Знак ш что означает

Внешний вид и место для поклейки

Указатель представляет собой равносторонний треугольник, стороны которого не могут быть менее 200 мм. Они могут быть больше, но водителю нередко крупный знак будет мешать. По краям треугольник очерчен красной полосой, а внутри буква «Ш». Красная окантовка не может быть больше 1/10 размера всей наклейки. Интересно, что максимальные размеры не ограничены, однако производители понимают, что водители будут искать наименьшие размеры, чтобы те не закрывали обзор.

Треугольник цепляется на машину так, чтобы автомобиль сзади мог видеть его наличие. Лучше всего подходит и чаще всего используется заднее стекло, а точнее его левый или правый верхний угол, чтобы не мешать видеть ситуацию на дороге сидящему за рулём. Интересно, что в ПДД прописано не конкретное место для знака, а принцип: на задней части машины. Некоторые пользователи шутят по этому поводу, что приклеить знак можно на внутреннюю часть тонированного заднего стекла и правило будет не нарушено.

Вероятными местами для крепления можно считать:

  1. Верхние углы с левой или правой стороны заднего стекла.
  2. Нижние углы этого же стекла.
  3. Место над поворотниками и стопами автомобиля.

Отсутствие чёткого предписания, куда клеить знак шипы даёт возможность проявить здравомыслие: он должен быть виден водителям сзади, а потому находиться в поле их зрения.

Если клеить слишком низко – знак может время от времени загрязняться брызгами или быть не виден из-за слишком большой разницы в посадке автомобиля.

Основная роль буквы «Ш» на стекле

Предупредительный треугольник по ПДД считается знаком, который предостерегает от опасности. Поэтому для некоторых машин он может быть необходим в условиях городского движения: автомобилистам сзади становится понятно, чего в следующий момент следует ждать от такого ТС.

Знак шипы говорит о том, что на автомобиле установлена резина с шипами. Тормозной путь у такого транспортного средства намного короче, а потому едущему сзади нужно следить за её манёврами, чтобы не столкнуться с ней по своей же невнимательности.

Исторически, знак «Ш», прописанный в ПДД, имел смысл в СССР: качественная резина с шипами была в дефиците, но те кто её имел, отличались зимой. Их тормозной путь был примерно в два раза короче, чем у остальных машин. Это помогало при экстренном торможении, но затрудняло ситуацию в условиях плотного городского движения. Те шофёры, которые двигались сзади, не подозревали о коротком тормозном пути впереди едущей машины и не успевали отреагировать. Именно это показало необходимость введения данного знака.

Из-за основного свойства зимней резины – увеличения сцепления с дорожным покрытием будь то асфальт, брусчатка или грунт – тормозной путь меняется.

В зависимости от количества применяемых производителями способов уменьшить скольжение, резина может содержать:

  • абразивные вещества;
  • пористую структуру;
  • особый рисунок из канавок и каналов;
  • шипы и другое.

Именно последнее будет в наличии у каждой модели шин, а потому не существует наклеек «абразивные вещества» или «зимний рисунок», но обращается внимание на наличие шипов.

Есть ещё одна причина установки этого знака, не упомянутая в правилах, но не понаслышке знакомая многим: из колёс таких ТС часто вылетают маленькие камешки, которые при попадании в различные точки стекла могут вызывать трещины в нём. Эта неприятная особенность зимней резины становится настоящей неожиданностью летом.

Однако из-за изменений в законодательстве остаются открытыми моменты о штрафах за отсутствие наклейки, нюансах её использования и обязательности.

Штраф за отсутствие знака

Так как наличие наклейки ранее было обязательным, отсутствие каралось сотрудниками ГИБДД. Основанием для наказания можно считать статью 12.5 КоАПа, где нормируется обязанность водителя предупредить других участников движения об особенностях его резины. Кроме того, 8 пункт «Положений о допуске к эксплуатации ТС» говорит о том, что все автомобили в зимнее время должны иметь зимнюю резину, а в связи с этим знак «Ш».

Отсутствие знака чревато двумя видами наказания: штрафом и предупреждением. Так, сотрудник ГИБДД может просто запретить использовать машину без наклейки. Он попросит проехать до ближайшего от этого места магазина, где находится соответствующий знак шипы, ГОСТ соблюдён и есть возможность сразу прикрепить его к автомобилю.

В случае, если в магазине нет наклеек, существуют другие виды креплений:

  1. Липучка на обратной стороне.
  2. Магнит – на больших выбоинах может немного сползать. На стекло приспособить такой указатель трудно, а потому крепится на железный каркас автомобиля. Однако именно на таких деталях его не видно и потеря может быть вовремя не замечена.
  3. Присоска. Можно переклеивать на другое место или время от времени проверять наличие.

Другой способ наказания – штраф. Он небольшой, но само наличие для водителя может послужить своего рода сдерживаемым фактором от нарушения.

Сумма составляет 500 рублей, в то время как наклейка – от 100 до 300 рублей в различных местностях. Так, не нарушая КоАП, участник движения экономит и поддерживает своё финансовое положение.

Когда наличие знака необязательно

Существуют такие ситуации, где отсутствие наклейки в общем-то не наказуемо.

Такими ситуациями можно назвать:

  1. Наличие «липучек». Представим абстрактного владельца легкового автотранспорта, имеющего фрикционные шины. Их ещё называют «липучки». Хотя они тоже значительно сокращают тормозной путь, остальным участникам движения становится понятно, что у владельца именно фрикционные шины по отсутствию треугольника с буквой «Ш». Такой автомобиль может скользить по скользкому подтаявшему льду или плотно сжатому снегу.
  2. Летний сезон. Если автолюбитель всю зиму проездил с шипованной резиной, а на стекле стоял указатель об этом – он послушный и ответственный гражданин. Однако летом нужно снимать как одно, так и другое, потому что шипы на асфальте затрудняют другим жизнь: вышеуказанные камешки становятся препятствием другим, из-за чего может случиться авария.
  3. Старые шипованные шины. Это вариант, которого в жизни вообще не должно быть. Если шипы давно отлетели и их нет на автомобиле – тормозной путь никак не отличается от обычного, но и функции своей резина не выполняет. А значит, знак будет бесполезным в подобной ситуации. Загвоздка в том, что такого допускать не стоит и раз Техрегламентом предписано вовремя менять резину, то это нужно делать для безопасности движения.

Существует множество других спорных случаев, где сложно сказать, где будет обязателен треугольник, а где без него можно спокойно обойтись. Зачастую сами водители, желая найти лазейку в законе, усложняют себе жизнь подобными ситуациями.

Новое постановление

8 пункт «Основных положений об эксплуатации ТС» был изменён ещё раз в 2018 году, 1 июня. Теперь знак шипы не является обязательным, из-за чего отсутствие треугольника не карается штрафом. Ездить без него, не опасаясь штрафа, могут как автомобилисты на шипованной резине, так и на липучках, всей летней резине. Такое решение обговаривалось достаточно долго из-за назначения знака и минусов его наличия, замечаемых сотрудниками порядка и самими водителями.

Решение убрать знак «Ш» на легковых машинах приняло ГИБДД, объясняя это тем, что сейчас знак утратил свою первоначальную функцию. Также много споров разбирается по поводу другой наклейки – «Инвалид».

На сегодня, часть, где говорится о том, что для эксплуатации транспортного средства обязательно наличие треугольника с буквой посередине, оформленного по ГОСТу не обязательно. Ещё с того момента, как в апреле 2017 года наклейка стала обязательным атрибутом при наличии шипованной резины зимой, разговоры о её полезности не утихали. Да, польза знака неоспорима, однако другие моменты делают его бесполезным. Разберём на примерах те ситуации, где те, кто имеют букву «Ш» и не имеют, будут в одинаковом положении.

Почему введены изменения

Рассмотрим несколько примеров того, как могут быть оборудованы ТС.

Для наглядности возьмём автомобили, отличающиеся по цветам, но все считающиеся легковыми и одной марки – чтобы не имела разницы сама конструкция транспортного средства:

  • у красного автомобиля недавно заменена тормозная жидкость, из-за чего её функция выполняется отлично;
  • жёлтая легковая машина недавно побывала в ремонте и на ней стоят новенькие колодки и супорта;
  • зелёная имеет хорошие тормозные диски с большим радиусом, что позволяет увеличить площадь действия;
  • у чёрной машины стоит шипованная резина, что как известно, уменьшает тормозной путь;
  • на белой же едет водитель, который специально тренировал реакцию на площадке и сейчас тормозит намного раньше, чем обычно это делают другие водители.

Таким образом, все автомобили затормозят раньше, чем этого можно ожидать, из чего следует, что каждому нужно вручать предупреждающий знак или же не делать этого ни с кем. Следуя примерно такой логике, начальник ГИБДД объяснил неэффективность знака.

На сегодняшний момент существует большое количество приспособлений, которые уменьшают тормозной путь ТС. В таком случае функциональность маленького треугольника сомнительна.

Если убрать плюсы, то у наклейки остаются одни минусы: каждый сезон её нужно то снимать, то наклеивать, искать по магазинам сделанную по ГОСТ, во время езды находить место, где она не будет мешать. С этой стороны, наклейка лишь способствует аварийной ситуации, а не помогает водителям. В связи с этим возникли новые особенности использования этого указателя.

Изменения в наказании за отсутствие буквы «Ш»

Так, разобранные выше ситуации нормируются немного по-другому.

Теперь обозначать шипы не нужно всем:

  1. Любителям шипованной резины и «липучек».
  2. Тем, у кого стоят дополнительные приборы, помогающие уменьшить тормозной путь.
  3. Владельцам зимней или летней резины.

В определённых дорожных ситуациях шипованная резина может увеличивать тормозной путь. Едущие сзади этого не учтут, так как будут следить за своими действиями и это станет неожиданностью для самого владельца ТС и уже он спровоцирует аварию неосторожным поведением шин, о котором предупреждается знаком. Зато длинный тормозной путь может стать.

Из-за изменений в законодательстве теперь нельзя оштрафовать водителя. Логично: наказание не может быть применено, так как знак не считается обязательным. Кроме того, не нужно совершать лишние затраты на покупку наклеек и следить за тем, чтобы знак соответствовал истине, вовремя его снимать. Упразднено также предупреждение сотрудниками ГИБДД, которое делалось наравне со штрафом.

Данные наказания не могут быть применены к транспортным средствам с шипованной резиной, потому как водитель может приклеить знак или оставить стекло нетронутым – это на его усмотрение. Если он считает, что создаёт аварийную ситуацию, то ради чистой совести и предупреждения других треугольник можно оставить.

Особенности и нюансы знака

Разберём ситуацию, которая может произойти с любым ТС, однако с обязательностью знака она становится более запутанной. Водитель Сидоров зимой «обувает» свою машину в шипованную резину. Вместе с тем он не ставит треугольник на заднюю часть автомобиля как того требовало законодательство. В этот сезон он попадает в аварию – сзади в него въезжает другой автомобиль. Вина не Сидорова, но так как знака не было на ТС, то это лазейка другому участнику аварии доказать, что это не его вина – было нарушено конкретное предписание Сидоровым и тут уже совершенно не важно, что большая часть вины лежит на том, кто ехал сзади и отвлёкся. Если у обоих есть страховой полис, то эксперт может потребовать с Сидорова выплатить компенсацию за ущерб как виновника, а не признать обязанность страховой компании это делать.

Кроме того, при фиксации факта аварии на отсутствие предписанного знака могут обратить внимание сотрудники ГИБДД, а позднее – суд. Для фактически невиновного владельца шин с шипами такая авария может стать проблемой из-за вынесенного постановления и признания его виновником аварии. Однако на практике ни суд, ни ГИБДД не обращают внимания на эту подробность, а стараются увидеть настоящую причину аварии.

В случае, если треугольник не является обязательным, то та же авария не будет сулить Сидорову больших проблем, если, конечно, он не является её виновником. Он может и далее использовать резину с шипами без предупреждающего об этом знака, не боясь штрафа или устного предупреждения. Так, предупреждающий треугольник на задней части машины в некоторых ситуациях больше запутывает, чем помогает водителям.

Таким образом, знак «Ш» на стекле машины раньше показывал отличительную черту ТС с шипованной резиной – короткий тормозной путь.

Однако с развитием технологий он утратил свою функциональность и с 2018 года считается необязательным по ряду причин:

  • закрывает обзор сидящему за рулём;
  • не передаёт действительной картины – многие ТС могут остановиться также быстро без шин;
  • акцентирует внимание на отдельно взятой машине, в то время как другим ТС водители выделят меньше внимания, хотя они также представляют опасность;
  • другие причины.

Если же водитель до сих пор считает обязательным цеплять на ТС подобный треугольник, то его никто не оштрафует за то, что он лишний раз подстраховался и предупредил остальных об особенностях своего автомобиля. Его чистая совесть обойдётся лишь в стоимость одной наклейки, зато спокойный водитель совершенно точно будет знать, что он сделал всё для безопасного движения других транспортных средств рядом с его машиной.

Рейтинг автора 0Панкратов Олег Панкратов Олег Викторович Капитан отдельного батальон ДПС ГИБДД г.Москва Написано статей и ответов 265

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *