Как оценивается ЕГЭ по обществознанию?

Среди всех предметов ЕГЭ 2019 года экзамен по обществознанию традиционно будет популярен, а это значит, что уже сегодня 11-тиклассникам стоит поинтересоваться, какой должна быть структура эссе, а также какие клише можно использовать при написании мини-сочинения.

Предлагаем более детально разобрать особенности задания №29 КИМов по обществознанию, а также узнать, какие советы дают выпускникам опытные педагоги и репетиторы ЕГЭ.

Содержание

Что изменится в ЕГЭ по обществознанию в 2019 году

В связи изменениями, которые коснуться заданий 25, 28 и 29, суммарный первичный балл ЕГЭ 2019 года по обществу возрастет до 65 баллов (в 2018 году данный параметр составлял 64 балла).

ФИПИ официально сообщил, что запланированы такие изменения:

Вопрос

Баллы

Нововведение

4 балла

Уточнена система оценивания

4 балла

Детализирована формулировка задания

6 баллов

Детализирована формулировка и уточнены критерии оценивания

Более подробно об изменениях, которые вступят в силу в 2018-2019 учебном году читайте в документе.

Для эссе в спецификациях отводят 45 минут, но репетиторы рекомендуют оставить на мини-сочинение минимум 60-90 минут из всего экзаменационного времени, составляющего в 2019 году 235 минут (почти 4 часа).

Критерии оценивания ЭССЕ

Основным при оценивании эссе будет критерий 29.1 (наличие раскрытия смысла высказывания). При этом важно раскрыть суть, не дублируя саму фразу.

Важно! Если по первому же критерию эксперты выставляют «0» балов, то эссе далее не проверяют и за все 29 задание экзаменуемый получает «0».

Также будут обращать внимание на такие важные нюансы работы, как:

  • корректность теоретических положений;
  • грамотность объяснения ключевых понятий
  • логичность и связанность рассуждений;
  • актуальность примеров (они должны быть из разных источников);
  • раскрытие разных взглядов и разных позиций относительно рассматриваемого вопроса;
  • наличие выводов.

Поскольку за грамотно написанное эссе на ЕГЭ 2019 года по обществознанию можно получить 6 первичных баллов, стоит позаботиться, чтобы структура мини-сочинения была правильной, а приведенные примеры – актуальными.

Также важно помнить, что объем мини-сочинения по обществознанию должен быть в пределах 150-450 слов. Впадать в крайности не рекомендуется, ведь на оценке может одинаково негативно сказаться, как погранично малое, так и слишком большое количество слов. Особенно, если, несмотря на многословность, автор так и не раскроет в работе суть вопроса. Оптимальный объем – 350 слов (примерно 2-3 листа прописного текста при среднем размере букв).

Важно! При оценивании сочинения на экзамене по обществознанию не учитывают допущенные выпускником орфографические ошибки. Исключением может стать тот случай, когда ошибка допущена в написании важного термина или понятия.

Структура эссе

Несмотря на то, что ЕГЭ по обществознанию в 2019 году ожидают небольшие изменения, структура эссе осталась прежней и включает такие 7 пунктов:

Отталкиваясь от этого плана можно и нужно создавать свои мини-сочинения, привлекая аргументы и примеры из разных сфер: истории и политики, экономики и права, философии и социологии. При этом, раскрывая выбранную вами тему можно использовать примеры из разных блоков, объединенных дисциплиной «обществознание».

Темы 2019 года

Какие именно высказывания будут предложены 11-тиклассникам в 2018-2019 году, никто не знает. Существует некоторый банк проблем, актуальных для основных тем обществознания, на которые можно ориентироваться в ходе подготовки к ЕГЭ.

Рекомендуем проработать каждую из проблем, подобрав необходимый материал для раскрытия темы, актуальные примеры и существующие точки зрения.

Клише для мини-сочинения

Стоит ли искать готовые сочинения для ЕГЭ по обществознанию?

На самом деле идея найти и выучить готовые варианты эссе посещает многих выпускников на этапе подготовки к экзаменам. Но, тут стоит быть особенно аккуратным, ведь в интернете достаточно много неактуальной информации. Даже примеры, размещенные на сайте ФИПИ – это работы 2013 года, а с тех пор произошло немало изменений в критериях оценивания данного задания. Более того, не стоит рассчитывать получить высокий балл за типовой вариант сочинения, ведь эксперты, работающие на ЕГЭ уже не один год, тоже отлично знают эти тексты.

Вывод – необходимо искать не готовый текст, а клише и умные мысли, которые можно «нанизывать» на приведенную выше структуру, получая свое уникальное эссе для ЕГЭ 2019 года. Предлагаем вам подборку таких заготовок:

Секреты хорошего мини-сочинения

Для того, что бы ваше эссе получилось целостным, лаконичным, но при этом глубоко раскрывающим суть проблемы, необходимо:

  • Понимать суть проблемы. Не берите высказывания, проблема которых вам изначально не понятна.
  • Правильно подобрать цитату. Это важный этап, которому стоит уделить достаточно времени еще на этапе подготовки.
  • Построить цепочку рассуждений. Все блоки мини-сочинения должны быть связаны между собой. Рекомендуется периодически возвращаться в тексте к основной мысли высказывания.
  • Рассмотреть вопрос с разных точек зрения, если таковые существуют.
  • Найти правильные примеры.

Вот несколько полезных советов, которые помогут подобрать примеры и аргументы, которые требует новая структура эссе по обществознанию с учетом нововведений 2019 года:

Также смотрите видео урок по выполнению задания №29 в ЕГЭ по обществознанию 2018-2019 учебного года:

Шаблон эссе по обществознанию

Эссе по обществознанию – 29 задание.
Максимальный балл – 6.

План работы:

  1. Выбрать одну из пяти предоставленных цитат (блоки: социология, экономика, политика, философия, правоведение).
  2. Сделать вступление, выдвинув идею высказывания и конкретнее пояснить её.
  3. Написать термины, подходящие под идею цитаты, раскрыть их и связать вместе. Также писать о своих рассуждениях.
  4. Подтвердить идею двумя аргументами из разных источников.
  5. Сделать небольшой вывод.

Шаблон (клише):

1. Вступление

Формируем идею цитаты (не проблему!), используя следующие клише:

  • «В своём высказывании (ФИО) выдвигает идею…»
  • И поясняем её более подробно:
  • «(ФИО) имеет в виду, что…»
  • Пишем своё мнение (необязательный пункт):
  • «Я считаю, что…»
  • «Я согласна (согласен) с мнением ФИО по поводу…»

НЕ НУЖНО ПИСАТЬ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ! – большинство цитат, которые даются для эссе, непроблемные.

2. Теоретическая часть

Выписав, на черновик необходимые понятия и термины (не меньше 3), раскрываем их понятия и органично вписываем в абзац, связывая с идеей цитаты. Также необходимо по мере раскрытия теоретической части писать свои рассуждения,
связывая из с терминами. Клише для теоретической части:

  • «Для подтверждения данной идеи обратимся к теории. (Первый термин и понятие и так далее)».

3. Аргументы

Пишем два аргумента, которые раскрывают приведённую идею, взяв их из разных источников (СМИ и литература, кинофильм и курс обществознания в школе и др.). Клише для аргументов:

  • «Для подтверждения этой идеи приведу статью, которую я прочитал(а) в газете «Вестник». В ней говорится о…» – первый аргумент.
  • «Из курса географии/ обществознания/ истории я узнала(а) о такой…» – второй аргумент.

В аргументах не только описываем ситуацию, но и рассуждаем о её связи с идеей.

4. Вывод

Кратко подводим итог всему написанному выше:

  • «Таким образом, оба примера ещё раз доказывают выдвинутую автором идею о том, что…».

Пишем кратко и чётко. Новых идей и мыслей не вводим.

Критерии оценивания ЕГЭ по обществознанию в 2020 году несколько изменились. Серьезные изменения коснулись некоторых заданий, соответственно, количество баллов, которые может получить ученик, увеличилось. Есть изменения и в плане формулировок заданий. По предварительным данным, ожидается, что обществознание в этом году будет лидировать среди экзаменов по выбору. Выпускникам следует внимательно ознакомиться с новыми правилами, критериями и формулировками заданий, чтобы иметь возможность хорошо подготовиться к сдаче экзамена.

Информация об экзамене

Информация об экзамене по обществознанию будет полезна тем 11-тиклассникам, которые выбрали этот предмет в качестве дополнительного. Совершенно напрасно обществознание считают одним из самых легких предметов. Чаще всего многие выбирают этот экзамен от безысходности, надеясь, что сдать его будет намного проще, чем ту же историю или иностранный язык. Но обществознание — довольно серьезный предмет, который является профильным во многих престижных вузах страны, и к нему следует готовиться очень старательно.

Демонстрационный вариант, который ФИПИ представил по обществознанию, состоит из двух частей. Первый блок (тестовый) включает 20 заданий, а второй — 9. На сдачу экзамена отведено немалое количество времени — 3 часа 55 минут (или 235 минут). Без изменения осталось оформление первого блока заданий, где есть пронумерованные графы для ответа, которые необходимо заполнить выпускнику. Что касается второго блока, то здесь учащимся предстоит самостоятельно нумеровать задание при письменном ответе.

Большие изменения произошли в 25-ом задании. Критерии оценивания стали более жесткими и разбиты на 2 группы. В первой части понадобится дать объяснение какому-либо понятию. При этом пояснение должно быть четким и недвусмысленным. В объяснении нежелательно использовать метафоры, аллегории или отрицания. Ошибкой считаются нераспространенные предложения, поэтому выпускникам рекомендуют давать полный ответ, без сокращений и использования словосочетаний. Во второй части задания, где требуется составление предложений, раскрывающих суть понятия, следует писать только корректную информацию, которая касается непосредственно научного обществознания.

Изменения коснулись 28 и 29 заданий. Поменялась формулировка вопросов. Теперь при составлении плана в 28 задании необходимо указывать 2 детализированных пункта, которые должны полностью раскрывать тему. Общая сумма балов также изменилась, теперь можно заработать не 64, а 65 баллов на ЕГЭ по обществознанию.

Структура заданий по обществознанию

Структура заданий по обществознанию существенно не изменилась. Давайте более подробно разберемся с темами и категориями вопросов.

Первая часть (тестовая):

  • 1-3 — это базовый уровень;
  • 4-6 — это задания, которые проверяют знания учащихся по теме «Общество и человек» (вопросы могут касаться духовного и культурного развития человека);
  • 7-10 — это задания, которые ориентированы на проверку знаний по экономике (для выполнения некоторых задач потребуется умение читать графики);
  • 11-12 — задания ориентированы на взаимоотношения человека и социума;
  • 13-15 — проверка знаний в области политики;
  • 16-19 — задания направлены на проверку правовых знаний (следует внимательно ознакомиться с конституцией РФ).

Втора часть

  • 21-24 — это составное задание, которое направлено на проверку умения находить главное в тексте
  • 25 — задание, в которое внесли правки в 2020 году (здесь необходимо грамотно дать формулировку понятий);
  • 26 — проверка умений иллюстрировать полученные теоретические знания примерами (способность привести пример дает экспертам возможность понять, насколько теоретические знания выпускник может применить в жизни);
  • 27 — в этом задании необходимо проанализировать предоставленную информацию, например, статистическую, графическую, или объяснить связи социальных объектов;
  • 28 задание — это развернутый план на предложенную тему;
  • 29 задание — это эссе, которое необходимо написать, выбрав одну из пяти тем (каждая тема — это высказывание, которое необходимо продолжить, написав сочинение).

Стоит отметить! В 2018 году за выполнение 29 задания добавили 1 балл. Его можно получить, если эссе написано грамотно и в нем использованы теоретические понятия и аргументы. Также добавлен один бал за правильное выполнение 25 задания.

Вообще, структура КИМов состоит из пяти блоков:

  1. Экономика.
  2. Политика.
  3. Право.
  4. Философия (человек и общество).
  5. Социология.

Структура КИМов использует многоуровневый подход к оцениванию знаний выпускников. Поэтому распределение заданий осуществляется так:

Уровень заданий Количество заданий
Базовый уровень 12
Повышенный (средний) уровень 10
Высокий 7
Общая сумма 29

На экзамене очень важно распределить правильно время. Комиссия советует сделать это следующим образом:

  • 1-3 задания и 10 — 1-4 минуты;
  • 4-9 задания и 11-28 задания — 2-8 минут;
  • 29 задание (сочинение) — 29-45 минут.

Необходимо оставлять больше времени на эссе, так как его надо продумать, написать сначала в черновик и только потом перенести все в бланк.

На ЕГЭ запрещается приносить любые вспомогательные материалы, например, шпаргалки, телефон, книги. Не стоит идти на хитрость, ведь если экзаменатор обнаружит запрещенный предмет, то работу заберут.

Как оценивают работы?

Как оценивают работы по обществознанию? За все 29 заданий, которые будут выполнены правильно, можно получить 65 баллов. Эта сумма соответствует максимальному результату — 100 баллов.

Работа по обществознанию состоит из двух блоков. Первый — теоретический (его проверяет компьютер, поэтому очень важно правильно заполнить клеточки с ответами, также следует писать только печатными буквами и цифры прописывать согласно установленному стандарту). Второй блок будет проверять экспертная комиссия. Каждую работу проверяет 2 эксперта. Если их мнения расходятся, то привлекают третьего специалиста. Его мнение и будет решающим.

Стоит знать! Комиссия не знает, чей бланк проверяет. Экспертам даже не сообщают, из какой области и города работа. Такие меры введены не просто так. Анонимная проверка позволяет оценивать работу честно.

Баллы, которые были получены на ЕГЭ, не переводят в 5-балльную таблицу оценок. Но если выпускники хотят знать, какую отметку получили на экзамене, то можно ознакомиться с таблицей соответствий:

Оценка по 5-балльной шкале Баллы, полученные на ЕГЭ
5 65 баллов
4 58-64 балла
3 42-57 баллов
2 0-41 балл (экзамен не сдал)

Чтобы получить аттестат, надо набрать минимальный балл — 42. Но если есть желание поступить в престижный вуз, тогда стоит бороться за более высокие оценки.

Чтобы понимать, на какие балы можно рассчитывать при выполнении заданий, рекомендуем ознакомиться с таблицей оценивания.

Номер задания Уровень сложности Максимальный балл
Задание 1 Базовый 1 балл
Задание 2 Базовый 1 балл
Задание 3 Базовый 1 балл
Задание 4 Повышенный 2 балла
Задание 5 Базовый 2 балла
Задание 6 Повышенный 2 балла
Задание 7 Повышенный 2 балла
Задание 8 Базовый 2 балла
Задание 9 Повышенный 2 балла
Задание 10 Базовый 1 балл
Задание 11 Повышенный 2 балла
Задание 12 Базовый 1 балл
Задание 13 Повышенный 2 балла
Задание 14 Базовый 2 балла
Задание 15 Повышенный 2 балла
Задание 16 Базовый 2 балла
Задание 17 Повышенный 2 балла
Задание 18 Базовый 2 балла
Задание 19 Повышенный 2 балла
Задание 20 Повышенный 2 балла
Задание 21 Базовый 2 балла
Задание 22 Базовый 2 балла
Задание 23 Высокий 3 балла
Задание 24 Высокий 3 балла
Задание 25 Высокий 4 балла
Задание 26 Высокий 3 балла
Задание 27 Высокий 3 балла
Задание 28 Высокий 4 балла
Задание 29 Высокий 6 баллов

Данные в таблице указаны с учетом изменений в 2020 году в оценивании 25 и 29 заданий.

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию?

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию? Секрет хорошей подготовки кроется в нескольких факторах, которым следует уделить внимание:

  1. Подготовку к экзамену следует начинать заранее. Это даст возможность изучить более подробно информацию и литературу.
  2. Не ленитесь и выполняйте пробные варианты заданий.
  3. Обращайте внимание на слабые стороны, пробелы в знаниях.
  4. Подбирайте качественную литературу. Например, для теории можно взять учебник Боголюбова или Никитина. А вот с вопросами, которые касаются права, поможет справиться книга Певцова.

Следует более внимательно подготовиться к написанию сочинения. В нем важно выдержать структуру:

  • цитата (она же тема эссе);
  • проблема, которую поднимает автор;
  • раскрытие смысла цитаты;
  • собственная точка зрения на проблему;
  • аргументы;
  • примеры;
  • вывод.

В написании сочинения допускается использование фраз-клише, например:

  • «Я согласен с автором в том, что…»;
  • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу…»;
  • «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании…»;
  • «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…» и другие.

Однако не следует использовать в сочинении цитаты, их могут посчитать ошибкой. Только четкие определения и аргументы.

Теперь вы знаете, каковы критерии оценивания ЕГЭ по обществознанию в 2020 году. Помните, что обществознание — это не простой предмет, который можно выбрать от безысходности. Готовиться к экзамену следует заранее и усердно, ведь только в таком случае можно рассчитывать на высокий бал. Хорошие оценки помогут поступить в тот вуз и на ту специальность, которая нравится именно вам.

Советуем также ознакомиться с видео, в котором есть практические рекомендации по подготовке к экзамену, а также в видео можно ознакомиться с пробными тестами 2020 года.

Как написать эссе по обществознанию на 6 баллов?

Многие выпускники при подготовке к ЕГЭ по обществознанию сталкиваются с одним из самых сложных заданий экзамена — эссе. В каждом КИМ в задании 29 дается пять цитат различных ученых, общественных деятелей и политиков. Все цитаты разделены на, соответственно, пять разделов: философия, социальные отношения, право, политика и экономика — по одной цитате в каждом разделе.

Чтобы выполнить задание, необходимо выбрать одну из цитат и раскрыть ее смысл, аргументировав мнение автора цитаты двумя аргументами.

Пример задания с эссе в демонстрационном варианте КИМ по обществознанию на 2019-2020 учебный год

Критерии эссе по обществознанию

Всего при оценивании эссе эксперты пользуются четырьмя критериями:

  1. Раскрытие смысла высказывания — 1 балл
  2. Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевых понятий, наличие и корректность теоретических положений — 2 балла
  3. Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов — 1 балл
  4. Качество приводимых социальных фактов и примеров — 2 балла

К1. Раскрытие смысла высказывания

Критерий с раскрытием смысла цитаты является самым главным при оценивании. Если вы не раскрыли смысл того, что говорит автор в высказывании, то дальше эссе не оценивается.

Самая главная ошибка учеников — они понимают смысл высказывания, но неверно оформляют его. Недостаточно просто повторить то, что сказал автор. Важно именно объяснить, что он имеет в виду, порассуждать на данную тему.

🔫 Пример: «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом» (Ж. Вольфром)
🤯 Как не надо писать: Вольфром считает себя гордым за страну, поэтому он не националист.
😍 Как надо написать: В данном высказывании автор говорит об истинном патриотизме. По мнению Вольфрома, настоящий патриот не может быть националистом…

После раскрытия основной мысли цитаты стоит порассуждать немного на эту тему, чтобы выразить свое мнение. Это не обязательно, но очень желательно, потому что поможет четко раскрыть тему.

К2. Теоретическое содержание сочинения

Далее нужно обязательно привести несколько теоретических положений, связанных с данной цитатой. Важно, чтобы это был не просто словарик с перечислением нескольких определений, а связанные красивые предложения, включающие в себя как определения, так и отдельные характеристики.

😍 Пример: «В политологии выделяют следующее определение понятия „государство“ — главный институт политической системы, управляющий обществом в конкретной стране, политическая организация страны. Для существования государство должно иметь территорию с признанными границами, иметь право на издание законов, на легальное насилие, членство (гражданство), систему устройства органов власти, а также ряд других признаков.
Также различные государства выделяют по форме правления (монархические или республики), по их политическому режиму (тоталитарный, авторитарный и демократический), а также по их форме устройства (унитарное, федеративное, конфедеративное). Каждой из форм государств соответствуют свои принципы предоставления прав и свобод населению, основ политического строя и государственного устройства»

Сколько всего нужно теоретических положений? Четко сказать нельзя, однако очевидно, что их должно быть от трех до пяти-семи в зависимости от сложности темы и ее составляющих.

Важно также не забывать, что под теоретическими положениями понимаются не только определения понятий, а в целом все возможные вариации теории, которая изучается в обществознании:

  • определения понятий
  • характеристики явлений
  • структура явлений
  • типология

Всего за критерий «К2» можно получить два балла, но зачастую выпускникам удается набрать только один балл по этому критерию. Вот основные ошибки:

  • Недостаточное количество теоретических положений. Например, если в цитате о многообразии политических режимов вы в теории укажете только один политический режим, а об остальных будете умалчивать.
  • Указаны только определения. Важно учитывать, что в эссе нужно не просто перечислить связанные определения «словариком», а использовать теоретические положения, характеристики, функции для рассуждения по теме цитаты.
  • Отдельные неточности в теоретических положениях

К3. Корректность суждений

Критерий «Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов» оценивает то, как автор эссе пользуется теоретическими положениями: как строит выводы, приводит классификации.

😩 Важно! Если по критерию К2 выставляется 0 баллов, то за критерий корректности суждений автоматически выставляется 0 баллов.

Обратите внимание, что все критерии оценивают эссе полностью, а не отдельные его части. То есть если в теоретической части эссе ваши рассуждения корректны, но в одном из аргументов вы составите некорректный с научной точки зрения вывод, то получить балл за «К3» будет нельзя.

К4. Аргументы к эссе по обществознанию

Самая важная часть эссе по обществознанию — аргументы-примеры. Важно, что все аргументы должны быть конкретными и максимально полными.

Самое главное требование к аргументам — подтверждение смысла цитаты автора, поэтому важно в конце каждого примера делать микро-вывод.

💰 Цитата эссе по экономике: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности общества при помощи ограниченных ресурсов»
😍 Очень крутой аргумент: «В произведении английского писателя Джорджа Мартина «Игра престолов» из цикла «Песнь льда и огня» поднимается как раз проблема удовлетворения потребностей населения города в условиях ограниченности ресурсов. Перед десницей (правой рукой) короля Эддардом Старком встаёт следующая задача: как удовлетворить потребности города в условии приближающегося турнира, то есть праздника, и более плохих урожаев вследствие приближения зимы.
Население города Королевской гавани нуждается в удовлетворении своих как первичных, если мы говорим о бедняках, то есть самой простой еде и предметов быта, необходимых для проживания, так и о вторичных потребностях, если мы говорим о представителях знати, то есть предметах косметики и атрибутики для присутствия на турнире. Турнир выступил в роли катализатора, то есть ускорил рост потребностей населения города в условиях приближающейся зимы, что ещё более ограничивало доступные ресурсы Королевской гавани.
Эддард Старк решил эту проблему, чем проявил как раз искусство, о котором говорил Л. Питер, а именно: он занял деньги у крупного землевладельца Ланнистера, балгодаря чему смог закупить товары первой и не только необходимости в другом крупном торговом городе — Хайгардене и сократил расходы на турнир, а также взносы для участия в нём»

Всего в эссе нужно привести как минимум два аргумента из разных источников. Откуда брать аргументы для эссе? Все очень просто, ФИПИ в критериях указывает список основных источников.

В ЕГЭ-2019 и ранее в эссе по обществознанию можно было приводить только реальные аргументы-примеры из социального опыта, учебных предметов и фактов общественной жизни, сообщений СМИ. В ЕГЭ-2020 (которое будут сдавать выпускники этого учебного года), список источников для аргументов изменился.

Откуда брать аргументы в эссе по обществознанию?

Всего ФИПИ выделила три возможных источника примеров-аргументов, которые можно приводить в эссе:

  • факты общественной жизни, в том числе смоделированные примеры
  • личный социальный опыт
  • история

😅 Важно! Каждый аргумент должен быть из разных сфер. Нельзя привести два аргумента из истории — за них поставят в сумме 1 балл (вместо двух).

Аргументы из общественной жизни в эссе по обществознанию

В качестве аргументов из общественной жизни вы можете привести различные факты, которые узнали из сообщений СМИ, прочитали на каких-то специализированных сайтах. Кроме реальных фактов, можно приводить и смоделированные примеры, однако важно, чтобы эти примеры были максимально конкретными и подробными, полностью подтверждали примеры.

Важно, что приводя примеры из сообщений СМИ, в эссе не нужно указывать название этого СМИ и другие данные (автор статьи, редактор, дата выпуска и так далее).

Аргументы из личного социального опыта

Под этим видом аргументов понимают различные события из социальной жизни выпускника, а также его родственников, друзей и знакомых. Также в эту категорию входят прочитанные книги, сериалы, фильмы, театральные постановки. Даже если книги изучались в курсе литературы в школе, они будут входить в данную категорию.

Обратите внимание, что примеры из художественных произведений являются примерами из личного социального опыта, поэтому если привести один пример из Толстого, а второй про вашу сестру, то вы получите лишь 1 балл.

Аргументы из истории в эссе по обществознанию

Третий вид аргументов, которые можно приводить в эссе по обществознанию — аргументы из истории. Можно приводить примеры как из российской истории, так и из всемирной. Помимо истории общества, также допустимы примеры из истории литературы (в частности, биографии авторов), истории техники (например, история изобретения какого-либо технического средства) и так далее.

Структура эссе по обществознанию

Четкой структуры эссе не существует, так как критерии ФИПИ не устанавливают какой-то конкретный формат написания эссе. Также важно, что в обществознании нет требования минимального количества слов или предложений.

Большинство преподавателей рекомендуют использовать следующую структуру эссе, чтобы получить максимальные баллы:

Помните, что все части эссе должны быть связаны между собой, а после каждого аргумента следует сделать микро-вывод примерно в одно предложение.

В конце эссе тоже лучше сделать вывод — этого нет в критериях, но наличие вывода позволяет четко раскрыть смысл высказывания: если в первых абзацах вы не полностью переформулировали цитату, но сделали это в выводе, то эссе засчитают в 99% случаев.

Разработка урока «Как писать эссе по обществознанию по новым критериям ЕГЭ 2019 года

МАОУ СОШ №35 пгт.Новомихайловский МО Туапсинский район

Учитель истории и обществознания высшей категории Лазарева Е.В.

Методическая разработка урока

«Как писать эссе по обществознанию по новым критериям 2019 года»

(урок обществознания в 11 классе)

За заданием 29 традиционно закрепился термин «эссе». Что такое эссе? «Эссе (французское essai) – опыт, набросок.

В литературной энциклопедии эссе определяется как – «небольшое прозаическое сочинение свободной композиции, выражающее впечатления автора от чего-либо, его размышления и соображения по какому-либо вопросу. Эссе не претендует на исчерпывающую полноту или определяющую трактовку предмета, его задача – высказать мнение».
Эссе по обществознанию – творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Само задание формулируется следующим образом. «Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт».
Контрольно–измерительными материалами предусмотрены три критерия для оценки данного задания.

Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется.

Таблица критериев выглядит следующим образом: (презентация)

Максимальный балл за эссе – «6».

Таким образом, выпускник школы, умеющий грамотно писать эссе имеет возможность на ЕГЭ набрать максимальное колличество баллов. Традиционно считается, что написание эссе относится к самому сложному заданию ЕГЭ, это так называемый «высший пилотаж» выпускника. Практика показывает, что именно задание 29 ежегодно вызывает наибольшие трудности.

Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе. Принципы подбора работ могут быть самыми разными, например:

-это могут быть все работы, написанные учеником за определенное время (такая коллекция будет важна для самого школьника и педагога, поскольку по ней можно проследить, каким образом менялось качество написания эссе: от чего ушли и к чему пришли, можно ли отметить рост, движение вперед);

-портфолио может составляться только из лучших работ одного или нескольких учащихся (тогда им можно пользоваться для предъявления «образца», «эталона» написания эссе);

-можно создавать подборку только по одному предмету (например, по истории, что особенно важно для ребят, участвующих в соответствующей олимпиаде) и т.д.

-отличный тренажер для написания эссе — база фактов на каждую тему определенного блока.

При выборе темы выпускник должен руководствоваться следующими соображениями: «я уверен, что…
1) мне понятен смысл высказывания;
2) знаю, с какими основными проблемами обществознания связана данная тема;
3) смогу выразить свое отношение к высказыванию;
4) владею терминами;
5) сумею привести примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта».

Я решила на примере конкретного урока на практике показать, каким образом осуществляется подготовка учащихся к выполнению задания 29 ЕГЭ.

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Обществознание

Тема урока

«Как писать эссе по обществознанию по критериям 2019 года»

Цель урока

научить учащихся писать эссе по обществознанию

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

-в теоретической части: рассмотреть понятие, структуру, характеристики эссе, показать критерии оценивания эссе;

-в практической части: научиться формулировать проблему, подбирать термины и понятия, строить предложения, писать текст эссе.

Развитие критического мышления , умения отстаивать собственную точку зрения,

Воспитание познавательного интереса к практическому применению знаний предмета «обществознание»,

Выработать критическое отношение к реалиям современного общества и фактам и прошлого.

Методическое описание использования ЦОР на уроке

Презентация учителя в среде Power Point по теме

«Как писать эссе»

Ход урока:

1.Мотивационный этап

Слово учителя: «Совсем скоро, вам предстоит сдавать выпускные экзамены в форме ЕГЭ. Задания ЕГЭ по обществознанию разделены на 2 части. Части 1 ЕГЭ рассчитана на воспроизведение знаний (репродуктивный уровень). Часть 3 ЕГЭ содержит задания с развернутым ответом, в том числе и альтернативное задание 29, требующее написать эссе по одной теме из пяти, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний по пяти базовым наукам курса обществознания. Задания третьей части ЕГЭ предполагают проверку не только знаний и умений, но и компетенций — вопросов, в которых человек хорошо осведомлен и обладает определенным опытом. Хотелось бы, чтобы данный урок способствовал формированию у вас компетенции написания эссе по экономике».

2.Теоретическая часть урока

Учитель знакомит учащихся с понятием «эссе», типами эссе.

«Сравнительный анализ критериев 2018 и 2019 года.»

Часть нового материала представляеися для удобства в таблицах и по ходу объяснения учителя учитель обращается к презентации или раздает учащимся в готовом виде.

» Особенности эссе по обществоведческим дисциплинам»

1. Особенности объема

как правило, это небольшая работа

2. Индивидуальность работы

субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему

3. Особенности стиля

образность, афористичность, разговорные интонации и лексика

4. Особенности композиции

композиция свободна, однако, это не предполагает ее полное отсутствие;

последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис — множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции;

в пунктуации — многоточия, будто приглашающие к соразмышлению

«Матрица» написания эссе

Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

Во-первых,…

Во-вторых,…

В-третьих,…

Таким образом,…

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…

Рассмотрим несколько подходов…

Например,…

Подведем общий итог рассуждению…

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…

Проиллюстрируем это положение следующим примером…

Итак,…

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…

Для полемического эссе:

С одной стороны,…

С другой стороны, …

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…

Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться, так называемой, ПОПС-формулой:

П – Положение (утверждение) – Я считаю, что…;

О – Объяснение – Потому что…;

П – Пример, иллюстрация – Например,…;

С – Суждение (итоговое) – Таким образом,…

Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Темой эссе является одна из выбранных экзаменуемым цитат.

-Учитель знакомит учащихся с особенностью эссе по обществознанию:

Особенность заключается в том, что определенная тема «привязана» к конкретным областям обществоведческого знания. Но содержание многих афоризмов можно трактовать весьма широко, а ряде случаев и применительно к любой из названных областей. Например, высказывание «Налоги — цена, которую мы платим за цивилизованное общество» (О.Холмз),- экономике, социологии, политологии, правоведению и т.п. Таким образом, отнесенное высказывание к той или иной области задает определенные границы, в которых требуется выстроить логику рассуждения и оформить аргументацию с использованием соответствующей предметной терминологии. Немаловажно, что корректное использование терминологии указанной области будет способствовать повышению оценки за эссе, т.е. будет работать на вас. Следовательно, выбрав тему из области «экономика» мы используем терминологию именно этого предмета.

-Учитель знакомит учащихся с критериями оценивания эссе в 2019 г.

-Учащимся раздаются тексты эссе и дается задание: внимательно прочитать, найти суждение, аргументы и примеры, дать оценку эссе на основе критериев 2019 г.

Готовое эссе на тему: «Торговля не разорила еще ни одного народа»

(Б. Франклин)

Американский ученый и политик Бенджамин Франклин хотел подчеркнуть ту пользу, которую приносит торговля для экономического процветания общества. Я думаю, что с этим стоит согласиться. Меновой обмен как форма распределении произведенных продуктов труда, стала развиваться еще в глубокой древности. Со временем люди поняли необходимость введения эквивалента. С этого момента и можно говорить собственно о торговле. Универсальным товаром служили меха, металлические прутья, как во времена «Илиады» и «Одиссеи», раковины и пр. Позднее стали использовать куски и слитки драгоценных металлов, деньги.

Сегодня торговля – это наиболее распространенная форма обмена, в котором право собственности на благо (товар, услугу) переходит от одного к другому при посредничестве денег. Торговля может служить объединяющим фактором экономического и социально-политического развития страны. Торговля поистине объединяла Русь. По сухопутным дорогам, по рекам тянулись купеческие караваны. В Новгород шли возы с зерном из Приднепровья; из Волыни везли соль; с севера на юг – меха, рыбу. В другие страны русские купцы везли кожу, воск, льняное полотно для парусов, изделия из серебра и кости. Из других стран поступали ткани, оружие, драгоценности. В 17 в. развитие торговли привело к складыванию всероссийского рынка как системы всеобщих экономических связей. Торговля связала все русские земли в единый экономический комплекс и ускорила складывание русской нации.

Сегодня, в условиях глобализации, торговля все больше приобретает мировые масштабы. Рынком, как сферой взаимодействия денег, товаров, услуг, трудовых ресурсов, становится весь мир. Развитая торговля является показателем успешного и стабильного экономического развития страны в целом. Я считаю, что наша торговля носит однобокий характер. Мы в основном продаем природные ресурсы: нефть, газ, древесину, морепродукты. Было бы выгоднее продавать не только углеводороды, но и готовые товары, в том числе высокотехнологичные. В таком направлении и надо развивать экономику.

Итак, я согласен с мнением выдающегося американского политика о роли торговли. Пора это осознать и нашим политикам.

Учащиеся находят в тексте суждение, аргументы, примеры, дают оценку эссе.

3.Практическая часть урока

(строится по методике «пошаговых действий»)

Учитель определяет тему эссе: «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция» (А. Смит).

Учащиеся пишут эссе сообща в микрогруппах (2-3 человека).

Шаг №1. Учитель предлагает учащимся определить область обществоведческих знаний; внимательно прочитать высказывание; попробовать сформулировать проблему, суждение (аналитическое суждение – суждение, в котором мы относительно субъекта высказываем нечто такое, что в нем уже содержится). Учитель рекомендует высказать суждение, используя одну из схем построения предложений: «Я считаю (думаю, полагаю и др.), что … , так как …»; «Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как … , потому что …», » Я разделяю позицию автора, так как…»

Учитель обращает внимание на ключевые понятия темы : «экономические законы», «конкуренция», «свободная конкуренция», «условия существования свободной конкуренции».Результатом шага № 1 является формулирование суждения (проблемы): наличие конкуренции способствует действенности законов спроса и предложения.

Шаг № 2. Вторым шагом может стать предложение учащимся аргументировать суждение, проиллюстрировать приведенные аргументы примерами. Для наглядности желательно выполнить все эти задания в табличном варианте

суждение

аргументы

примеры

Шаг № 3.Формулирование умозаключения -вывода. Этот вывод не должен совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в какой-то фразе (фразах) основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность и неверность суждения, являвшегося темой эссе.

Шаг № 4. Написание связного текста, в котором должны быть объединены все названные элементы. Результатом пошаговых действий должно стать готовое эссе. По желанию учащихся, группа зачитывает свое эссе. Учащиеся на основе критериев оценивают заслушанное эссе.Учитель предлагает для оценки собственное эссе по заданной теме, просит учащихся беспристрастно его оценить.

4.Рефлексия

Учитель спрашивает учащихся о том, какие знания и умения приобрели на уроке. Учащиеся зачитывают эссе.

Домашнее задание: написать эссе по экономике. Для облегчения выполнения задания учащимся представляется «матрица» написания эссе.

Приложения

Алгоритм написания эссе

— внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;

— выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

— определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);

— набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);

— для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;

— еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву – знание современного законодательства и т.д.);

— подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);

— распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);

— придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);

— изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;

— сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:

структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);

искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);

единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);

объем эссе (напоминаем, работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);

привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ).

Отметим, что составленный алгоритм не претендует на абсолютную законченность, его можно уточнять, конкретизировать, дополнять в ходе работы по подготовке к написанию эссе.

В ходе обсуждения с учителями истории, граждановедения, обществознания и права Рязанской области проблемы подготовки учащихся к написанию эссе мы определили некоторые аспекты, заслуживающие внимания школьников и педагогов.

ПАМЯТКА

НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ

1. Стоит заметить, что в историческом образовании, с которым мы имеем дело, не существует абсолютно «правильных» или «неправильных» ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике — существуют только более или менее аргументированные точки зрения.

2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.

3. При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:

а) способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;

б) способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;

в) умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;

г) умение понимать аналитические подходы и модели;

д) готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах.

4. Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.

ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ

1. Непонимания сути заявленной темы.

2. Отсутствия структурированности в изложении.

3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).

4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).

5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.

6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.

7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.

8. Повторов без необходимости.

Ресурсы по теме «Технология подготовки учащихся к написанию эссе»:

Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. № 1, 2004.

Киприянова Е.В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»? // Преподавание истории и обществознания в школе. № 9, 2003.

Эпштейн М.Н. Опыты об эссе // Опыты-Ed. СПб.; Париж. № 1, 1994.

http://www.msses.ru/win/study/how-to-write-good-essay.html

ЕГЭ 2019. Обществознание. Баллы за каждое задание

Категория: Обществознание Опубликовано: 21 Апрель 2019

ЕГЭ 2019. Обществознание. Количество баллов по заданиям.

№ задания Количество баллов
1 1
2 1
3 1
4 2
5 2
6 2
7 2
8 2
9 2
10 1
11 2
12 1
13 2
14 2
15 2
16 2
17 2
18 2
19 2
20 2
21 2
22 2
23 3
24 3
25 4
26 3
27 3
28 4
29 6
ИТОГО. 65

Итого баллов:

1 часть

(1-20)

35
2 часть

(21-28)

24
Сочинение (29) 6
Итого: 65

Сколько баллов дается за каждое задание по обществознанию на ЕГЭ 2019 можно узнать в демоверсии файл спецификация.

Изменения в КИМ 2019 года по сравнению с КИМ 2018 года

Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25.

Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4. Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы их оценивания.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до 6 баллов. За полное правильное выполнение заданий 21, 22 выставляется по 2 балла; заданий 23, 24, 26, 27 – по 3 балла; заданий 25 и 28 – 4 балла; задания 29 – 6 баллов.

Проверка выполнения заданий части 2 проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

ГИА по обществознанию

ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ЕГЭ по такому предмету, как обществознание, является одним из самых востребованных необязательных экзаменов для оканчивающих 11-е классы. Согласно официальным данным, почти половина выпускников школы выбирают именно ЕГЭ по обществознанию, ведь этот экзамен позволит им впоследствии поступить в вуз на гуманитарную специальность.

СТРУКТУРА ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом.

Задания 1–3 – понятийные задания базового уровня – нацелены на проверку знания и понимания основных содержательных линий предмета.

Задания 4–19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6); экономика (задания 7–10), социальные отношения (задания 11, 12); политика (задания 13–15); право (задания 16–19).

Задание 20 проверяет умение систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию.

Ответами к заданиям части 1 (1 – 20) являются слово (словосочетание) или последовательность цифр.

Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом. В каждом варианте работы в заданиях 21–28 в совокупности представлены пять тематических блоков-модулей.

Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

ОЦЕНИВАНИЕ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Правильно выполненная работа оценивается 62 первичными баллами.

Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное правильное выполнение заданий 21, 22 выставляется по 2 балла; заданий 23–28 – по 3 балла; задания 29 – 5 баллов.

Минимальный проходной балл в 2017 году равен 42, для его достижения необходимо верно решить около 12 заданий, так как всего лишь 5 заданий оцениваются одним баллом. После перевода первичных баллов в тестовые вы сможете оценить уровень своих знаний по пятибалльной системе.

0 — 40 баллов — отметка «2»

42 — 54 балла — отметка «3»

55 — 66 баллов — отметка «4»

67 — 100 баллов — отметка «5»

ВЛИЯЕТ ЛИ ЕГЭ НА ШКОЛЬНЫЙ АТТЕСТАТ?

Результаты ЕГЭ уже давно не имеют влияния на отметки в школьном аттестате. Баллы, набранные на ЕГЭ, выставляются отдельно в сертификат о сдаче экзамена, если набранный балл больше минимального. Если же балл ЕГЭ меньше минимального по обязательным предметам – русскому и математике, то ни сертификат ЕГЭ, ни аттестат не будут выдаваться. Если отметка по необязательному предмету на ЕГЭ ниже минимального балла, то нигде это не будет отмечено, как будто вы и не сдавали этот экзамен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *