К данным территориям можно отнести земельные массивы, которые предназначены только для организации мест отдыха, туристических баз, маршрутов и кемпингов, а также с целью осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности.

Земли рекреационного назначения относятся к категории территорий, нуждающихся в установке специального правового режима эксплуатации и особом природоохранном порядке.

Состав земель рекреационного назначения

Строго определен состав данной категории площадей. В группу включены участки следующего целевого использования:

  • для устройства мест отдыха населения и отдельных категорий граждан;
  • с целью прокладывания туристических маршрутов и устройства кемпингов, лагерей;
  • в качестве территории для размещения турбаз, пансионатов, домов отдыха;
  • для постройки физкультурно-оздоровительных объектов;
  • территории для устройства детских лагерей, парков, домов рыболова или охотника.

Единственным ограничением, которое законодательство устанавливает относительно этой группы территорий – земли должны располагаться за границами поселений.

Ранее в указанную группу включались массивы пригородных зеленых зон, однако, позже они были исключены из данной категории.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Использование земель рекреационного назначения

Эксплуатация наделов рекреационной принадлежности происходит в рамках договора, заключенного с распорядителями (собственниками или пользователями по договору аренды или срочной эксплуатации) земель. Пользование происходит на основании заключенного договора о сервитуте, т.е. земли не изымаются. Сервитут носит публичный характер.

Земли рекреационного назначения предназначены и используются для устройства зон отдыха, туристических маршрутов и ведения физкультурно-оздоровительной работы.

В отношении таких земель введен специальный правовой режим пользования, согласно которому наделы не изымаются у собственников и временных распорядителей, однако, в отношении них устанавливается порядок свободного доступа всех желающих.

Земли могут участвовать в любых юридических сделках, не запрещенных действующим законодательством – купле-продаже, дарении, мене. Ответственность за сохранность и начальное состояние земель несут распорядители территорий. Согласно ст. 8.8 КоАП, штраф может составить от 0,5 до 1% от кадастровой стоимости территорий, но не менее 10 тыс. рублей для граждан и от 1 до 1,5% от кадастрового показателя для должностных лиц, но не меньше 20 тыс. рублей. Что касается организаций, то штраф составит от 1,5 до 2% кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. рублей.

Особенности правового режима данной категории земель заключаются в том, что любой гражданин может посетить указанные участки, при условии соблюдения режима пользования территориями.

Законом запрещается выполнение на участках рекреационного значения работ, не отвечающих их целевому назначению. Перевод земель из одной группы участков в другую также запрещен.

Заключение

В завершение можно сделать ряд выводов:

  1. Площади рекреационного типа используются для организации туристического и спортивно-оздоровительного отдыха.
  2. Земли должны располагаться за границами поселений и иметь определенный природный потенциал для эксплуатации.
  3. В состав таких территорий входят места организации кемпингов, туристических троп, турбазы и спортивные объекты.
  4. Использование площадей разрешается только согласно целевому назначению земель. Перевод в другую категорию наделов запрещен.
  5. Относительно участков устанавливается специальный режим пользования и заключается соглашение о сервитуте с владельцами или временными пользователями.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям рекреационного назначения

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Петр Васильевич. Я являюсь собственником участка на берегу озера в рекреационной зоне. Территорию признали таковой всего лишь год назад, а землю я приобрел в собственность около десяти лет ранее.

Сейчас сложилась ситуация, когда я вынужден предоставлять доступ к озеру через мой участок для всех желающих. Соответствующее предписание выдала местная администрация, и теперь я вынужден предоставлять свой участок для доступа к озеру.

К сожалению, это наносит земле существенный ущерб, хотя мною были установлены все необходимые информационные знаки, определяющие порядок пользования участком.

Подскажите, имею ли я право запретить гражданам пользоваться моим участком или нет? Куда мне обратиться для этого?

Ответ: Уважаемый, Петр Васильевич. Согласно действующему законодательству, поскольку ваш участок расположен в пределах рекреационной зоны, в отношении надела устанавливается определенный режим землепользования. Однако по поводу предоставления прохода через свой массив к озеру с вами, как с владельцем земли, региональное ведомство должно заключить соглашение о сервитуте (ст. 98 ЗК РФ).

Также по закону собственники обязаны обеспечить соответствующую охрану данным землям во время эксплуатации. В том случае, если такое использование территории приводит к ухудшению ее состояния, вы имеете право обратиться к уполномоченному органу (в администрацию) и потребовать расторжения соглашения о сервитуте.

Если в удовлетворении вашего заявления будет отказано, то вам потребуется провести экспертный анализ состояния участка, и если обнаружится, что оно значительно ухудшилось, можете обратиться в суд с исковым заявлением. В суде вам придется подтвердить свою позицию данными проведенной экспертизы. В случае удовлетворения ваших требований, сервитут будет снят по решению суда.

Независимо от этого, вы сами вправе эксплуатировать надел только в рамках разрешенного использования, что запрещает разбивку садов, огородов и других видов деятельности. Не забывайте об этом.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

  1. Лечебно-оздоровительные местности и курорты
  2. Земли природоохранного назначения
  3. Земли историко-культурного назначения и особо ценные земли
  4. Земли лесного и водного фонда, земли запаса

Позвоните по телефонам горячих линий и получите юридическую консультацию:

  • Москва МО: >+7 (499) 553-09-05
  • Санкт-Петербург и ЛО: >+7 (812) 448-61-02
  • Общероссийский: >+7 (800) 550-38-47

Понятие земельных участков рекреационного назначения, их состав

Поскольку земельные участки категории рекреационного назначения представляют собой земли для отдыха и оздоровления граждан, располагаться они должны в тех местах, где действительно есть возможность отдыха и оздоровления. Охрана и законное использование таких участков находится на государственном контроле.

Состав земель рекреационного назначения представляет собой земельные участки, которые оборудованы объектами для туризма, отдыха, культурно-оздоровительных мероприятий, спортивных мероприятий. К ним относятся не только базы отдыха и санатории, но и детские лагеря, рыболовные базы, дома отдыха и спортивной рыбалки и прочие аналогичные организации и строения.

Также в состав вышеназванных земель входят парки, скверы, лесополоса за городом и в городской черте.

Использование этих земель не по назначению запрещено.

Так, ни один парк, сквер или иной «зеленый островок» в городе не может быть перестроен в здания жилого или общественно-делового типа без соответствующего на то разрешения органов местного самоуправления, которое может быть обжаловано любым гражданином в судебном порядке.

Следует отметить, что все базы отдыха и прочие организации для проведения культурно-оздоровительного досуга граждан находятся за пределами городской черты (за границей населенного пункта). Все здания, строения и сооружения могут находится в частной собственности, однако использовать их можно только согласно целевому предназначению земель и никак иначе.

Правовой режим и использование земель, имеющих статус рекреационных

Правовой режим земель рекреационного назначения определяется действующим земельным законодательством. Поскольку основным предназначением земель такой категории является удовлетворение граждан в оздоровлении и культурно-спортивном отдыхе, то использоваться земли должны исключительно в этими целями.

Так, не запрещается юридическому лицу арендовать или приобретать в собственность с разрешения государственных или муниципальных властей земли, а затем осуществлять на них деятельность, связанную с организацией отдыха граждан. Например, для строительства базы отдыха, детского лагеря, учебно-профилактического здания, палаточного лагеря или любого другого вида зданий и сооружений рекреационного значения.

Отдавать в собственность участки земель, отведенных для рекреационного назначения, частным физическим лицам запрещено, согласно нормам действующего законодательства.

Однако если такие земли пересекаются с земельными участками, где собственниками выступают физические лица, юридические лица, государственные органы власти или муниципалитет, то на собственность этих лиц накладывается правила сервитута, как частного, так и публичного. Это, в свою очередь, не влечет потери права собственности на участок.

Использовать участки, которые имеют статус рекреационных земель, можно только по целевому назначению – для организации отдыха граждан. При этом если подходящий участок земли находится в собственности у физических или юридических лиц, то государством он может быть изъят в принудительном порядке для осуществления своих нужд или реквизирован.

Реквизирование земельных участков рекреационного значения может осуществляться на срок от двух до двадцати лет.

Запрет на использование земли не по назначению

Согласно статье 98 Земельного кодекса РФ земли рекреационного назначения находятся под защитой государства. Именно поэтому на землях такого типа категорически запрещается вести любую деятельность, в том числе и коммерческого характера, которая не связана с использованием земель по их прямому назначению.

На землях, имеющих рекреационное назначение, нельзя строить жилые дома, создавать предприятия и организации, которые не связаны с туризмом и отдыхом.

Примечательно, что за нарушение данного пункта законодательства предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, размер которого определяется в зависимости от того, кто выступает нарушителем.

Контроль за исполнением целевого использования земли осуществляет государственный земельный контроль, а та же общественный контроль по нормам земельного законодательства. Представители каждого из этих органов могут проводить проверки по землям рекреационного значения, проверять исполнение земельного права. Государственный земельный контроль вправе запрашивать соответствующие документы, выдавать предписания и подавать в суд для рассмотрения обнаруженных нарушений.

При особенно грубых нарушениях, систематическом неисполнении предписаний собственник земельного участка, относящегося к рекреационным землям, может понести и уголовное наказание, а также может быть лишен права собственности в судебном порядке. В результате такой участок переходит в ведомство муниципалитета или государства для целевого его использования согласно действующим нормам.

Административные штрафы

На должностных лиц, которые использовали земельный участок не по назначению, если он находится в ведомстве государственной, муниципальной или бюджетной организации, накладывается административный штраф в размере 1 — 1,5% от кадастровой стоимости участка.

При этом земельный участок, который попадает под категорию рекреационного назначения, обязан иметь кадастровую стоимость и кадастровый номер, иначе ввод его в эксплуатацию был бы незаконным.

Административное взыскание с должностного лица не может быть менее 20 тысяч рублей, даже если кадастровый процент получается меньшим. Данная мера прописана в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

Юридические лица, осуществляющие деятельность на землях рекреационного значения, не связанную с целевым использованием, могут понести наказание в виде административного штрафа, размер которого составляет 1,5-2% от кадастровой стоимости участка. При этом взыскание не может быть меньше, чем 100 000 рублей, даже если описанный процент будет составлять меньшую сумму.

Частным физическим лицам не выделяют участки рекреационного значения в собственность, поэтому они не могут нести какое-либо наказание, ни в виде административного штрафа, ни в виде любого другого взыскания. Более того, любой гражданин вправе подать на рассмотрение жалобу в муниципалитет, государственные органы или суд о том, что обнаружил нарушения по использованию земельных участков.

Для проверки достоверности показаний, указанных в жалобе, на место обычно выезжают представители государственного земельного контроля, которые и устанавливают факт нарушения земельного законодательства.

Земля под ИЖС — в рекреационной зоне

В соответствии со ст. 549 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

Согласно ст. 557 ГК РФ в случае передачи продавцом покупателю недвижимости, не соответствующей условиям договора продажи недвижимости о ее качестве, применяются правила ст. 475 ГК РФ, за исключением положений о праве покупателя потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору.

Статьей 475 ГК РФ определено, что если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

соразмерного уменьшения покупной цены;

безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Как следует из ст. 476 ГК РФ, продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

В соответствии с п. 2 ст. 477 ГК РФ требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи.

Как видно из представленных положений закона, вы вправе потребовать соразмерного уменьшения покупной цены либо отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за земельный участок денежной суммы. Такое требование может быть предъявлено к продавцу, но для этого требуется одновременное соблюдение следующих условий:

недостаток должен нарушать или не соответствовать условиям договора купли-продажи (например, в случае, если в договоре купли-продажи указано, что земельный участок приобретается вами для строительства жилого дома);

недостаток должен был возникнуть до передачи земельного участка покупателю или по причинам, возникшим до этого момента, т.е. категория земельного участка – земли рекреационного назначения, была установлена до момента передачи земельного участка вам;

недостаток должен быть существенным, т.е. являться неустранимым, либо недостатком который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени.

Как видно из указанных вами обстоятельств дела, вы обращались в агентство недвижимости с целью проверки документов на земельный участок.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать услуги, качество которых соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве услуг исполнитель обязан оказать услуги, соответствующие обычно предъявляемым требованиям, и быть пригодными для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях оказания услуги, исполнитель обязан оказать потребителю услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями.

В абз. 8 п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что при обнаружении недостатков оказанной услуги, потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Требования, связанные с недостатками оказанной услуги, могут быть предъявлены в ходе оказания услуги, при принятии оказанной услуги либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии оказанной услуги, в течение гарантийного срока, а при его отсутствии – в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия оказанной услуги (п. 3 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Таким образом, в зависимости от условий договора заключенного между вами и агентством недвижимости, вами могут быть предъявлены требования к агентству недвижимости о полном возмещении убытков, причиненных ненадлежащим качеством оказанных услуг.

Кроме этого, в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством РФ;

2) земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов РФ;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов РФ;

земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством РФ о градостроительной деятельности.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Согласно п. 1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. Аналогичные положения установлены ст. 13 ГК РФ.

Данные нормы закона позволяют сделать вывод, если акт об отнесении принадлежащего вам земельного участка к категории земель рекреационного назначения принят органом местного самоуправления с нарушением требований действующего законодательства или нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, то вами может быть подано требование о признании судом недействительным акта органа местного самоуправления, связанного с переводом вашего земельного участка в категорию земель рекреационного назначения.

Поскольку в качестве одной из причин нарушения ваших прав, свобод и законных интересов вами названа ошибка кадастрового инженера, следует также отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 29.2 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований федеральных законов, и иных нормативных правовых актов РФ в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.

Убытки, причиненные действиями (бездействием) кадастрового инженера заказчику кадастровых работ и (или) третьим лицам, подлежат возмещению за счет страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера (ч. 2 ст. 29.2 Федерального закона «О кадастровой деятельности»).

Страховым случаем по договору обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера является возникновение обязанности этого кадастрового инженера возместить убытки, причиненные заказчику кадастровых работ и (или) третьим лицам, действиями (бездействием) кадастрового инженера в результате осуществления кадастровой деятельности с нарушением требований федеральных законов, и иных нормативных правовых актов в области кадастровых отношений, установленной вступившим в законную силу решением суда или признанной таким кадастровым инженером и страховщиком.

Таким образом, вами могут быть предъявлены требования о возмещении возникшего у вас ущерба к кадастровому инженеру в результате действий (бездействия) которого данные о категории вашего участка не были внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Выбор конкретного способа защиты ваших прав (из числа перечисленных выше) можно сделать только после тщательного изучения всех обстоятельств дела и документов о принадлежащем вам земельном участке.

Статья 98 Земельного кодекса. Земли рекреационного назначения

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 14.03.2009 N 32-ФЗ.

5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

1. Земельный кодекс относит к землям рекреационного назначения предназначенные и используемые для таких целей земли. Рекреационная «предназначенность» означает наличие необходимых экологических, пространственных, культурологических и прочих свойств земельного участка, позволяющих использовать его для рекреационных нужд. Другим важным аспектом содержания понятия рекреационного назначения земель является организованный характер осуществляемого на них отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Однако если подобную организованность понимать буквально, то пришлось бы исключить из состава земель рекреационного назначения территории, которые используются населением самостоятельно (неорганизованно). Между тем такие территории часто являются резервом для развития индустрии отдыха и туризма и по этой причине их свойства должны сохраняться в том числе посредством норм о правовом режиме земель рекреационного назначения. В то же время нельзя обойти тот очевидный факт, что неорганизованное рекреационное природопользование осуществляется на любых землях — как отнесенных к данной категории, так и землях лесного, водного фонда и любых других, где это не запрещено и не ограничено законом или собственником. Таким образом, к землям рекреационного назначения как формально определенной подкатегории земель относятся земельные участки под объектами недвижимости рекреационного назначения, перечисленными в п. 2 настоящей статьи.

Расположение на земельном участке капитального объекта недвижимости рекреационного характера не единственный критерий отнесения земель к категории рекреационных. К рекреационным землям настоящей статьей Кодекса относятся учебно-туристические тропы и трассы, лесопарки, пригородные зеленые зоны — земли, которые сами непосредственно обладают рекреационными свойствами и выполняют рекреационные функции. Вместе с тем такие земли с большой вероятностью могут одновременно входить в другие категории и подкатегории земель. Лесопарки, пригородные зеленые зоны могут входить в лесной фонд. Тропы и трассы часто проходят в заповедниках, национальных и природных парках и, следовательно, относятся к землям особо охраняемых природных территорий. А если принять во внимание то, что учреждения и организации отдыха, спорта, туризма часто базируются в лечебно-оздоровительных местностях и курортах, то получается, что даже занятые объектами недвижимости рекреационные земли тоже могут относиться к другой категории. Таким образом, «чистота» деления земель на категории применительно к землям рекреационного назначения объективно невозможна при той конструкции, которая была положена в основу выделения данной подкатегории земель. Впрочем, это не имеет видимых отрицательных последствий, поскольку всегда действует требование целевого использования земель рекреационного назначения, а кроме того, и требования охраны иных видов земель, которые в большинстве ситуаций более многочисленны и строги, что в конечном счете способствует сохранению земель рекреационного назначения.

Рекреационное назначение имеют также рекреационные зоны в составе земель населенных пунктов, включающие в себя земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используемыми для отдыха граждан и туризма (п. 9 ст. 85 ЗК РФ). Эти земли используются в соответствии с градостроительными регламентами и с соблюдением их целевого назначения. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации города об утверждении акта выбора и проекта границ земельных участков, предварительного согласования места размещения жилого комплекса со встроенно-пристроенными коммерческими помещениями на территории лесопарка, расположенного на землях общего пользования. Удовлетворяя требование прокурора, суд сослался, в частности, одновременно на п. 9 ст. 85 и ст. 98 Земельного кодекса РФ .

Постановление ФАС Уральского округа от 7 июня 2006 г. N Ф09-4626/06-С6.

К землям земель рекреационного назначения могут быть отнесены территории особых экономических зон. Земельно-правовой режим туристско-рекреационных особых экономических зон устанавливается нормами земельного законодательства и специального законодательства о таких зонах. Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод (п. 2.1 ст. 10 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»). Земельные участки, на которых располагаются особые экономические зоны, определяются соглашением о создании таких зон и предоставляются во временное владение и пользование на основании договора аренды. Земельные участки для создания туристско-рекреационной особой экономической зоны могут относиться к землям особо охраняемых территорий и объектов, в том числе землям национальных парков. В таких ситуациях правовой режим земельного участка, включенного в особую экономическую зону, сохраняет элементы правового режима своей категории земель и может включать дополнительные условия, согласованные в договоре аренды, которые не должны противоречить целевому назначению и разрешенному использованию такого земельного участка.

К настоящему времени особые экономические зоны туристско-рекреационного типа созданы на территории городов-курортов Кавказских Минеральных Вод, Краснодарского края (Сочи, Туапсе, Геленджик, Анапа), Зеленоградского района Калининградской области, Иркутской области, Алтайского края и в ряде других регионов. На этих территориях осуществляются любые виды деятельности, за исключением запрещенных Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые резиденту особой экономической зоны на основании соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, составляет 2% их кадастровой стоимости в год.

Земли рекреационного назначения не ограничены в обороте. Например, в собственность общества с ограниченной ответственностью предоставлен земельный участок, на котором расположены объекты недвижимого имущества, из земель особо охраняемых территорий и объектов под оздоровительный лагерь .

Распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 30 июня 2006 г. N 2823-р.

2. Как отмечалось, принадлежность к данной категории земель предопределяется целевым назначением объектов недвижимости — их направленностью на удовлетворение рекреационных, оздоровительных, спортивных, туристических, познавательных и иных аналогичных нужд. Законодатель стремился дать максимально полный перечень рекреационных объектов, но все же оставил его открытым, исходя из того что возникают новые виды таких объектов (например, не спортивные клубы и др.). Рекреационное назначение является оценочным понятием и в случае возникновения спорных ситуаций должно подвергаться толкованию исходя из целей и содержания деятельности конкретного объекта.

Зависимость назначения земель от назначения объектов недвижимости имеет и обратную сторону: в случае перепрофилирования или прекращения деятельности объекта будет изменяться категорийная принадлежность земельного участка.

В целях предотвращения деградации и обеспечения рационального использования земель рекреационного назначения могут быть приняты нормативы рекреационной нагрузки. В настоящее время нормирование рекреационного воздействия на окружающую среду находится в зачаточном состоянии.

3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования. Положение Кодекса не содержит указания на то, какой именно сервитут устанавливается в данном случае. Подобные цели не названы в числе оснований установления публичного сервитута (п. 3 ст. 23 ЗК РФ), однако, учитывая неопределенно широкий круг лиц, в интересах которых используются туристические тропы и трассы, и цели такого использования, следует исходить из публичного характера сервитута. Плата за ограничения, связанные с установлением сервитута, которую должен получать правообладатель земельного участка от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, в случае существенных затруднений в использовании земельного участка, должна компенсироваться за счет отчислений от платы туристов за пользование объектами туристского показа.

Свою сферу действия в регулировании рекреационного землепользования имеет Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

4. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.

В составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду (п. 5 ст. 86 ЗК РФ).

Правовой режим пригородных зеленых зон является, пожалуй, одним из наиболее сложных.

Во-первых, с точки зрения поиска и применения относящихся к нему норм. К пригородным зонам могут относиться различные категории земель. Согласно ст. 86 ЗК РФ в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города. Как видно, зеленые зоны здесь являются лишь одной из возможных зон, и Кодекс предоставляет особый статус земель рекреационного назначения только им. При этом не исключается нахождение зеленых пригородных зон в составе иных категорий земель. В одних случаях статус зеленой зоны будет иметь характер обременения, например при расположении их на землях сельскохозяйственного или специального назначения. В случае произрастания на территории зеленых зон лесов, состоящих в качестве таковых на кадастровом учете, вступают в действие также нормы ЛК РФ. Леса зеленых зон относятся к защитным лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов (ст. 102 Лесного кодекса РФ). Лесной кодекс запрещает в зеленых зонах, лесопарках: использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; ведение охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разработку месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений. В такой ситуации правовая защита зеленых зон несколько усиливается лесным законодательством. Если леса зеленых зон расположены за пределами земель лесного фонда, то пригородные зеленые зоны, на которых эти леса произрастают, будут относиться также к землям природоохранного назначения (п. 1 ст. 97).

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» рассматривает зеленые зоны и в составе территорий населенных пунктов как часть зеленого фонда поселений, и за их пределами в числе различных защитных и охранных зон (п. 3 ст. 44, п. 2 ст. 52, п. 1 ст. 61), не регулируя их правовой режим.

Во-вторых, и это гораздо в большей степени осложняет правовую защиту зеленых зон, повсеместно существует неопределенность статуса зеленых зон, связанная с отсутствием необходимых актов об их выделении, что необходимо по закону (см. п. 5 ст. 86 Кодекса), либо с их недостаточностью или противоречивостью. Из судебной практики хорошо видно, насколько значимое место в доводах сторон занимает доказательство наличия либо отсутствия зеленой зоны. Приведем характерный пример. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительным приказа областного комитета по лицензированию и природопользованию о предоставлении общественной организации территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, поскольку предоставлена была территория зеленой зоны города Пскова. Прокурор в обоснование своей позиции сослался, в частности, на то, что в зеленой зоне осуществляется определенная деятельность, например туристская, которой может мешать осуществление на этой же территории охоты. Суд при рассмотрении доводов ответчика об отсутствии установленной вокруг города зеленой зоны обратился к обширному перечню действующих и архивных документов (начиная с 1944 г.) и в конечном счете убедился в том, что зеленая зона вокруг города существует и занимает радиус 25 км .

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 ноября 2007 г. N А52-3948/2006.

В последнее время земельное законодательство совершило ряд уступок потребностям в развитии: прямо допустило использование земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения, на которых расположены зеленые зоны, в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства РФ в целях строительства, реконструкции и эксплуатации аэродромов (Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ). Кроме того, зеленые зоны были исключены из запрета на перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, под запретом остался только перевод лесопарков. Утратил силу Закон Московской области от 29 июля 2003 г. N 100/2003-ОЗ «О пригородных зеленых зонах городов Московской области».

Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 727 «О создании и развитии пригородных зеленых зон г. Москвы и городов Московской области» правительству Москвы и администрации Московской области было поручено разработать положение о пригородных зеленых зонах и проект планировки этих зон и обеспечить утверждение их в установленном порядке. Во исполнение Постановления Правительства РФ правительство Москвы и правительство Московской области Постановлением от 18 мая 1999 г. N 439-40 одобрили проект Положения о пригородных зеленых зонах г. Москвы и городов Московской области. Однако правовое регулирование режима особой охраны пригородной зеленой зоны мегаполиса и прилегающих городов области остается довольно противоречивым .

См.: Кузнецова О.Н. О некоторых проблемах правового статуса пригородных зон // Правовые вопросы строительства. 2006. N 1.

5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. Запрет нецелевого использования земель рекреационного назначения имеет общий характер, и потому соизмерение действительных целей использования земель с их рекреационным назначением осуществляется оценочно применительно к конкретным ситуациям. Приведем пример деятельности, не соответствующей целевому назначению рекреационных земель. По иску областной прокуратуры к администрации города Брянска суд признал недействительным договор аренды земельного участка, на котором расположен сквер и памятник воинской партизанской славы. Спорный земельный участок выделялся обществу с ограниченной ответственностью для строительства жилого дома. В соответствии с п. 9 ст. 85 и п. 5 ст. 98 ЗК РФ земельные участки, занятые скверами, относятся к рекреационной территориальной зоне и используются для отдыха граждан и туризма .

Определение ВАС РФ от 8 октября 2007 г. N 12912/07.

Больше определенности в отношении лесов. Лесной кодекс признает осуществление рекреационной деятельности видом использования лесов и допускает на землях лесного фонда строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности (ст. ст. 21, 25 ЛК РФ). Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам — в аренду.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта РФ определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, то на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

Лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные, лыжные и конные прогулки, занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования, а также другие виды рекреационной деятельности.

Леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности не должно препятствовать праву граждан пребывать в лесах. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка, захламление площади предоставленного лесного участка и прилегающих территорий бытовым мусором, иными видами отходов, проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам.

Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности предусматривают при определении размеров лесных участков, выделяемых для осуществления рекреационной деятельности, использование оптимальной рекреационной нагрузки на лесные экосистемы при соблюдении условий ненанесения ущерба лесным насаждениям и окружающей среде .

Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (утв. Приказом Минприроды России от 24 апреля 2007 г. N 108).

ЗЕМЛИ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Смотреть что такое «ЗЕМЛИ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ» в других словарях:

  • ЗЕМЛИ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ — участки земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения ( Земельный кодекс РСФСР. ) EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности. Словарь … Экологический словарь

  • ЗЕМЛИ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ — выделенные в установленном порядке земли, предназначенные и используемые для для организации отдыха, туризма, физкультурно оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав З.р.н. входят земельные участки, на которых находятся дома… … Юридическая энциклопедия

  • ЗЕМЛИ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ — Участки земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

  • Земли рекреационного назначения — 1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно оздоровительной и спортивной деятельности граждан. 2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные… … Официальная терминология

  • Земли рекреационного назначения — земельные участки в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, которые предназначены и используются для организации отдыха, туризма, физкультурно оздоровительной и спортивной деятельности граждан, на них находятся дома отдыха,… … Большой юридический словарь

  • ЗЕМЛИ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ — выделенные в установленном порядке земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения. К ним относятся земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно … Энциклопедический словарь экономики и права

  • земли рекреационного назначения — по земельному праву РФ выделенные в установленном порядке земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения (земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, парков и т.д … Большой юридический словарь

  • Земли рекреационного назначения — 1) вид (подкатегория) категории земель особо охраняемых территорий и объектов; 2) земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно оздоровительной и спортивной деятельности граждан; в состав З.р.н. входят… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • Земли сельскохозяйственного назначения — отдельная категория земель, которые используются для нужд сельского хозяйства и предназначены для этих целей. Состоят из сельскохозяйственных угодий и земель, занятых дорогами, лесозащитными насаждениями, зданиями, строениями и сооружениями,… … Большой юридический словарь

  • РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЗЕМЛИ — ЗЕМЛИ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ … Юридическая энциклопедия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *