Обязанности безработных граждан

Безработные граждане выделяются трудовым законодательством в отдельную категорию, поскольку являются социально незащищенными и требуют государственной поддержки.

Для получения такого статуса гражданин обязан обладать определенными характеристиками и состоять на учете в Центре занятости. После официальной регистрации в этом органе в качестве безработного гражданин получает как определенные права и гарантии, так и некоторые обязанности.

Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 – Москва
  • +7 (812) 245-61-57 – Санкт-Петербург

Содержание

Статус безработного в трудовом законодательстве

Основной законодательный акт, регулирующий вопросы занятости и безработицы — это ФЗ «О занятости населения в РФ». В ст. 3 этого закона подробно определен статус безработного. Так, им признается гражданин, который одновременно соответствует таким характеристикам:

Является трудоспособным

Очевидно, что лица младше 16 лет или достигшие пенсионного возраста (по старости или выслуге лет), таковыми считаться не могут.

Не имеет заработка и работы

Заработком считаются любые официальные выплаты, связанные с трудовой деятельностью, кроме:

  • выходного пособия;
  • сохраняемого среднего заработка от прежнего работодателя.

Получать эти выплаты и зарегистрироваться в службе занятости бывший работник может в том случае, если произошло увольнение в связи с ликвидацией предприятия или в порядке сокращения численности или штатов. При этом форма собственности бывшего работодателя значения не имеет.

Ищет подходящую работу и готов приступить к ней

Подходящей считается работа, которая соответствует профессиональным навыкам соискателя, состоянию его здоровья и условиям прежней работы (например, по уровню заработной платы). Причем такая работа может носить не только постоянный, но и временный характер.

Зарегистрирован в органах службы занятости с целью трудоустройства

Для регистрации требуется предоставить определенные документы с прежнего места работы.

Приобретая официальный статус безработного, гражданин получает определенные права и обязанности, а также может претендовать и на некоторые государственные гарантии.

Права безработного гражданина

После регистрации в службе занятости гражданин вправе:

  1. Выбирать новое место работы такими способами:
    • посредством обращения к работодателю напрямую;
    • путем посредничества в этом вопросе государственных органов занятости (на бесплатной основе);
    • при помощи других организаций, которые содействуют поиску работы.
  2. Бесплатно получать в органах занятости информацию (например, об имеющихся вакансиях или действующих курсах обучения).
  3. Принимать добровольное участие в оплачиваемых работах общественного характера.
  4. Получать бесплатную консультацию или услуги по профессиональной ориентации с целью выбора сферы деятельности или дальнейшего трудоустройства.
  5. Использовать возможность профессионального обучения.
  6. Бесплатно получать по направлению от службы занятости следующие услуги:
    • профподготовка;
    • психологическая поддержка;
    • повышение квалификации;
    • переподготовка.
  7. Получать содействие на организацию собственного дела. В этом случае речь идет о единовременном получении всей суммы пособия для организации бизнеса. Для этого необходимо составить и предоставить комиссии на рассмотрение бизнес-план, отображающий главные идеи планируемого дела.

Воспользоваться этими правами могут как ранее не работавшие граждане (например, бывшие студенты), так и соискатели с определенным стажем.

При этом возможность обучения или переквалификации также доступна для каждого из них.

Обязанности безработного

Возникновение прав всегда порождает и наличие некоторых обязанностей. Состоящие на учете в центре занятости граждане должны выполнять следующие требования:

  1. Являться в установленный срок и время в органы занятости для процедуры перерегистрации. При себе нужно иметь определенные документы, а делать это необходимо дважды в месяц.
  2. Совершать активные действия для трудоустройства. Это требование включает в себя обязанность не только рассмотрения предложений от службы занятости, но и самостоятельного поиска работы.
  3. Оформлять в случае заболевания листок нетрудоспособности или справку, если речь идет о другом члене семьи.
  4. Вовремя информировать органы занятости о наступлении событий, вследствие которых теряется право на получение пособия. Это может быть трудоустройство, выход на пенсию, переезд. В противном случае одновременное получение заработка и выплат по безработице считается мошенничеством, за что гражданина могу привлечь к ответственности.
  5. Своевременно являться на переговоры с работодателем по направлению от центра занятости. На это безработному отводится три дня.

В случае невыполнения этих обязательств гражданин может быть привлечен к определенной ответственности или лишен статуса безработного.

Полезная информация для многих матерей, как получить декретные если не работаешь.
Важная информация для беременных — это, безусловно, сведения о сроке выплаты пособий. Узнайте их в нашей статье!
На какой размер пенсии может рассчитывать бывший госслужащий, вы узнаете !

Государственные гарантии

Тесную связь с правами безработного образуют и гарантии, которые носят материальный характер и являются мерами социальной помощи государства. Полный перечень таких гарантий и выплат, которые предоставляются безработному, приведен в ст. 28 Закона. К ним относятся:

  1. Пособие по безработице. Это основная выплата, размер которой зависит от прежнего заработка безработного и величины его трудового стажа.
  2. Стипендия, выплачиваемая в течение периода обучения (если направление было выдано службой занятости). Это может быть как профессиональная подготовка, так и переподготовка или повышение квалификации.
  3. Оплата за участие в добровольных общественных работах. Получать такую оплату гражданин может одновременно с пособием.
  4. Бесплатное медицинское освидетельствование, которое необходимо при направлении на учебу.
  5. Материальная помощь безработным, а также членам их семей.
  6. Возмещение расходов, которые связаны с переездом в другую местность для трудоустройства (только для случаев, когда направление на работу было получено в органах занятости).
  7. Возмещение некоторых расходов, которые могут возникнуть во время обучения безработного в другой местности по направлению от службы занятости. Это могут быть расходы на проживание и проезд.

Чаще всего прекращение действия данных гарантий, а также прав и обязанностей наступает в тот момент, когда соискатель трудоустраивается.

При этом имеет значение труд любого характера: временный, сезонный, на неполный рабочий день, по гражданско-правовому договору. В этом случае перестает выполняться одно из требований к безработному — отсутствие заработка, поэтому данный статус с гражданина снимается.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Права и обязанности граждан в сфере занятости населения

Права и обязанности граждан в сфере занятости населения

Для многих людей потерять работу – означает не только лишиться заработка и ухудшить условия жизни своей семьи, но и утратить уверенность в себе, надежду на будущее. Поиск работы – занятие непростое. В такие дни возникает необходимость правильно сориентироваться на рынке труда и в сфере занятости. Понадеявшись найти работу самостоятельно, с помощью родственников, друзей или знакомых, со временем можно отчаяться.

Права граждан в сфере занятости населения.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июня 2006 года «О занятости населения Республики Беларусь»* граждане имеют право на:

выбор места работы. Это право они реализуют посредством прямого обращения к нанимателю, получения бесплатного содействия органов государственной службы занятости населения и помощи других организаций и индивидуальных предпринимателей в трудоустройстве;

бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах государственной службы занятости населения в целях выбора рода занятий, трудоустройства, возможности профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и освоения содержания образовательной программы обучающих курсов;

Безработные и иные категории граждан имеют право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации и освоение содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;

выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение, содействие в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, возможность участия в оплачиваемых общественных работах, компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность.

Обязанности граждан в сфере занятости населения.

Безработные обязаны:

самостоятельно заниматься поиском работы и информировать о результатах орган по труду, занятости и социальной защите по его требованию;
являться в орган по труду, занятости и социальной защите по его приглашению для получения направления на работу (обучение), а при отсутствии приглашения – не реже одного раза в месяц в установленный день;
явиться на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней со дня выдачи органом по труду, занятости и социальной защите направления на работу;
возвратить в орган по труду, занятости и социальной защите в случае отказа нанимателя в трудоустройстве выданное направление на работу с указанием причины отказа, заверенное подписью уполномоченного должностного лица нанимателя и печатью организации;
информировать в течение двух рабочих дней орган по труду, занятости и социальной защите об изменении места жительства, о самостоятельном трудоустройстве (в том числе на временную работу), заключении гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности), наступлении иных обстоятельств, влекущих снятие с учета безработных, прекращение, приостановку выплаты пособия по безработице или снижение его размера.

Граждане, направленные органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или для освоения содержания образовательной программы обучающих курсов, обязаны:
добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ;
постоянно участвовать в регулярных учебных занятиях (занятиях);
выполнять требования учредительных документов учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка для обучающихся.

В процессе регистрации граждан в качестве безработных их знакомят с правами и обязанностями в области занятости населения; критериями подходящей работы; порядком предоставления социальных гарантий и компенсаций, в том числе порядком оказания материальной помощи, назначения пособия по безработице (стипендии); прекращения и приостановки выплаты пособия по безработице, снижения размера пособия по безработице (стипендии); порядком организации и условиями проведения оплачиваемых общественных работ, в том числе необходимостью отработки месячной нормы участия в оплачиваемых общественных работах; о возможности пройти профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и освоение содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите; получения содействия безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности; получения содействия в переселении (с выплатой денежных средств) в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы; снятия с учета безработных, предусмотренными Законом Республики Беларусь от 01.01.01 года «О занятости населения Республики Беларусь».

Оказание гражданам содействия в поиске подходящей работы и трудоустройстве

Подбор гражданам вариантов подходящей работы осуществляется специалистом органа по труду, занятости и социальной защите с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня профессиональной подготовки и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка по последнему месту работы (для лиц, занимавшихся в течение 12-месячного периода до дня обращения в орган по труду, занятости и социальной защите деятельностью, приносящей заработную плату, доход), рекомендаций о противопоказанных и доступных условиях и видах труда, транспортной доступности рабочего места, пожеланий гражданина к искомой работе (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения, характер труда, должность, профессия (специальность)), а также требований работодателя к кандидатуре работника.

При наличии в банке вакансий вариантов подходящей работы специалист органа по труду, занятости и социальной защите знакомит гражданина с перечнем свободных рабочих мест, из которых гражданин осуществляет выбор наиболее подходящей для него работы. Гражданин имеет право выбрать несколько вариантов подходящей работы из предложенного специалистом органа по труду, занятости и социальной защите.

После уточнения у нанимателя информации о наличии свободных рабочих мест и согласования направления гражданина на собеседование к нанимателю, ему выдается направление на работу.

Гражданин обязан обратиться к нанимателю по выданному направлению на работу в течение двух рабочих дней, а также проинформировать орган по труду занятости и социальной защите о результатах собеседования с нанимателем. В случае отказа нанимателем в приеме на работу, ответ о принятом решении с отметкой нанимателя (отрывная часть направления на работу) предоставляется безработным при следующей явке в орган по труду, занятости и социальной защите. При положительном решении вопроса трудоустройства ответ о принятом решении возвращается в орган по труду, занятости и социальной защите нанимателем.

Гражданин обязан являться в орган по труду, занятости и социальной защите для продолжения поиска подходящей работы не реже одного раза в месяц в установленный срок. При появлении вариантов подходящей работы гражданин может быть приглашен в орган по труду, занятости и социальной защите по телефону или письменно для получения направления на работу. В случае неявки гражданина более двух месяцев с даты последней явки в орган по труду, занятости и социальной защите без уважительных причин, он снимается с учета безработных (граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства).
В случае отказа безработного без уважительных причин явиться в орган по труду, занятости и социальной защите для получения направления на работу (обучение), а также если безработный самостоятельно не занимался поиском работы и не информировал об этом орган по труду, занятости и социальной защите по их требованию, размер назначенного ему пособия по безработице может быть уменьшен на 50 процентов сроком на один месяц.

В случае трудоустройства на временную работу в период получения пособия по безработице без уведомления органа по труду, занятости и социальной защите, неявки безработного более одного месяца в орган по труду, занятости и социальной защите без уважительных причин, неявки безработного без уважительных причин на переговоры с нанимателем по вопросу трудоустройства в течение двух рабочих дней со дня выдачи ему направления на работу выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до трех месяцев.
Каждая явка безработного (гражданина, обратившего за содействием в трудоустройстве) в орган по труду, занятости и социальной защите фиксируется записями в карточке с указанием даты посещения, предлагаемых мер содействия в трудоустройстве и другой информации, которая направлена письменно по месту жительства гражданина или передана ему по телефону. С записями в карточке специалист органа по труду, занятости и социальной защите ознакамливает гражданина под роспись.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (последняя редакция)

19 апреля 1991 года N 1032-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 20.04.1996 N 36-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 20.11.1999 N 195-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006), от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 287-ФЗ, от 03.06.2009 N 106-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 22.07.2010 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 205-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 30.12.2012 N 328-ФЗ, от 23.02.2013 N 11-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 05.05.2014 N 116-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 22.12.2014 N 425-ФЗ, от 29.12.2015 N 388-ФЗ, от 29.12.2015 N 394-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 28.12.2016 N 495-ФЗ, от 01.05.2017 N 89-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 29.07.2017 N 235-ФЗ, от 29.12.2017 N 476-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 03.07.2018 N 190-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 11.12.2018 N 461-ФЗ, от 18.07.2019 N 183-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 02.12.2019 N 408-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П, от 23.04.2012 N 10-П, от 11.10.2016 N 19-П) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Занятость граждан
    • Статья 2. Занятые граждане
    • Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными
    • Статья 4. Подходящая и неподходящая работа
    • Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения
    • Статья 6. Законодательство о занятости населения
    • Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения
    • Статья 7.1. Полномочие Российской Федерации, переданное для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 7.1-1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения
    • Статья 7.2. Участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения
  • Глава II. Права граждан в области занятости
    • Статья 8. Право граждан на выбор места работы
    • Статья 9. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости
    • Статья 10. Право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации
    • Статья 11. Право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц
  • Глава III. Гарантии государства в области занятости
    • Статья 12. Гарантии государства в реализации права граждан на труд
    • Статья 13. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения
    • Статья 13.1. Сопровождение при содействии занятости инвалидов
  • Глава IV. Регулирование и организация занятости населения
    • Статья 14. Утратила силу
    • Статья 15. Государственная служба занятости населения
    • Статья 15.1. Федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения
    • Статья 16. Статистическая отчетность и информация о занятости населения
    • Статья 16.1. Регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения
    • Статья 16.2. Информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий «Работа в России»
    • Статья 16.3. Государственный информационный ресурс «Справочник профессий»
    • Статья 17. Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы
    • Статья 18. Лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации
    • Статья 18.1. Осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала)
    • Статья 19. Исключена
    • Статья 20. Координационные комитеты содействия занятости населения
    • Статья 21. Участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения
    • Статья 22. Источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения
    • Статья 22.1. Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости
    • Статья 22.2. Содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов
    • Статья 22.3. Особенности реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в субъектах Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, а также содействия работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации этих региональных программ
    • Статья 23. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости
    • Статья 24. Организация общественных работ
    • Статья 24.1. Особенности организации содействия занятости инвалидов
  • Глава V. Участие работодателей в обеспечении занятости населения
    • Статья 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения
    • Статья 26. Права работодателей
  • Глава VI. Социальные гарантии и компенсации
    • Статья 27. Утратила силу
    • Статья 28. Гарантии социальной поддержки безработных
    • Статья 29. Размеры стипендии, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости
    • Статья 30. Порядок определения размеров пособия по безработице
    • Статья 31. Условия и сроки выплаты пособия по безработице
    • Статья 32. Условия досрочного выхода на пенсию
    • Статья 33. Размеры пособия по безработице
    • Статья 34. Размеры пособия по безработице отдельным категориям безработных граждан
    • Статья 34.1. Дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    • Статья 34.2. Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста
    • Статья 35. Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера
    • Статья 36. Материальная помощь
    • Статья 37. Добровольное страхование на случай потери работы
    • Статья 37.1. Обеспечение размещения информации о предоставлении и осуществлении социальных гарантий
  • Глава VII. Контроль за исполнением настоящего Закона и ответственность за его нарушение (статья 38, статья 39). — Утратила силу

Открыть полный текст документа

Закон о занятости населения Российской Федерации

С января 2019 года вступили в силу изменения в закон о занятости. Эти изменения регулируются Федеральным законом № 350-ФЗ и направлены на увеличение выплат пособий, а также на установку новых правил и сроков нахождения на обеспечении государства в связи с отсутствием трудоустройства. Часть условий была пересмотрена, поэтому новая редакция сильно повлияет на лиц без работы и их нахождение на учете.

Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»

Общая характеристика: цели и назначение

С первого января 2019 года в силу вступили несколько законопроектов, которые касаются трудоустройства и постановки на учет в центры занятости. Изменения коснулись и закона о занятости граждан.Важно! Всем гражданам, которые встали на учет в центр до 1 января 2019 года, выдача пособий осуществляются в первоначальном размере, а также по старой схеме указанной в старой редакции закона №1032-1(о занятости).

Тем лицам, которые обращаются за средствами с января 2019 года включительно, оплата осуществляется по новым правилам, которые регламентированы введенными поправками.

Сам закон остается в силе и полностью регулирует все нормы и правила нахождения лиц в статусе безработного.

Большинство поправок введено для реализации повышения пенсионного возраста и поддержки мало защищенных слоев населения, а также для увеличения размера пособий на время безработицы.

Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

Основные аспекты

Изменения коснулись нескольких сторон закона. Основные изменения:

  • размер пособия по безработице;
  • длительность материальной поддержки для различных категорий;
  • максимальный и минимальный порог оплаты.

Дополнительно введена материальная поддержка лиц из предпенсионной категории, которые с января 2019 года имеют дополнительные льготные условия, в том числе в области нахождения на учете по безработице.

Права и обязанности сторон процесса трудоустройства

Процесс трудоустройства после принятия изменений остался прежним. Каждая сторона процесса имеет свои права и обязанности. Это относится как к лицу без наличия работы, так и к государственному органу поддержки, которым выступает служба занятости.

Службы занятости

Госорган имеет особые права и обязанности. В целом обязанности включают в себя следующие пункты:

  • осуществление поиска работы и дальнейшее трудоустройство гражданина;
  • материальная поддержка граждан на период поиска работы;
  • осуществление выполнения гарантий, предусмотренных государством, всем лицам.

Важно! Служба занятости может отказать в выплатах и помощи в трудоустройстве, если у нее будут на то основания.

Государственный орган вправе также прекратить матпомощь, если это соответствует законодательной базе.

Работодателей

Для работодателей имеется несколько обязанностей. Среди них постоянное предоставление контрольному органу отчетности по персоналу и работникам. Также работодатель при сокращениях должен производить установленные выплаты.

При наличии свободных вакансий информация по ним передается в региональный центр для подбора кандидатов. Требуется помнить, что каждый работодатель вправе устанавливать ограничения по квалификации для работников.

Соискателей

Главной обязанностью соискателя является полное выполнение правил нахождения в полученном статусе и активное участие в поиске работы. В то же время при отсутствии нарушений, в том числе пассивного незарегистрированного дохода, лица имеют право на материальную помощь от государства, а также на различные гарантии, которые предоставляются разным категориям соискателей.

Статус безработного

Статус граждане могут получить только после обращения в специальный орган государственного типа (ЦЗ). При этом, потребуется выполнить несколько условий, в том числе:

  • не иметь работы и находиться в поиске трудового места;
  • состоять на учете и соблюдать все правила нахождения там;
  • быть трудоспособным.

Если человек потерял рабочее место, то для получения статуса потребуется предоставить все необходимые документы.

Процедура регистрации

Процедура регистрации имеет стандартный вид.

Сначала гражданин после потери работы встает на учет. Это возможно только при соблюдении всех требований и действительном отсутствии заработка.

Для регистрации необходимо предоставить все документы, в том числе трудовую и 2-НДФЛ.

После рассмотрения документов служба ставит на учет безработного и начинает искать ему рабочее место.

Размер денежных выплат

Поправки устанавливают новые сроки и размеры пособий. Граждане, имеющие за годовой период трудовые отношения в количестве не меньше 26 недель, в первые три месяца выплачивается 75% среднемесячной платы. Далее три месяца выплачивается 60% заработка. Для лиц предпенсионного возраста суммы аналогичны за исключением того, что после 6 месяца пособие остается и идет в размере 45%.

После поправок минимальная сумма равна 1,5 тысячи рублей, а максимальная 8 тысячам рублей. Для предпенсионеров сумма установлена в максимальном размере в 11280 рублей. Для всех категорий действуют районные коэффициенты.

В каких случаях выплаты прекращаются

Выплаты пособий прекращаются в нескольких случаях. Список оснований:

  • лицо вышло на пенсию;
  • человек трудоустроен;
  • человек нарушил правила нахождения на учете, например, не принимал участия в поиске работы;
  • время матпомощи истекло.

Все эти основания законодательно прекращают поддержку лиц в установленном порядке.

Гарантии и компенсации от Центра занятости

Центр осуществляет обеспечение всех предусмотренных государством гарантий в отношении лиц без работы. Среди гарантий и компенсаций:

  • материальная помощь семье и иждивенцам;
  • выплата выходного пособия;
  • компенсации при увольнении;
  • компенсации на затраты при переезде;
  • осуществление специальных выплат при переобучении и переподготовки;
  • оплата общественной работы.

Все эти гарантии осуществляет региональный центр, в котором зарегистрирован человек.

Дополнительные гарантии для различных категорий граждан

В первую очередь осуществляется материальная поддержка иждивенцев безработного. Также для различных категорий есть свои дополнительные гарантии, например, для лиц предпенсионного возраста.

Любой льготной категории, а также тем, кто имеет региональные льготы, выплаты осуществляются в большем размере. Дополнительно для льготных категорий, в том числе предпенсионеров устанавливается приоритетное право на вакансию и переобучение.

Изменения в Законе о занятости населения

Самым главным является тот факт, что теперь подходящим рабочим местом считается любая вакансия с оплатой труда. Среди остальных поправок сроки и порядок выплат для льготных и обычных категорий лиц, имеющих статус безработного.Важно! Все изменения действительны только для лиц, которые встали на учет после начала действия поправок. Для всех остальных безработных правила остались теми, что были в прошлой редакции.

Изменения, вступившие в силу с 1 января 2019 года, ввели ряд новых правил нахождения на учете. Изменены сроки и суммы пособий по безработице, а также установлены новые пределы для различных категорий граждан. Сам процесс постановки на учет и статус безработного остался без изменений.

Центры занятости населения — цель, задачи, функции

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Цель деятельности Центра занятости — реализация в муниципальном районе единой государственной политики в области содействия занятости населения.

Основными задачами Центра занятости являются:

  • обеспечение государственных гарантий в области занятости населения;
  • оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции;
  • создание условий для более эффективного регулирования использования рабочей силы;
  • развитие эффективной занятости населения, создание условий для снижения безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан;
  • повышение мобильности рабочей силы и обеспечение регулирования миграционных процессов с учётом потребностей рынка труда.

ФУНКЦИИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Центр занятости осуществляет на территории муниципального района следующие функции:

1.Регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан.
2.Исполнение переданного полномочия.
3.Оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации следующих государственных услуг:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на рынке труда Александровском муниципальном районе и в Пермском крае;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • психологическая поддержка безработных граждан;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
  • содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

4.Участие в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.
5.Исполнение административного регламента по исполнению переданного полномочия, федеральных государственных стандартов государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, утверждаемых Федеральным органом.
6.Определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.
7.Проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда).
8.Осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
9.Обеспечение функционирования информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации в сфере занятости населения.
10.Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
11.Обеспечение безопасности при обработке персональных данных техническими, программными средствами и организационными действиями.
12.Подготовка и направление Учредителю следующей информации:

  • сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования регистров получателей государственных услуг в сфере содействия занятости населения;
  • иной информации в сфере занятости населения, предусмотренной нормативными правовыми актами Федерального органа.

13.Реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
14.Реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения.
15.Обеспечение в соответствии с методическими документами Учредителя работы мобильного офиса Центра занятости, осуществляющего реализацию центрами занятости Пермского края возложенных функций.
16.Осуществление функций получателя средств бюджета Пермского края.
17.Составление и представление на утверждение Учредителю бюджетной сметы Центра занятости.
18.Подготовка и представление Учредителю в установленные сроки форм статистической, финансовой, бухгалтерской, бюджетной, и иной четности о деятельности Центра занятости в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством.
19.Формирование, ведение и использование банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения.
20.Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну.
21.Организация приема граждан, обеспечение своевременного и того рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов.
22.Выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке.
23.Осуществление профессиональной подготовки работников Центра занятости, их переподготовки, повышения квалификации и стажировки.
24.Осуществление в соответствии с законодательством работы по комплектованию, хранению, учёту и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости.
25.Исполнение функции государственного заказчика на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Центра занятости и реализации мероприятий в области содействия занятости населения.
26.Выполнение государственного задания по оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения, утвержденного Учредителем.
27.Осуществление приносящей доход деятельности по сдаче в аренду недвижимого имущества в соответствии с действующим законодательством.
28.Осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Каковы права и обязанности центра занятости населения?

Катерина, вот первоисточник.

Утверждены

постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 сентября 2012 г. N 891

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ

1. Настоящий документ определяет требования к подбору гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы (далее — зарегистрированные граждане), и безработным гражданам подходящей работы.
2. Подбор подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам осуществляется исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения — работодателей.
3. Подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня профессиональной подготовки и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях.
4. Зарегистрированным гражданам, не предъявившим при постановке на регистрационный учет документов, подтверждающих профессиональную квалификацию, уровень профессиональной подготовки, опыт и навыки работы, выдаются содержащиеся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения — работодателей предложения оплачиваемой работы, включая работу временного характера, не требующей предварительной подготовки, отвечающей требованиям трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с учетом транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях.
5. При подборе подходящей работы транспортная доступность рабочего места определяется с учетом максимальной удаленности подходящей работы от места жительства зарегистрированных граждан и безработных граждан.
6. Для зарегистрированных граждан, вставших на регистрационный учет в течение 12 месяцев после увольнения по любым основаниям, подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья граждан и транспортной доступности рабочего места.
7. Для зарегистрированных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), имеющих профессию (специальность), вставших на регистрационный учет в течение 12 месяцев после окончания обучения в учреждениях профессионального образования, подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессии (специальности) с учетом уровня профессиональной подготовки, состоянию здоровья граждан и транспортной доступности рабочего места.
8. Зарегистрированным гражданам, впервые ищущим работу, ранее не работавшим и при этом не имеющим профессии (специальности), выдается не более 2 предложений профессиональной подготовки или направлений на оплачиваемую работу, включая работу временного характера, требующую или не требующую (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающую требованиям трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
9. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для зарегистрированных граждан и безработных граждан:
а) уволенных более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
б) прекративших индивидуальную предпринимательскую и иную деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
в) стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва;
г) направленных государственными учреждениями службы занятости населения на обучение и отчисленных за виновные действия;
д) отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
е) состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения более 18 месяцев;
ж) более 3 лет не работавших;
з) обратившихся в государственные учреждения службы занятости населения после окончания сезонных работ.
10. При подборе зарегистрированным гражданам и безработным гражданам подходящей работы не допускается:
а) предложение одного и того же варианта работы дважды, а для граждан, впервые ищущих работу, ранее не работавших и при этом не имеющих профессии (специальности), предложение одного и того же варианта профессиональной подготовки дважды;
б) направление на рабочие места без учета развития сети общественного транспорта, обеспечивающей транспортную доступность рабочего места;
в) предложение работы, которая связана с переменой места жительства граждан без их согласия;
г) предложение работы, условия труда которой не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
д) предложение работы, заработок по которой ниже среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы граждан. Для граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.
11. Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам, имеющим несколько профессий (специальностей), подбор подходящей работы осуществляется с учетом имеющихся профессий (специальностей), уровня профессиональной подготовки, опыта и навыков работы.
12. При предложении подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдаются направления на работу. Кандидатуры граждан в случае их согласия на подходящую работу согласовываются с работодателями.
Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдается не более 2 направлений на работу одновременно.
13. При отсутствии подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам при их согласии могут быть предложены:
а) направление на работу по смежной профессии (специальности);
б) направление для участия в оплачиваемых общественных работах;
в) участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест;
г) профессиональная ориентация в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства и профессионального обучения;
д) направление на временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
14. Несовершеннолетним зарегистрированным гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может быть предложено временное трудоустройство в свободное от учебы время.
15. Кандидатуры зарегистрированных граждан и безработных граждан в случае их согласия на работу по смежной профессии (специальности) или участие в оплачиваемых общественных работах и временном трудоустройстве согласовываются с работодателями.

Всего Вам хорошего!

Задачи и функции ЦЗН

1. Регистрировать граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;

2. Оказывать следующие государственные услуги:

3. Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

4. Информирование о положении на рынке труда;

5. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

6. Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

7. Психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

8. Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

9. Организация проведения оплачиваемых общественных работ;

10. Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

11. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

12. Содействие самозанятости безработных граждан;

13. Выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников;

14. Содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;

15. Участвовать в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

16. Реализовывать программы, предусматривающие мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

17. Обеспечивать в установленном нормативными правовыми актами порядке целевой подготовки кадров для отраслей экономики Белгородской области;

18. Участвовать в работе по определению потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками;

19. Формировать, вести и использовать банк данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения;

2 20. Участвовать в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы;

21. Обобщать практику применения законодательства о занятости, трудовой миграции, подготавливать предложения по его совершенствованию;

22. Осуществлять функции получателя бюджетных средств, предусмотренных на содержание Центра занятости и реализацию возложенных на него полномочий;

23. Формировать предложения по финансированию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, содержанию Центра занятости;

24. Проводить в установленном порядке конкурсы и заключать государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Центра занятости;

25. Подготавливать и представлять в установленные сроки формы статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности в Управление о деятельности Центра занятости;

26. Организовывать прием граждан, обеспечивать своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимать по ним решения и направлять заявителям ответы;

27. Обеспечивать защиту сведений о персональных данных работников Центра занятости и граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве;

28. Выполнять мероприятия по мобилизационной подготовке;

29. Осуществлять профессиональную подготовку работников Центра занятости, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

30. Осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и Белгородской области работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости;

31. Осуществлять иную деятельность, если такая деятельность предусмотрена федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, Министерства, законами и иными нормативными правовыми актами Белгородской области

Права и обязанности безработного

Безработный имеет правона:

1) выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (организация (юридическое лицо) либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения);

2) бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора профессии и возможности получения профессионального обучения;

3) бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

4) самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации;

5) обжалование решения, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) социальную поддержку в виде:

а)выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;

б) выплаты стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости;

в) предоставления возможности участия в общественных работах;

г) возмещения затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов занятости.

Безработные обязаны:

■являться в органы службы занятости для перерегистрации не реже одного раза в месяц;

■ участвовать по истечении трехмесячного периода безработицы в оплачиваемых работах или пройти обучение по направлению органов занятости (для лиц, указанных в законе);

■ являться на переговоры о трудоустройстве у работодателя в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

■ являться в органы службы занятости для получения направления на учебу (работу);

■ сообщить в орган занятости о самостоятельном трудоустройстве, поступлении на обучение по очной форме, призыве на военную службу (сборы);

■ выбрать один из двух предложенных органом занятости вариантов подходящей работы.

​​Права и обязанности безработных граждан

По трудовому законодательству безработный гражданин относится к отдельной категории из-за наличия социальной незащищенности. Такая категория нуждается в господдержке и ряде льготных условий. Сам статус регламентирован законодательством. Его получение возможно только при выполнении всех правил и условий. Но стоит учесть, что каждый безработный кроме прав и гарантий имеет ряд обязательств, которые потребуется выполнить.

ФЗ № 1032-1—ФЗ, регламентирующий основные регламенты по занятости граждан, в статье 3 указывает на определение статуса для безработных. Согласно законодательству гражданин должен соответствовать ряду характеристик.

Если не выполняется любое из правил и условий, которые установлены федеральным законодательством, то гражданин лишается статуса, а также соответствующих привилегий. Получается, что для того, чтобы стать официально безработным требуется соответствие всем характеристикам.

Характеристики:

  • наличие трудоспособности в силу возрастной категории и дееспособности. Данный момент относится к условию ограничения возраста в пределах трудоспособного возраста. Дополнительно лицо должно быть дееспособно. Это правило актуально для инвалидов, в частности 1 и 2 групп, то есть нельзя одновременно иметь полноценное ограничение по труду и получать пособие;
  • нет трудоустройства и заработка. В качестве заработка подразумевают все выплаты официального характера, которые связаны с трудом. Исключением считают выходное пособие или сохраняемый заработок, который был получен после сокращения или ликвидации организации;
  • поиск работы подходящего типа. Подходящим вариантом считают место трудоустройства, которое будет находиться в месте проживания гражданина, соответствует навыкам и специальности, а также состоянию здоровья и условиям прежнего места труда. Важно учитывать, что работа может быть как временной, так и постоянной, а также иметь половинную ставку. На практике рассматриваются почти все возможные места по трудоустройству, то есть гражданин обязан появляться на собеседованиях и не отклонять все предложения;
  • есть регистрация в органе службы занятости. При оформлении потребуется предоставление документации с прежнего места трудовой деятельности.

Статус позволяет не только получить соответствующие для категории безработных права или обязанности, но и ряд важных гарантий от государства.

После получения статуса соответствующей категории человек приобретает ряд дополнительных прав. Среди них:

  • выбор нового места трудоустройства с помощью прямого обращения к работодателям, через госорганы занятости, а также при использовании услуг другой организации, которая занимается вопросами поиска работы;
  • получение информации о вакансиях или других данных на бесплатной основе;
  • добровольно участвовать в работе общественного типа с наличием оплаты;
  • получение консультации бесплатного характера или ряда услуг с профессиональной ориентацией, которые помогут в выборе сферы деятельности или работы. Возможность получения профобразования;
  • получение от службы занятости на бесплатной основе направления на профподготовку, психподдержку, повышение навыков и квалификации, а также переподготовку по более востребованной специальности;
  • содействие в открытии собственного дела. На практике это означает поддержку от госорганов на получение средств, например, в виде выплаты части всего пособия, для организации собственной деятельности. В этом случае потребуется предоставить не только все документы, но и бумаги, касающиеся развития бизнес-проекта. Это право доступно любым людям с наличием статуса.

Важным моментом считается возможность получения помощи в обучении или подготовки по специальности в любое время нахождения на учете в центре занятости.

Кроме прав лица, не имеющие трудоустройства, получают и список обязательств в виде требований. Среди них выделяют:

  • появление в центре занятости для процесса перерегистрации с необходимыми документами. Эта процедура проводится два раза за календарный месяц;
  • активный поиск работы. Этот пункт относят к рассмотрению предложений, поступающих от службы занятости, а также к самостоятельному поиску места для трудовой деятельности;
  • оформление листка нетрудоспособности при заболеваниях, если это касается другого члена семьи;
  • информирование в своевременной форме орган занятости о потере права на пособие. Это связывают с переездом, выходом на пенсию, а также получением работы;
  • проведение переговоров с возможным работодателем в течение трех суток с момента оповещения лица центром занятости.

Важно! Если лицо потеряло право на статус и получение финпомощи в виде пособия, но не сообщило об этом в соответствующие органы, то в дальнейшем его привлекут к ответственности за мошеннические действия и произведут взыскание всех средств, которые были выплачены за этот период.

Невыполнение обязательств ведет к потере статуса и выплат, а также всех прав и гарантий указанной категории лиц.

Особенности регистрации и постановки на учет

Постановку на учет осуществляют в ЦЗ по месту проживания человека. Для проведения процедуры необходимо будет предоставить ряд документов, список которых будет различаться при наличии или отсутствии трудового стажа. При наличии стажа потребуется принести:

  • трудовую;
  • паспорт РФ;
  • дипломы об образовании, а также сертификаты о получении профессиональных навыков различного характера;
  • справка о среднем заработке на последнем месте работы за период в квартал;
  • инвалиды должны предоставить реабилитационную пройденную программу.

Важно! Инвалидность должна быть снята или же быть рабочей группы. Получение пособия по безработице при нерабочей группе невозможно.

Для лиц без стажа достаточно имеющихся документов.

Постановка на учет осуществляется в течение одной декады с момента подачи полноценного пакета бумаг и написания заявления. Но решение будет положительным только если нет действующих вакансий и выполнены все условия.

При наличии вакансии информацию по ней передают соискателю. Если ему не удастся трудоустроиться, тогда уже производится регистрация.

Трудоустройство осуществляется с момента постановки на учет, то есть будут предоставляться на рассмотрение различные вакансии. Также при необходимости проводится обучение или подготовка по специальности. Но есть важный момент, что соискатель добровольно проходит переподготовку и получает соответствующую профессию.

В совокупности с правами и рядом обязанностей лица имеют ряд госгарантий, который распространяются на все время нахождения на учете в ЦЗ. Перечень гарантий установлен статьей 28 ФЗ № 1032-1—ФЗ:

  • финансовое обеспечение лиц с помощью пособий. Сумма помощи финансового характера имеет зависимость от заработной платы на последнем месте работы, а также от стажа;
  • при обучении выплачивается специальная стипендия весь срок подготовки;
  • добровольное участие в общественной работе оплачивается без уменьшения суммы пособия;
  • медпроверка и освидетельствование, если такая процедура необходима для трудоустройства. Примером может служить необходимость подтверждения категории годности;
  • матпомощью самому лицу и членам его семьи при необходимости;
  • при отправлении на работу в другой регион от ЦЗ осуществляется возмещение расходов, понесенных при переезде;
  • возмещаются затраты, связанные с обучением или повышением квалификации в другом месте. К таким затратам относятся расходы на проживание и проезд.

Гарантии, как и остальные права, считаются завершенными при оформлении трудоустройства, то есть они заканчиваются в момент подписания трудового договора. Трудовой деятельностью здесь может быть любая работа, в том числе сезонного типа. Получается, что лицо, даже работая по договору подряда, теряет статус безработного и соответствующие льготы.

При повторной потере работы восстановление статуса и льгот происходит в стандартном режиме, то есть потребуется снова обращаться с документами в службу занятости в месте проживания. При регистрации восстанавливаются все права и гарантии.

Безработное лицо признается таковым только при соблюдении всех условий и требований, представленных трудовым и федеральным законодательством. Вместе с гарантиями человек получает различные обязательства, которые потребуется выполнять. В противоположном случае он будет лишен соответствующего статуса, что приведет к потере пособия и льгот.

Законодательство РФ о занятости населения.

В силу того, что общественные отношения в области занятости достаточно сложны и многообразны и поэтому законодательство РФ в данной сфере представляет собой сложную систему.

Правовую основу для законодательных актов составляет Конституция РФ, которая наделена высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей территории РФ. Статья 37 Конституции РФ предусмотрела защиту граждан от безработицы и закрепила основные гарантии в данной области и закон «О занятости населения в Российской Федерации»

В РФ существует комплекс законов, которые в той или иной мере затрагивают вопросы занятости, а именно: Федеральный закон от 20 июля 1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ»; Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 08.02.98г); Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (в редакции ФЗ от 24.11.95г.); Уголовно — Исполнительный Кодекс, вступивший в действие с 08.01.97г.; Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» от 19.02.93г.; Федеральный закон » О беженцах» от 19.02.93г. и другие.

Субъекты РФ в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области занятости правовые акты, не противоречащие федеральному законодательству о занятости. Задачами законодательства о занятости являются: — обеспечение и защита конституционных прав граждан на труд и защиту от безработицы; разграничение компетенции по занятости между органами государственной власти и управления различных уровней; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц по занятости, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере.

Дополнительные права граждан в сфере занятости отражены в ряде указов Президента РФ.

Министерство труда и социального развития РФ, также принимает немало ведомственных нормативных актов, дает разъяснения по применению указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по вопросам труда, занятости и социально-трудовых отношений.

Однако следует подчеркнуть, что во всей системе законодательных актов о занятости центральным, определяющим содержание института обеспечения занятости и трудоустройства, является Закон «О занятости населения в Российской Федерации» Гарантии, предоставляемые безработным гражданам на территории Российской Федерации.

Гарантии социальной поддержки закон представляет гражданам, признанным органами службы занятости безработными. Закон РФ «О занятости населения в РФ» содержит нормы, касающиеся гарантий государства в реализации права граждан (в том числе и безработных) на труд и социальные гарантий и компенсации. Гарантии граждан в первую очередь направлены на защиту их естественных прав — права на труд. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации: свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Необходимо подробнее остановиться на гарантиях, предоставляемых безработным гражданам: гарантия бесплатной профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Основная цель профессиональной ориентации — оказать содействие гражданам, обратившимся в органы службы занятости, в получении подходящего места работы в соответствии с их личными интересами, потребностями работодателя и рынка труда путем их профессионального информирования, консультирования и психологической поддержки.

Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения осуществляется, как правило, по специальностям, пользующимся повышенным спросом на рынке рабочей силы, в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центров органов службы занятости или иных образовательных учреждений в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Гражданам, успешно завершившим обучение, учреждения профессионального образования выдаются документы об окончании обучения в зависимости от видов и сроков.

Гарантии социальной поддержки.

К числу основных гарантий социальной поддержки безработных относится выплата пособий по безработице.

Пособие по безработице представляет собой возмещение работнику утраты заработка в связи с временной потерей работы на период поиска нового рабочего места.

Нынешняя экономическая ситуация диктует необходимость поиска новых рациональных механизмов использования государственных средств для социальной защиты граждан от безработицы. Пособие по безработице должно не только компенсировать временно утраченный заработок, но и быть экономически оправданным и социально обоснованным.

Становиться все более очевидным, что необходим более дифференцированный подход условиям и нормам социальной защиты граждан от безработицы, в том числе и к выплате пособий по безработице.

Гражданину, признанному службой занятости безработным, пособие по безработице выплачивается в размере минимальной заработной платы либо начисляется в процентом отношении к среднемесячному заработку работника по последнему месту работы. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном статьей 3 Закона о занятости.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными. В соответствии с п. 5 ст. 9 , п. 2 ст. 13 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 1998г. детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течении 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в субъекте РФ.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице выплачивается с учетом районного коэффициента. Поскольку в соответствии с ч.4 ст. 10 Закона РФ от 19 февраля 1993г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», при исчисления среднего заработка во всех случаях учитывается выплата районного коэффициента, в п. 4 ст. 30 Закона «О занятости населения в РФ указывается, что гражданам, имеющим период оплачиваемой работы не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, средний заработок для начисления пособия по безработице рассчитывается без учета районного коэффициента.

На основании п. 5 ст. 30 Закона РФ «О занятости населения в РФ» гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие. Размер дополнительного пособия установлен в зависимости от продолжительности проживания граждан на соответствующей территории зоны радиоактивного загрязнения.

Поскольку дополнительное пособие является компенсацией за неблагоприятные условия проживания, поэтому его выплата осуществляется за счет средств федерального бюджета, а не фонда занятости населения.

Право на подходящую работу. Основным правом безработного гражданина является право на подходящую работу. Понятие «подходящая работа» определено, а Конвенции МОТ №44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельств» (1934г.) и является основой системы материальной помощи безработным гражданам во многих государствах. Для того чтобы иметь основание для получения пособия по безработице, безработные должны оказаться в положении, при котором невозможно найти подходящую работу или отказаться от предложений органов службы занятости только в случаях, если предлагаемая им занятость является неподходящей. Этим условием преследуется цель не принуждать безработных соглашаться на предложения под давлением нужды и тем самым дает возможность сохранить определенный квалификационный уровень

Конвенция МОТ №44 дает несколько критериев подходящей работы: профессия, местонахождение, вознаграждение за работу, условия труда, непричастность к трудовым конфликтам и др.

Общие требования к подходящей работе определены ст. 4 закона о занятости, согласно которой подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условием последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. (как видно, здесь четко выделено четыре условия подходящей работы.)

В соответствии со ст. 5 закона «Об образовании» гражданам, впервые ищущим работу, не имеющим профессии (специальности), государством гарантируется на конкурсной основе получения бесплатного профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получается впервые. Указанная категория граждан может пройти профессиональное обучение и по направлению службы занятости.

Право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

При реализации прав граждан, предусмотренных не только Законом РФ «О занятости населения в РФ», Декларация прав и свобод человека, Конституция РФ закрепили возможность граждан на судебную защиту их прав и свобод от неправомерных действий государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц.

При реализации прав, вытекающих из отношений занятости, часто возникают конфликты. Наиболее распространенными являются споры в связи с отказом органов службы занятости в признании граждан безработными, выплате пособий по безработице и стипендий, их приостановке и снижению, снятие безработных с учета и т.д.

Обжалование гражданина в суд может предшествовать подача им жалобы на должностное лицо или на орган службы занятости в целом в вышестоящий по подчиненности орган, что в настоящий момент, как показала практика, является достаточно эффективным оружием в борьбе за права и законные интересы безработных граждан.

Обязанности безработных граждан.

Закон «О занятости населения в РФ» не содержит конкретных положений, закрепляющих обязанности, возлагаемые на безработного гражданина в период поиска им подходящей работы. Но анализ текста закона дает возможность назвать следующие обязанности гражданина, имеющего статус безработного:

  • · сообщать органам службы занятости о трудоустройстве или ином виде занятости;
  • · перерегистрироваться в службе занятости при соблюдении условий и
  • · установленных сроков, но не реже двух раз в месяц;
  • · явиться своевременно в течение трех дней со дня направления органами службы занятости на переговоры с работодателем;
  • · явиться в органы службы занятости для получения направления на работу или учебу.

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей без уважительных причин влечет в одних случаях — прекращение выплаты пособия по безработице; в других — может повлечь приостановку выплаты пособия по безработице, сокращение размера выплачиваемого пособия.

занятость безработный социальный правовой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *