Пенсионное обеспечение федеральных гражданских служащих

Содержание

Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих в России: правовые вопросы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.05, кандидат юридических наук Фомина, Светлана Вячеславовна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих в России: правовые вопросы»

Актуальность темы диссертационного исследования. Реформа государственной службы в России проводится начиная с 2001 года. Важнейшей задачей реформы является формирование правовых основ государственной службы. К настоящему времени достигнуты определенные результаты. Впервые после 1917 года был принят основополагающий закон, закрепивший видовую классификацию государственной службы — Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»1. В развитие его положений принят Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»2. Тем самым в стране созданы не только правовые предпосылки для установления единообразия в подходах к регулированию прохождения государственной службы различных видов, но и проведено разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере государственной гражданской службы. В рамках реформы государственной службы также предусматривается принятие федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» и дальнейшее совершенствование действующего законодательства о военной службе.

Несмотря на некоторые положительные результаты, достигнутые по вопросам реформы государственной службы, остается пока без должного внимания важнейшая проблема государственных социальных гарантий для государственных служащих, в том числе пенсионного обеспечения государственных служащих и их семей, решение которой в условиях оформившегося законодательно принципа единства системы государственной службы требуют переосмысления. Добиться этого невозможно без обстоятельного научного обоснования. Весомый вклад здесь может и должна внести как юридическая наука в целом, так и ее отраслевые науки, и прежде всего, учитывая характер данной государственной гарантии, наука трудового права и права социального обеспечения.

1 См.: Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2063.

2 См.: Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.

Вопросы, связанные с государственной службой, исследовалась отечественными учеными-юристами, в основном административистами3 и, правда в значительно меньшей степени, представителями науки трудового права и права социального обеспечения4. Анализ имеющейся научной литературы свидетельствует о том, что комплексное рассмотрение вопросов пенсионного обеспечения государственных служащих, включая историко-правовые и сравнительно-правовые аспекты, пока не проводилось. В отдельных публикациях (в виде статей, глав, параграфов или фрагментов в монографиях, диссертациях, учебниках или учебных пособиях)5 авторы обычно в сокращенном виде, воспроизводили положения действующего федерального и регионального законодательства. Но всесторонний системный анализ проблем пенсионного обеспечения государственных служащих, а также всех предусмотренных законом видов государственной службы отсутствует. Лишь в немногих работах, в частности А.А.Гришковца, дано обстоятельное изучение пенсионного обеспечения применительно к государственной гражданской службе6.

Законодательство РФ о пенсионном обеспечении государственных служащих неоднородно. Принятые федеральные законы, подзаконные См.: например, Манохин B.M. Служба н служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. M., Юристь. 1997; Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М., Юристь. 2005; СтариловЮ.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Теоретико-правовое исследование. Воронеж, Издательство Воронежского государственного университета. 1996.

4 См.: Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. Монография. Екатеринбург. Издательский дом УрПОА. 2005; Иванова С.А. Правовое регулирование трудовых отношений государственных служащих. Екатеринбург. Учебное и научно-практическое пособие. 2002; Нестерова ТА Государственная служба в Российской Федерации и проблемы трудового права. Учебное пособие по спецкурсу. Пермь. 2002; ЧикановаЛЛ. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной фажданской службе. М., Щит-М, 2005.

6 См.: Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. Учебный курс. — M.: Дело и сервис. -2003. — С. 323-347. нормативные правовые акты и акты субъектов Российской Федерации содержат различные решения правовых аспектов пенсионного обеспечения государственных служащих.

В науке трудового права и права социального обеспечения явный недостаток исследований проблем пенсионного обеспечения государственных служащих свидетельствует, что избранная тема диссертации является актуальной. Она позволяет заполнить имеющийся пробел в научном осмыслении не только собственно проблемы пенсионного обеспечения государственных служащих, но и более общей проблемы предоставляемых им государственных социальных гарантий. Это тем более важно, что в рамках реформы государственной службы предусматривается дальнейшее совершенствование системы государственных социальных гарантий, предоставляемых государственным служащим, включая упорядочение отношений по пенсионному обеспечению, результатом которого должно стать согласно Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации7, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г., а также нормам федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принятие федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Выбор темы диссертации обусловлен необходимостью обобщения и дальнейшего развития правового регулирования пенсионных правоотношений государственных служащих, решения проблем применения законодательства и выбора путей его совершенствования.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является изучение (на примере гражданских служащих) проблем правового регулирования и организации пенсионного обеспечения в системе государственной службы в качестве одной из основных государственных гарантий,

7 Утверждена Президентом РФ 15 августа 2001 г. № Пр-1496, — документ не был опубликован. предоставляемых государственным служащим, а также выработка концептуальных основ формирования правовой базы пенсионного обеспечения в системе государственной службы.

Цель исследования определила необходимость решения следующих задач: проведение историко-правового анализа законодательства Российской империи и СССР о пенсионном обеспечении государственных служащих и выявление на основе его опыта положений, приемлемых на современном этапе правового регулирования пенсионного обеспечения государственных служащих в РФ; осуществление сравнительного анализа правовых норм о пенсионном обеспечении военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и государственных гражданских служащих федерального и регионального уровня и их семей; исследование зарубежного законодательства о пенсионном обеспечении в системе государственной службы и подготовка на его основе предложений для использования в российской нормотворческой практике; выработка предложений по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы пенсионного обеспечения в системе государственной службы РФ; формулирование концептуальных положений и подготовка модели законодательного акта, регулирующего пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, замещавших должности государственной службы, и их семей.

Объект исследования. В качестве объекта исследования в диссертации выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере государственной службы, и, прежде всего, в процессе правового регулирования пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие государственно-служебные отношения и в особенности отношения по государственному пенсионному обеспечению граждан Российской

Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, а также складывающаяся на их основе правоприменительная практика.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляет комплекс научных методов познания явлений (формально-догматический, исторического правоведения, сравнительного правоведения, конкретно-социологический и др.), а также относящиеся к теме исследования юридические, политологические, исторические и социологические труды.

При проведении исследования в качестве научно-теоретической базы использовались научные труды, монографии по теории управления, теории систем, общей теории государства и права, работы в области отраслевых юридических наук, прежде всего трудового и административного права, права социального обеспечения, а также конституционного права.

A.Ф.Ноздрачев, Ю.А.Розенбаум, ПЛ.Сергун, Ю.Н.Старилов и др.

Среди представителей науки трудового права, изучавших институт государственной службы, особо хотелось бы выделить упомянутые выше обстоятельные работы А.В.Гусева, С.А.Ивановой, Л.А.Чикановой и др. Также известны немногочисленные диссертации, где институт государственной службы специально исследовался с позиций науки трудового права8. Все они анализировались при подготовке диссертации.

Важной теоретической составляющей основы исследования служат труды о пенсионном обеспечений как советского, так и постсоветского периода

B.С.Андреева, Е.ИАстрахана, В.А.Ачаркана, К.С.Батыгина, Л.В.Забелина,

A.Д.Зайкина, М.Л.Захарова, Р.И.Ивановой, Е.Е.Мачульской, В.А.Тарасовой, Э.Г.Тучковой, Ю,Я.Цедербаума, В.Ш.Шайхатдинова.

В работе над диссертацией также использовались труды Е.Г.Азаровой,

B.Б.Савостьяновой, З.А.Кондратьевой, М.И.Кучмы, В.ПГалаганова, Л.С.Вульф, А.С.Назарова, Ю.В.Воронина, Т.М.Савицкой й др., отражающие проблемы пенсионного обеспечения. Кроме того, изучались те немногие кандидатские диссертации, где специально исследовались проблемы пенсионного обеспечения государственных служащих (С.В.Наймушин9 и Д.А.Квасов10). Правда, ВДКвасов рассматривал его с историко-правовых позиций, а не с позиций науки трудового права и социального обеспечения.

Работы перечисленных авторов легли в основу теоретического фундамента диссертации.

Правовой основой исследования послужили Конституция Российской Федерации, конвенции и рекомендации Международной организации труда, международные договоры и соглашения, федеральные конституционные и федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, постановления и определения Конституционного Суда РФ, практика судов общей юрисдикции, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, пенсионное законодательство зарубежных стран.

Научная новизна диссертационного исследования. В условиях дальнейшего углубления реформы государственной службы, продолжающегося совершенствования ее правовых основ, автором впервые системно исследуется на примере гражданской службы состояние правового регулирования пенсионного обеспечения государственных служащих РФ. Особенности правового регулирования пенсионного обеспечения указанных

10 См.: Квасов Д.А. Становление и развитие пенсионного законодательства о государственных служащих Российской империи XIX — начала XX вв. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. M., 2005. лиц выявлены на основе комплексного изучения исторического и современного материала.

Содержание диссертации базируется на следующих положениях и выводах, выносимых на защиту:

1. Государственными гарантиями для государственных служащих являются установленные законом средства, способы и условия, с помощью которых обеспечиваются их права и свободы в сфере государственно-служебных отношений. Исходя из конституционных норм о необходимости предоставления государственных гарантий федеральными законами следует законодательно закрепить, что все виды государственных гарантий государственным служащим должны предоставляться (независимо от того, являются они основными или дополнительными) федеральными законами либо изданными во исполнение их открытыми для свободного доступа указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом федеральными законами должны быть определены цели и задачи их установления.

2. Пенсионное обеспечение государственных служащих в решающей степени зависит от сложившейся в стране системы государственной службы. В дореволюционной России существовала публично-правовая модель государственной службы, при которой пенсии чиновникам в основном устанавливались актами высшей государственной власти как награда за долголетнюю и добросовестную службу.

В советском государстве, где существовала трудоправовая модель регулирования служебных отношений в гражданской части государственного аппарата, отсутствовало специальное пенсионное обеспечение государственных служащих. Пенсии за выслугу лет предоставлялись только военнослужащим и близким к ним по статусу сотрудникам правоохранительных органов как категории государственных служащих в современном понимании, и порядок осуществления пенсионного обеспечения был единообразным в соответствии с законодательством на всей территории страны.

В РФ в результате демократических преобразований был закреплен на конституционном уровне институт государственной службы и федеральными законами были разграничены полномочия между федеральным и региональным уровнями в этой сфере. В связи с этим нормы пенсионного обеспечения для государственных служащих РФ до сих пор содержатся в разных федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Правовые подходы к вопросам пенсионного обеспечения указанных лиц различны.

В целях совершенствования системы пенсионного обеспечения государственных служащих должно быть определено, что пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих устанавливается федеральными законами, а государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации — законодательными актами субъектов Российской Федерации. При этом пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации должно основываться на принципах предоставления пенсионного обеспечения федеральным государственным служащим.

3. Современное законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения государственных служащих всех видов государственной службы, содержит различные правовые механизмы его реализации. Провозглашенная в рамках реформы государственной службы идея единства системы государственной службы создает основу для формирования общих, единых для всех видов государственной службы принципов пенсионного обеспечения лиц, проходивших государственную службу, и их семей. Поэтому диссертантом обоснована необходимость юридически установить единый, унифицированный порядок и соотносимые условия пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, сохранив при этом за ними ранее приобретенные пенсионные права.

4. В зависимости от вида государственной службы пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих осуществляется, исходя из норм действующего законодательства, различными органами. Координация по вопросам применения пенсионного законодательства федеральных гражданских служащих, пенсии которым назначаются через органы Пенсионного фонда РФ, осуществляется Минздравсоцразвития России. Назначение и выплата пенсий государственным служащим военной и правоохранительной службы, а также связанные с ними организационные вопросы, решаются самостоятельно ведомствами, в которых проходила такая государственная служба (Минобороны России, МВД России, ФСБ России и др.). Необходимо учитывать, что вопросы управления пенсионного обеспечения, в том числе практика применения пенсионного законодательства, в этих ведомствах устанавливаются ведомственными инструкциями и не всегда однозначно применяются нормы действующего законодательства в сфере пенсионного обеспечения, а также то, что в дальнейшем законодателем предполагается принять системообразующий закон о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. Это даст возможность унифицировать практику применения нормативных правовых актов, касающихся пенсионного обеспечения государственных служащих. В этом законе диссертантом предлагается закрепить осуществление координации пенсионного обеспечения в системе государственной службы из единого центра.

5. Вопросы пенсионного обеспечения государственных служащих тесно связаны с вопросами финансирования пенсий. В ходе диссертационного исследования предлагается и обосновывается необходимость осуществления таких выплат для граждан, проходивших государственную гражданскую службу, и их семей, за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. Исходя из принципа самостоятельности бюджетов, на федеральном уровне необходимо установить подробное унифицированное регулирование финансирования пенсионного обеспечения только в отношении федеральных государственных служащих.

6. При разработке нового механизма финансирования пенсий необходимо ввести порядок взаимозачетов между федеральным бюджетом Пенсионного фонда РФ в отношении федеральных государственных гражданских служащих. Такой порядок, по мнения автора исследования, должен предусматривать возврат из Пенсионного фонда РФ в федеральный бюджет ранее уплаченных федеральным государственным органом страховых взносов в случае, если федеральному гражданскому служащему будет установлена пенсия по закону о государственном пенсионном обеспечении для граждан Российской Федерации, проходивших государственную гражданскую службу, и их семей. В отношении государственных служащих, не приобретших право на пенсию по вышеназванному закону, следует предусмотреть единовременный возврат из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ сумм страховых взносов, сложившихся из тарифов страховых взносов за периоды, в которые осуществлялась государственная служба, и получаемого денежного содержания (вознаграждения), в целях назначения трудовой пенсии за периоды государственной службы, в отношении которых осуществляется возврат сумм страховых взносов.

На защиту выносится также редакция проекта федерального закона «О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей».

Представлены практические рекомендации по устранению пробелов и недостатков правового регулирования государственной службы РФ, прежде всего государственной гражданской службы.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования, выводы и предложения могут быть использованы для дальнейших теоретических изысканий в области правового регулирования пенсионного обеспечения в системе государственной службы РФ. Они обогащают научные представления о комплексном, межотраслевом социально-правовом институте государственной службы, а значит имеют практическое значение не только для науки трудового права и социального обеспечения, но и для других отраслевых юридических наук, прежде всего науки административного права, а также отчасти науки конституционного права.

Материалы диссертации могут быть также применены в учебном процессе для чтения лекций, подготовки учебно-методических материалов и проведения семинарских занятий по праву социального обеспечения и по специальному учебному курсу «Государственная служба Российской Федерации», который читается во многих образовательных учреждениях как высшего профессионального образования (преимущественно юридического профиля), так и дополнительного профессионального образования для государственных служащих.

Отдельные положения, сформулированные в диссертации, имеют прикладное значение и могут быть востребованы в деятельности практиков, занимающихся вопросами пенсионного обеспечения не только государственных гражданских служащих федерального и регионального уровня, но и военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Предложения по реформированию законодательства о пенсионном обеспечении в системе государственной службы имеют перспективы быть востребованными в нормотворческом процессе, прежде всего при проработке проекта федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, принятие которого предусмотрено в рамках реформы государственной службы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений.

Материалы исследования используются автором в процессе чтения лекций и проведении практических занятий с государственными служащими в

Академии народного хозяйства при Правительстве РФ в рамках рассмотрения темы «Государственные социальные гарантии государственных служащих».

Теоретические обобщения, полученные в диссертации, опубликованы в научных статьях, а также нашли отражение в Комментарии к пенсионному законодательству РФ (М.: Юрайт. — 2003).

Структура диссертационного исследования обусловлена целями, задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, перечня использованной литературы и нормативных актов, а также приложения проекта федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Проблемы правового регулирования пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих и членов их семей

Особый порядок пенсионного обеспечения государственных служащих носит традиционный характер. Существенной особенностью их правового статуса во все времена были дополнительные преимущества в этой области. Еще российский государствовед Б.Н.Чичерин в конце XIX века отмечал: «Так как служащий посвящает всю свою жизнь государству, получая, обыкновенно, весьма недостаточное вознаграждение, то справедливость требует, чтобы государство взяло на себя попечение об его старости и его семействе. Это делается посредством системы пенсий за выслугу лет или при выходе в отставку. Служащие имеют на них право, которое может отыскиваться судом»1. Следует согласиться с мнением А.А.Гришковца, полагающего, что повышенная по сравнению с наемными работниками пенсия чиновника является нормальной правовой льготой, призванной в определенной степени компенсировать налагаемые на него правоограничения, а также являющаяся заслуженной наградой за добросовестное и долголетнее служение обществу2. Необходимо отметить, что развитие законодательства о пенсиях в России традиционно связано с пенсиями, назначаемыми лицам, состоявшим на государевой службе3.

Пенсии за выслугу лет для государственных служащих впервые были установлены в ст. 19 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Данная статья закрепляла, что государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с федеральным законом, который в то время так и не был принят. Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих»1 этим категориям граждан устанавливалась ежемесячная доплата к государственной пенсии. Федеральным государственным служащим доплата устанавливалась при наличии 12,5 лет стажа государственной службы у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 55% месячного денежного содержания федерального государственного служащего. Размер доплаты увеличивался на 3% месячного денежного содержания за каждый полный год выслуги свыше установленной, при этом сумма пенсии и доплаты не могла составлять более 80% месячного денежного содержания указанных лиц. Однако затем условия назначения пенсии за выслугу лет стали усложняться.

Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1999 г. № 755 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федера-ции и должности федеральных государственных служащих» были повышены требования к стажу государственной службы для федеральных государственных гражданских служащих. Для получения ежемесячной доплаты им стало необходимо иметь уже не менее 15 лет такого стажа, при этом его продолжительность устанавливается одинаковой как для мужчин, так и для женщин. Кроме того, этот указ предусматривал еще один юридический факт, необходимый для получения доплаты к государственной пенсии, — определенное основание увольнения с федеральной государственной службы, причем устанавливается исчерпывающий перечень таких оснований3. Изложенные правила обеспечения претерпели изменения в связи с Указом Президента Российской Федерации от 13 декабря 2000 г. № 2005 которым были введены дополнительные условия, необходимые для установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии: замещение должности федеральной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением. Лишь для лиц, уволенных с федеральной государственной службы до истечения 12 полных месяцев, в связи с ликвидацией федеральных органов государственной власти, а также в связи с сокращением штата в этих органах, для получения ежемесячной доплаты необходимо одно условие — наличие стажа государственной службы не менее 15 лет.

Указанные выше условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим вошли в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 168-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»2.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней, при этом пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной службе, дающей право на эту пенсию1. Таким образом, к числу условий, в совокупности определяющих право федерального государственного гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, относятся следующие: наличие стажа государственной службы не менее 15 лет; увольнение с федеральной государственной службы по одному из оснований, указанных в федеральном законе; замещение должностей федеральной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с федеральной государственной службы (данное условие не требуется для лиц, уволенных в связи с ликвидацией федеральных органов государственной власти либо в связи с сокращением их штата); назначение трудовой пенсии по старости либо по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (поскольку пенсия за выслугу лет устанавливается дополнительно к трудовой пенсии, назначаемой в порядке обязательного пенсионного страхования).

Документы для назначения СП

Пенсии госслужащих — выплаты, предоставляемые за длительный труд, замещая должности федеральной госслужбы. Параметры пенсионного содержания зависят от длительности пребывания на госслужбе.

Федеральные служащие вправе получать пособия, устанавливаемые по 3-м правовым актам:

  1. Законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»№ 166-ФЗ от 15.12.2001.
  2. Законом «О государственной гражданской службе» № 79-ФЗ от 27.07.2004.
  3. Законом «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013.

Федеральный госслужащий — должностное лицо, осуществляющее профдеятельность на федеральной госслужбе и получающее за это финансовое содержание из средств госбюджета. Но не все бюджетники выступают госслужащими.

Ими расцениваются только:

  • обладающие властно-распорядительными, управленческими полномочиями;
  • персонал исполнительных органов госвласти.

Аспекты федеральной службы регламентированы ФЗ-79.

Правомочия на такое обеспечение возникают у людей лишь при некоторых обстоятельствах (смерть, нетрудоспособность по здоровью или из-за преклонного возраста).

Послужные пенсии госслужащим устанавливают при присутствии обозначенных условий:

  1. Госслужба от 16,5 лет (для 2019 г.).
  2. Отставка по 1-й из следующих причин:
  • сокращение численности госслужащих или ликвидация властных органов;
  • отставка с должности, ввиду сложения лицом своих полномочий;
  • достижение предельно допустимого для пребывания в должности возраста;
  • ввиду физического состояния, препятствующего продолжению службы;
  • самостоятельное увольнение ввиду отправления на заслуженный отдых.

Правомочия на госсодержание возникают у граждан, отработавших прямо перед оформлением выплат от 12 месяцев.

Важно! Это не распространимо на уволенных из ликвидируемого госоргана либо в числе сокращаемых лиц.

Госдумой России 23.05.2016 г. принят нормативный акт, увеличивающий возрастные рамки госслужащих для отправления на заслуженный отдых. Закон вступил в силу 01 января 2017 года.

Возраст выхода на пенсию:

  1. 65 лет для мужчин.
  2. 63 года для женщин.

Повышение возрастной планки касается только работающих госслужащих. При освобождении от занимаемой должности гражданин получает право на страховую пенсию (в том числе досрочную) с учетом прежних критериев возраста.

Возрастание возрастной планки отправления на заслуженный отдых будет поэтапным. С 2017 г. он возрастает ежегодно на полгода до достижения нужного уровня. Максимум будет достигнут в 2034 г. для женщин, а для мужчин уже в 2028.

Год рождения женщины Возраст Год выхода Минимальный размер ИПК (баллы) Стаж
1963 56 2019 16,2 10
1964 1 полугодие 56,5 2020 2 полугодие 18,6 11
1964 2 полугодие 56,5 2021 1 полугодие 21 12
1965 57 2022 23,4 13
1966 58 2024 28,2 15
1967 59 2026 30 15
1968 60 2028 30 15
1969 61 2030 30 15
1970 62 2032 30 15
1971 63 2034 30 15
Год рождения мужчины Возраст Год выхода Минимальный размер ИПК (баллы) Стаж
1958 61 2019 16,2 10
1959 1 полугодие 61,5 2020 2 полугодие 18,6 11
1959 2 полугодие 61,5 2021 1 полугодие 21 12
1960 62 2022 23,4 13
1961 63 2024 28,2 15
1962 64 2026 30 15
1963 65 2028 30 15

Госслужащая Сергеева И.В. 01.09.1963 г.р. достигла возраста 55 лет 01 сентября 2018 г. Право на страховую пенсию у нее возникнет только по достижении возраста 56 лет, то есть 1 сентября 2019 г.

Если Сергеева решит оставить госслужбу 01 сентября 2017 г. или перейти на работу, не связанную с госслужбой, то право выхода на пенсию по старости сохраняется за ней на 01.08.2018 год.

Чтобы приобрести послужную госпенсию, следует выработать спецстаж.

Год назначения пенсии за выслугу лет Стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году
2019 16 лет 6 месяцев
2020 17 лет
2021 17 лет 6 месяцев
2022 18 лет
2023 18 лет 6 месяцев
2024 19 лет
2025 19 лет 6 месяцев
2026 и последующие годы 20 лет

Правительство в таком шаге видит определенные преимущества:

  • сохранение квалифицированных кадров, которых непросто подобрать из-за постоянного снижения количества трудоспособного населения.
  • значительная экономия денег в бюджете.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Период госслужбы — это суммированная длительность трудовой и деятельности, идущей в учет при появлении правомочий на такие выплаты служащих и при исчислении параметров пособий.

В стаж госслужбы включают труд:

  1. на должностях федеральной гражданской госслужбы;
  2. на должностях, определяемых Президентом РФ.

Если для законного пособия требуется труд некоторой длительности, в него включают работу и другую общественно-полезную деятельность, засчитываемую в необходимый страховой стаж.

Объемы пособий

Объем государственных дотаций определен ст. 14 ФЗ-166. Таким лицам устанавливают госпособие за отработку в 16,5 лет (в 2019 г.) в 45% среднемесячной оплаты федерального служащего, с учетом:

  • страхового возрастного (инвалидного) обеспечения;
  • фиксированных (базовых) платежей к страховой пенсии;
  • прироста, определяемого законом.

Внимание! Послужная пенсия возрастает на 3% среднемесячной оплаты за каждый год госслужбы больше 16,5 лет.

П = (45%СЗ — СП) 3%СЗ × Ст,

  • П — объем пенсионного послужного содержания;
  • СЗ — средний размер оплаты труда;
  • СП — размер страхового инвалидного/возрастного обеспечения и фиксированных выплат;
  • Ст — опыт более 16,5 лет.

Общие параметры послужного обеспечения и страховой возрастной/инвалидной пенсии, фиксированных платежей к пенсии и прироста фиксированных платежей не могут быть свыше 75% среднемесячной оплаты госслужащего, установленной ст. 21 ФЗ-166.

Если длительности наработки достаточно для оформления пособия, то ее считывают на базе средней оплаты за последний служебный год.

Повышение пособий

Северянам и людям, проживающим в аналогичных по климату местностях, присуждают возрастную пенсию до обозначенного в законе срока.

Таким людям устанавливают повышенные фиксированные платежи к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент, установленный Правительством РФ зависимо от местожительства на все время пребывания в этой местности.

Важно! При смене местожительства объем социального гособеспечения рассчитается без таких коэффициентов.

Госслужащие с присужденной послужной пенсией, обладающие 15-летним стажем, с включением периодов, определяемых ч. 2 ст. 19 ФЗ-400, при достижении требуемой возрастной планки, приобретают возрастное обеспечение, устанавливаемое к послужной пенсии. Учитывается также совокупный ИПК за рабочий год после установления послужной дотации. После выхода нового закона уже в 2017 г. для приобретения соответствующих правомочий мужчинам следует иметь возраст 61 год, а женщинам — 56.

В страховой стаж включают:

  • деятельность, определяемую ст. 11 ФЗ;
  • а также работа, учитываемая при подсчете стажа госслужбы для оформления послужной дотации согласно ст. 19 ФЗ-166;
  • деятельность, учитываемая для назначения возрастной пенсии, к которой установили послужную выплату.

Без ограничений во времени люди вправе обращаться за оформлением такой разновидности выплат после возникновения соответствующих правомочий.

Заявление подается в ПФ или через МФЦ. Подают его:

  • лично;
  • через полномочное доверенное лицо;
  • почтой.

Государственное пенсионное обеспечение государственных служащих назначается при подаче пакета документов в пенсионное учреждение.

Для назначения пособия, необходимо подготовить:

  1. Паспорт.
  2. Справку о зарплате за последние полные двенадцать месяцев.
  3. Справку о должности будущего пенсионера и о стаже работы.
  4. Приказ об увольнении (копию).
  5. Трудовую книжку.
  6. Военный билет.

Могут потребоваться иные виды документов, которые включаются в стаж госслужбы и могут пригодиться для назначения обеспечения будущим пенсионерам.

Чтобы было назначено пособие, необходимо подать в орган, начисляющий пенсию, следующий пакет документов:

  1. Паспорт и его копию.
  2. Документ, подтверждающий должность. В этом случае иногда бывают проблемы пенсионного обеспечения государственных служащих связанные с подтверждением должности.
  3. Справку о зарплате.
  4. Трудовую книжку и ее копию.
  5. Военный билет.

Иногда могут потребоваться другие виды документов. Точный перечень сообщается в каждом конкретном случае выхода на пенсию.

Пенсионное обеспечение государственных служащих РФ предусматривает льготы и некоторые ограничения. Госслужащие не могут заниматься предпринимательством самостоятельно, а также они не могут разглашать рабочую информацию. Есть и другие запреты, часть из которых сохраняет свое действие даже после выхода на пенсию.

Также для госслужащих разработан ряд льгот, которые дают право на бесплатное лечение, право на жилье, субсидии.

Размер пенсии за выслугу

За выслугу назначается пенсионное обеспечение, рассчитанное в процентном соотношении среднемесячного заработка к стажу. При минимальном стаже (в этом году он составляет пятнадцать с половиной лет), размер довольствия будет 45% от зарплаты. За каждый последующий проработанный год, если не будет назначено пенсионное обеспечение государственных служащих, к размеру пособия прибавляется 3% от среднемесячного оклада.

Порядок назначения

Пенсионное обеспечение государственных служащих назначается в определенном порядке. Этапы работы по назначению пособия следующие:

  1. Определение и учет сотрудников, у которых наступает пенсионный возраст.
  2. Извещение сотрудника о том, что ему может быть назначено пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих.
  3. Если служащий согласен уходить на отдых, то ему необходимо собрать все необходимые документы и предоставить их в организацию, занимающуюся начислением пособия.

Согласно спискам сотрудников, специалисты отдела кадров подготавливают часть документов для оформления пенсии. При этом учитывается весь рабочий стаж, который был у служащего до работы на последнем месте.

При подготовке документов, обязательно уточняется, есть ли в семье нетрудоспособные граждане (иждивенцы). После получения всех указанных законодательством бумаг, дающих право на пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих, выдается специальный документ. Затем в течение месяца принимается решение о назначении пособия и определяется его размер.

Чтобы получить пенсию за выслугу лет, необходимо приложить к пакету документов справку о размере зарплаты, в которой будет расписан доход по месяцам. Также необходим документ, подтверждающий, что гражданин уже на пенсии. Если он только оформляет страховую пенсию, то пособие за выслугу лет можно оформить позже или же сразу подавать заявление на их назначение.

Страховая пенсия

Страховое пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих определен для женщин в пятьдесят пять с половиной лет, а для мужчин установлен возраст в шестьдесят с половиной лет с 2017 года. При этом учитывается страховой стаж будущего пенсионера. Для каждого года выхода на пенсию, определен минимальный стаж. В 2017 году он составляет 16 лет, далее каждый год прибавляет по полгода. К 2025 году стаж должен быть двадцать лет.

В соответствии с ФЗ№400 от 2013 года и с внесенными правка №153 от 2016 года, трудовой стаж пенсионный возраст должен быть для женщин 55.5 а для мужчин чуть больше шестидесяти. При достижении этого возраста, госслужащий может подавать документы для назначения пенсии. Ее рассчитывают по следующей формуле: Р=ИПК х СБ, где Р – это величина будущей пенсии, ИПК – это индивидуальный коэффициент пенсионера, СБ – это стоимость одного балла.

Пенсионное обеспечение государственных служащих в России предусматривает сохранение некоторых видов льгот после выхода на пожизненный отдых, к примеру, компенсация за путевки, ритуальные услуги.

Чтобы выйти на пенсию, госслужащий в 2017 году должен иметь стаж на государственной службе не менее шестнадцати лет, а также быть в возрасте чуть старше шестидесяти лет мужчины и пятьдесят пять с половиной — женщины. Эти показатели ежегодно меняются. При соблюдении этих условий, гражданину назначается пособие в размере, установленном законодательством.

Как индексируют пенсию

Начисление послужного гособеспечения, перерасчет его параметров и переход с 1-й формации на другую проходят в заявительном порядке. Это происходит вне зависимости от времени после возникновения правомочий и без ограничения сроков. Исключение — инвалидные соцвыплаты.

Перерасчет величин послужной госдотации производится при:

  • динамике параметров инвалидных/возрастных выплат;
  • роста продолжительности стажа госслужбы;
  • общефедерального возрастания оплаты труда служащих.

В иных ситуациях происходит переход с 1-го дотационного вида на другой тип пенсионного гособеспечения.

Внимание! Послужные госвыплаты индексируют при общефедеральном возрастании оплаты труда федеральных гражданских госслужащих в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии в Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются следующие виды пенсий:

  • трудовая пенсия по старости;
  • трудовая пенсия по инвалидности;
  • трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Условия назначения трудовых пенсий определены главой II Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Для назначения трудовой пенсии по старости необходимо представить следующие документы:

  • Паспорт;
  • Трудовая книжка;
  • Военный билет;
  • Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  • № лицевого счета в Сбербанке России, через который будут производиться выплаты пенсии.

С 1 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы по определенным основаниям.

Условия назначения пенсии федеральным государственным служащим определены статьей 7 данного Федерального закона.

Пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим государственные должности федеральных государственных служащих, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», а также государственные должности федеральной государственной службы, предусмотренные перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, являющимися соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденные соответствующими указами Президента Российской Федерации.

Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и уволенные с федеральной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на трудовую пенсию по старости(инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней.

Для оформления пенсии за выслугу лет необходимо представить следующие документы:

  • Трудовая книжка.
  • Копия приказа об увольнении.
  • Справка о размере среднемесячного заработка федерального государственного служащего за последние 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с федеральной государственной службы.
  • Справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о размере получаемой пенсии за месяц, когда будут оформляться документы.
  • Копия пенсионного удостоверения.
  • Копия военного билета.
  • Копия паспорта.
  • № лицевого счета в Сбербанке России, через который производятся выплаты трудовой пенсии по старости (инвалидности).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. № 570 «О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях федеральных государственных служащих, определяемых Президентом Российской Федерации», Минздравсоцразвития России приказом от 26 декабря 2011 г. № 1648н утвердил Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих.

Как оформить государственную пенсию за выслугу лет

Для федеральных государственных гражданских служащих:

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ) федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 3, 7 — 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 — 4 части 1 и пунктами 2 — 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).

При этом продолжительность стажа государственной гражданской службы, требуемого для установления пенсии за выслугу лет, с 2017 года увеличивается поэтапно (ежегодно на 6 месяцев) с 15 лет 6 месяцев в 2017 году до 20 лет в 2026 году.

Согласно пункту 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ федеральным государственным гражданским служащим, уволенным до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, право на пенсию за выслугу лет предоставляется при наличии у них стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней. Кроме того, в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих может быть установлена к досрочной пенсии, назначенной по нормам названного Закона.
Следует отметить, что нормы Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», предусматривающие поэтапное увеличение минимальной продолжительности стажа государственной гражданской службы, требуемой для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих и определения размера указанной пенсии, не распространяются на следующих лиц:

  • на федеральных государственных гражданских служащих, приобретших право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ и уволенных (освобожденных от замещаемой должности) с федеральной государственной гражданской службы до 1 января 2017 года;
  • на лиц, замещавших на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы и имеющих на этот день стаж федеральной государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет;
  • на лиц, замещавших на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы, имеющих на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретших до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Для военнослужащих:

Пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Для космонавтов:

  • наличие выслуги в соответствующих должностях не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении.
  • при оставлении работы по состоянию здоровья (болезни) – наличие выслуги не менее 20 и 15 лет соответственно у мужчин и женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении.
  • оставление работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет: из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей, в отрядах (группах) космонавтов, являющихся летно-испытательными (летно-исследовательскими) подразделениями научно-испытательных, научно-исследовательских центров и других организаций федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.

Для работников летно-испытательного состава:

  • занятость в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники.
  • наличие выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, из которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на периоды работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (без учета периодов военной службы в должностях летного состава и периодов работы в должностях летного состава гражданской авиации).
  • при оставлении работы по состоянию здоровья — наличие выслуги не менее 20 и 15 лет соответственно у мужчин и женщин, из которых не менее двух третьих приходится на периоды работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (без учета периодов военной службы в должностях летного состава и периодов работы в должностях летного состава гражданской авиации).
  • Установление страховой пенсии по старости (по инвалидности).

Изменения в пенсиях по выслуге лет для госслужащих

Сотрудникам государственных структур пенсионные выплаты начинают предоставляться, когда они достигают пенсионного возраста и нарабатывают обязательный стаж. Условия назначения пенсии для государственных служащих регламентированы федеральным законодательством.

Кто попадает под категорию госслужащих

К государственным служащим причисляются россияне, трудящиеся в госструктурах и получающие за то деньги из бюджетных средств. Необходимо отметить, что не любой сотрудник государственной структуры считается госслужащим.

Таковыми являются лишь те, кого наделили функциями власти, распоряжения, управления. Перечень лиц, относящихся к госслужащим, размещен в ФЗ от 27 июня 2004 года номер 79.

Для того чтобы оформить пенсию за выслугу лет, кроме заявления, понадобится подготовить такой комплект бумаг:

  • паспорт (ксерокопия и оригинал);
  • выписка о размере среднемесячной зарплаты госслужащего за предыдущие 12 месяцев;
  • выписка, содержащая данные о должности;
  • ксерокопия трудовой книжки;
  • ксерокопия увольнительного указа;
  • ксерокопия военного билета;
  • иные документы, подтверждающие госслужбу на протяжении определенного периода.

Заявление можно подать по почте, при самоличном посещении ПФР/МФЦ. Также подачу ходатайства может осуществить представитель пенсионера.

Пенсионные выплаты предоставляются ежемесячно. Гражданин вправе выбрать компанию, которая станет осуществлять доставку денег. При этом деньги может получать представитель пенсионера, если есть нотариально оформленная доверенность.

Деньги могут доставляться до получателя одним из следующих способов:

  1. Российская почта. Деньги привозятся прямо на дом пенсионеру. Если гражданин не получает пенсию на протяжении 6 месяцев, выплаты приостанавливаются. Для возобновления выплат нужно подать ходатайство в Пенсионный фонд России.
  2. Банковская организация. Деньги можно получать в банковской кассе. Также пенсионер может сделать карточку и осуществлять снятие денежных средств через банкомат.
  3. Фирма, которая специализируется на доставке денежных выплат. Пенсионер может как самостоятельно приходить за деньгами в соответствующее учреждение, так и оформить доставку на дом.

Справка! Для выбора метода доставки либо его изменения требуется подать ходатайство в учреждение Пенсионного фонда РФ, назначившее пенсию.

Льготы по возрасту для выхода на пенсию для госслужащих

Каждый регион Российской Федерации имеет право самостоятельно устанавливать список льгот при назначении пенсионного обеспечения государственным служащим. К ним относятся:

  • надбавка к пенсионным выплатам государственному служащему;
  • сохранение госгарантий;
  • бесплатно предоставляемое медицинское обслуживание;
  • предоставление путевок в оздоровительное учреждение или монетизация тех путевок, что не были использованы.

К примеру, законодательным актом Нижнего Новгорода от 24 июня 2003 года номер 48 определена надбавка к пенсионному обеспечению при полной потере работоспособности. Законодательным актом Самары от 13 марта 2001 года номер 19 установлена ежемесячно предоставляемая надбавка, равняющаяся 45-75 процентам от пенсии.

С нынешнего года срок службы для оформления льготного выхода составит 16,5 лет, тогда как ранее составлят 16 лет.

Расчет пенсии за выслугу лет госслужащим

При установлении размера пенсии учитываются лишь те выплаты за последний год, что россиянин получал на госслужбе.

Если пенсионер предыдущие 12 месяцев был трудоустроен в другой организации, не относящейся к государственным, полученные им в качестве зарплаты деньги не будут включены в расчет.

Средняя зарплата за 12 месяцев подсчитывается посредством суммирования всех денег, которые человек получил за год.

После этого сумма делится на 12. В расчет включаются:

  • ежемесячно получаемый оклад;
  • ежемесячно получаемая доплата;
  • материальные поощрения;
  • ежемесячно/единоразово предоставляемые премиальные выплаты.

В подсчете игнорируются периоды, когда гражданин:

  • находится в неоплачиваемом отпуске;
  • находился в декрете;
  • был временно нетрудоспособен.

Размер полученного при подсчете среднего заработка за 12 месяцев не должен быть больше 2.8 оклада, который установлен для определенной должности.

Также на величину пенсионного обеспечения влияет стаж, наработанный россиянином. По нему рассчитывается процент от среднемесячного заработка, который станет предоставляться россиянину в виде пенсионных выплат. За 15 лет стажа гражданин получает 45 процентов среднемесячного заработка. За каждый дополнительный год прибавляется еще 3 процента.

Внимание! Законодательно определен наибольший размер пенсии. Она не может быть больше 75 процентов от среднемесячной зарплаты россиянина.

Для подсчета пенсионного обеспечения размер оклада помножается на определенный процент. Результат умножения и будет той надбавкой, которая станет предоставляться человеку.

Пример расчета

Сидоров Л.П. работал на должности федерального госслужащего. В апреле 2017 года ему назначили страховое пенсионное обеспечение по старости. Величина этой пенсии – 7197 рублей. Стаж Л.П. – 26 лет. Среднемесячная зарплата гражданина равнялась 16706 рублей.

Размер надбавки равняется 45 процентам от среднемесячного заработка при стаже госслужбы минимум 15.5 лет и повышается на 3 процента за каждые 12 месяцев сверх минимума, но не более 75 процентов. Сверх нормы Л.П. отработал 26 – 15 = 11 лет. 0.45 (минимальный коэффициент) умножается на 16706. Из произведения вычитается 7197.

К полученной разности прибавляется произведение 0.03 (коэффициент за дополнительный год службы), 16706, 11. В результате получается 5833.68 рублей, что и будет являться размером государственного пенсионного обеспечения за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет – это страховое пенсионное обеспечение, которое нужно заслужить длительной работой. Ее размер зависит как от количества лет, проведенных на госслужбе, так и от среднемесячной зарплаты.

Полезное видео

Будет ли повышение для госслужащих в 2019 году смотрите в видео:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *