Содержание
- Varennik › Блог › История появления водительского удостоверения!
- Что означает в правах категория В1 и как ее получить в 2020 году?
- Что означает категория В1 в водительском удостоверении в 2020 году?
- Какие машины можно водить с категорией В1?
- Разница между категорией В1 и В
- Требования для получения категории В1
- Нормативная база
- Необходимые документы для получения категории В1
- Как получить категорию В1 в 2020 году?
- Экзамен на получение категории В1
- Можно ли открыть категорию В1 без основной категории В?
- Нюансы
- Категории и подкатегории водительских прав в 2020 году
- Таблица категорий водительских прав в 2020 году
- Водительские права категории А
- Подкатегория А1
- Водительское удостоверение категории В
- Подкатегория B1
- Водительские права категории С
- Подкатегория С1
- Водительское удостоверение категории D
- Подкатегория D1
- Категория E
- Категория M
- Категории Tb и Tm
- Как открыть новую категорию прав?
- Как получить права на вождение автомобиля
- Выбор «правильной» автошколы
- Сколько понадобится времени
- Что нужно для успешной сдачи экзаменов
- Чем помогут частные автоинструкторы
Varennik ›
Блог ›
История появления водительского удостоверения!
Спасибо за информацию di096. Как то до этого не задумывался об этом!
История появления на свет первого водительского удостоверения не может дать однозначного ответа. Существуют две основные версии происхождения водительского удостоверения абсолютно не зависящие друг от друга.
Первая. Германская версия.
Известный немецкий изобретатель Карл Бенц, работая над усовершенствованием своего автомобиля, вынужден был долгое время убеждать окружающих в его безопасности для людей, и в первую очередь местную бюрократию герцогства Баден. Положительный результат был получен. Фирме Карла Бенца было вручено решение великого герцога министерства внутренних дел от 30 ноября 1893 года, в котором перечислялись все условия, необходимые для осуществления движения по улицам города. Некоторые из них:
— Скорость за пределами населенных пунктов не должна превышать 12 км/ч, в населенных пунктах и на крутых поворотах — 6 км/ч».
— предписано сбавлять скорость при встрече с другими средствами передвижения, вьючными животными и всадниками.
Высокое начальство герцогства указало и на то, что с 1 января по 31 декабря 1894 года это разрешение имеет законную силу и введено в интересах общества для поддержания порядка и безопасности на улицах и дорогах, в случае необходимости оно может быть отозвано или дополнено другими распоряжениями». Но Карл Бенц сумел склонить власти герцогства Бадена, по вполне понятным причинам озабоченных безопасностью людей, применять более мягкие меры, поэтому никаких ограничений не последовало.
Вторая. Французская версия.
Первое водительское удостоверение распорядился выдать префект полиции Парижа Луи Лепин, а именно 14 августа 1893 года. Правда это была «справка о способности управлять транспортным средством с механическим мотором».
Первые французские «справки о способности» выдавались без сдачи каких-либо квалификационных экзаменов, претендент просто демонстрировал умение управлять своим собственным автомобилем. Лишь через шесть лет, весной 1899 года во Франции вышел декрет, учреждавший первый в истории экзамен на умение управлять автомобилем. Желающие передвигаться на автомобиле после обязательной проверки получали «Национальное удостоверение пригодности к вождению». Примерно в эти же годы аналогичные документы появились в Соединенных Штатах Америки — в Бостоне.
Это были первые попытки узаконить управление автомобилем, именно с этого начинается история «водительского удостоверения».
Российская история водительского удостоверения.
История автомобиля в России как и история происхождения «водительского удостоверения» насчитывает более ста лет.
Началось все с того, что в мае 1895 г. градоначальник Петербурга генерал-лейтенант барон фон Валь выдал разрешение «в виде опыта» двум жителям Петербурга ездить по городу на моторных велосипедах. Велосипед, даже моторный, с очень большой натяжкой можно назвать механическим экипажем. Действительно, самый первый то ли моторный велосипед, то ли мотоцикл, созданный Г. Даймлером и В. Майбахом, в полученном ими патенте именовался «экипажем для верховой езды». Но чиновники выдавший патент на изобретение тогда еще не знали, как именовать это удивительное средство перемещения, и назвали его так, как они его представляли.
С появлением первых автомобилей в городах Российской империи, власти сразу же озаботились разработкой правил дорожного движения. Уже 11 сентября 1896 года министр путей сообщения князь М.И. Хилков подписал постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства Путей сообщения в самодвижущихся экипажах». На основе этого документа 25 июня 1900 года Городская Дума Санкт-Петербурга утвердила обязательное постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях». Постановлением вводился ряд обязательных к исполнению требований: ограничивался вес автомобилей на железных шинах — не более 250 пудов с грузом или пассажирами. Вводилось обязательное медицинское освидетельствование водителей, ежегодный технический осмотр автомобилей, их обязательная регистрация с выдачей номерных знаков — «жестянок», оборудование машин фонарями для езды в темное время суток и предупредительными сигналами — рожками с пневматической грушей. Вождение автомобиля разрешалось с 17 лет, а управление общественным транспортом (омнибусами) — с 21 года. Ограничивалась скорость передвижения по улицам города —12 верст в час (приблизительно 13 км/час). В октябре 1909 года Россия в числе 12 государств подписала международную конвенцию Парижской конференции по урегулированию автомобильного движения, которая выработала «Общие правила езды по дорогам на автомобилях». Конвенцией вводился возрастной ценз на управление автомобилем — 18 лет, устанавливался запрет на использование звуковых сигналов в населенных пунктах, регулировались правила обгона, проезда перекрестков и т.д. Конференцией были приняты первые международные дорожные знаки: указание населенного пункта, «Перекресток», «Лоток» (ухабы и выбоины), «Вираж» (опасный поворот, разворот) и «Переезд рельс». 12 февраля 1910 года правила были ратифицированы Николаем II и вступили в законную силу. На основе их было выработано новое обязательное постановление «О порядке езды по городу Санкт-Петербургу на автомобилях», опубликованное 24 июня 1910 года. В 1911 году вступают в силу правила «О безопасности движения по улицам», регулирующие взаимоотношения участников движения (не только автомобилистов), но и полиции. И взаимоотношения эти были далеко не безупречны. Полиция обладала довольно жесткой системой карательных мер против нарушителей правил дорожного движения. Автомобилист, нарушивший правила в первый раз наказывался штрафом до 100 рублей, второй раз — арестом на две недели (но бывало и больше), третий — лишением права вождения автомобиля. Поэтому подготовке квалифицированных водителей уделялось большое внимание. В 1914 году было принято «Обязательное постановление об испытании и регистрации шоферов при Городской Управе».
Такие испытания проводились 4 раза в месяц комиссией, состоящей из техников, назначаемых Городской управой и представителей общественных автомобильных организаций. По результатам квалификационных экзаменов осуществлялся допуск к проверке практических навыков вождения. Испытуемым требовалось показать умение запускать и останавливать двигатель. При совершении пробной поездки они должны были уметь разъезжаться с встречным транспортом, обгонять его, проехать в узком месте, развернуться, применять тормоза и задний ход. В заключение проводилась поездка по оживленным улицам города. При положительном результате испытаний выдавалась шоферская книжка с указанием класса и разряда автомобиля, право вождения которого предоставлялось шоферу.
Автомобили разделялись на два класса: А — с двигателями внутреннего сгорания и Б — с электрическими двигателями. Первые (наиболее распространенные) делились в свою очередь на три разряда: «легкие» (легковые) автомобили с двигателем до 10 л.с., «легкие» автомобили с двигателем за 10 л.с. и грузовые автомобили и автобусы. Лицо, получившее разрешение на право вождения автомобилями 2 и 3 разряда вправе было управлять также автомобилями первого разряда без особого разрешения.
Первые курсы водителей открыл в 1908 году А.М. Фокин, известный спортсмен, владелец крупного магазина по продаже автомобилей и гаража при нем. На курсах обучали не только вождению автомобиля, но и ремонту. В 1909 году эти курсы были закрыты. В 1910 году при Первых Санкт-Петербургских политехнических курсах была открыта школа шоферов «Аутотехникум». Школа была организована по образцу подобных заведений Германии. Прием в школу осуществлялся с 17 лет, теоретические занятия проводились ежедневно с 10 утра по 2-3 часа (но были и вечерние группы). Практическое вождение — утром, днем и вечером. Обучение длилось от 2 до 5 месяцев. Плата за обучение составляла 125 рублей. К 1917 году в Петрограде действовало 6 автомобильных школ и курсов.
1909 год: Россия присоединилась к международной «Конвенции о передвижении автомобилей». На всей территории России была введена принятая за рубежом форма водительского документа.
1923 год: Совет народных комиссаров — утвердил «Свидетельство на право управления экипажем», которое имело три категории. Высшая категория предполагала стаж вождения не менее шести лет, а также умение отремонтировать автомобиль. Новые документы выдавались местной администрацией и имели различную форму. Это приносило определенные неудобства: свидетельства, выданные в Киеве, например, не признавались в Москве или Петербурге.
1936 год выдавать «водительские удостоверения» стали органы внутренних дел, они приобрели новую единую форму, а также новое название — «удостоверение шофера».
1956 год — ситуация усугубилась. Постановлением Совета Министров РСФСР 382 от 24 мая 1956 года Госавтоинспекции Управления милиции МВД РСФСР предоставлено право лишать (изымать водительское удостоверение). Лишением водительского удостоверения наказывались сроком до 1 года за управление транспортным средством в нетрезвом виде и запрещение эксплуатацию автомобилей и мотоциклов личного владения, если владельцы управляли ими без водительского удостоверения.
1968 год СССР присоединился к международной Венской конвенции о дорожном движении, позднее в 1971 г. конвенция была дополнена в Женеве, и в стране впервые появилось международное водительское удостоверение. С 70-х годов появляется пять категорий водительских прав, каждая из которых обозначает право на управление определенным видом транспортных средств.
Современное водительское удостоверение, обязательное к выдаче с середины 2009 года, представляет собой пластиковую карточку размером 75×105 мм
Что означает в правах категория В1 и как ее получить в 2020 году?
Каждому типу транспортных средств в законодательстве присвоена своя категория водительских прав. Если они между собой не соответствуют, управлять транспортом нельзя, так как Госавтоинспекция данный случай будет рассматривать как вождение без прав.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.
Новшества в автомобилестроении стали причиной внедрения новых видов транспортных средств на дороги страны, для которых необходимо вводить свои категории водительских прав. В закон №196 ФЗ «О безопасности дорожного движения» периодически вносятся коррективы. Так в 2016 г. в водительском удостоверении появилась подкатегория В1.
Что означает категория В1 в водительском удостоверении в 2020 году?
После проверки навыков вождения и подтверждения своих знаний ПДД, водители получают права. Категория В предназначена для управления транспортным средством с такими характеристиками (ст. 25 ФЗ № 196):
- легковая машина;
- весом до 3 500 кг;
- количество посадочных мест — до 8.
По состоянию на 2020 г. категория В включает две подкатегории:
- ВЕ – машина с прицепом. Вес авто до 3 500 кг, прицеп — до 750 кг. Максимально допустимое количество пассажиров – 8 человек.
- В1 – эта подкатегория предусмотрена для вождения трициклом и квадрициклом. Объем двигателя у них должен быть больше 50 см3. Весить они должны не более 0,4 тонны.
Если объем двигателя меньше 50 см3, тогда на данное транспортное средство должна быть открыта категория М, а не В1. Категория М выдается на легкие квадрициклы, мопеды и скутеры (ст. 25 Закона «Об автодорожной безопасности»).
Какие машины можно водить с категорией В1?
Категория В1 в 2020 году открывается для управления такими нестандартными транспортными средствами, как квадрициклами и трициклами. В нашей стране они пока редкость, поэтому стоит уделить время на знакомство с такими необычными ТС.
Квадрицикл – транспортное средство с кабиной без стекол, оснащенное четырьмя колесами.
Согласно Постановлению Госстандарта №402 от 08.10.01 г. квадрицикл должен соответствовать определенным требованиям. Весить он должен не больше 400 кг. Но если он предназначен для грузоперевозок, тогда предельная масса должна быть не больше 550 кг. Вес батарей для электроквадрициклов не учитывается. Мощность двигателя квадрицикла не более 20 лошадиных сил. Существуют модели с электродвигателем. Норма мощности для них не более 15 КВт. Скорость передвижения не менее 25 км/ч.
Квадрициклы внешне схожи с квадроциклами, поэтому их часто путают. Это серьезная ошибка, так как они различаются не только техническими параметрами, но и категорией водительских прав.
В таблице ниже приведен перечень основных отличий(ст.1,16,17 Постановления №1090 ПДД; Приказ МВД №496; Приказ Минпромэнерго №192).
Особенности ТС | Квадрициклы (категория B1) | Квадроциклы (категория А1) |
Для чего предназначено | Езда на дорогах общего пользования | Внедорожник с повышенной проходимостью. Не предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования |
Где ставится на учет | ГИБДД | Ростехнадзор |
Категория водительских прав | В1 | А1 |
Наличие кабины | Может иметь кабину или быть без нее | Без кабины. Посадочное место мотоциклетного типа |
Мощность двигателя | Не более 20 лошадиных сил и 15 киловатт | Выше указанного предела |
Документы | ПТС | ПСМ – паспорт самоходной машины |
С категорией В1 можно управлять и трициклом. Общее определение этого транспорта приведено в ГОСТ Р 52051-2003. Он оснащен 3-мя колесами. Два колеса могут быть как спереди, так и сзади.
Визуально трицикл схож с мопедом, но объем его двигателя от 50 см3. Под его капотом может оказаться электрический мотор. Все зависит от выбранной модели. Разгоняется этот необычный «мотоцикл» до 50 км/ч. Трициклы нужно регистрировать в ГИБДД. В ПТС должна быть указана предельная мощность двигателя в 20 лошадиных сил и 15 киловатт.
Разница между категорией В1 и В
Категория В – одна из популярных категорий водительских прав. С ней можно управлять:
Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.
- легковыми автомобилями;
- микроавтобусами;
- пикапами;
- джипами.
Главное чтобы ТС соответствовало следующим требованиям, указанным в ст. 25 ФЗ № 196:
- Вес до 3,5 т.
- Прицеп массой до 750 кг. Если масса превышает этот показатель, важно чтобы суммарный вес машины был до 3,5 т.
- Вместимость до 8 посадочных мест. Стоять в таком ТС вовремя движения запрещено.
Подкатегория В1 открывается автоматически для водителей как категории В, так и А.
В зависимости от того какие установлены руль и сидение на учебном транспортном средстве: мотоциклетного типа или автомобильного. В правах проставляется соответствующая отметка:
- AS (Automotive Steering) если установлены автомобильные руль и сидение. Основная категория для таких ТС – В;
- MS (Motorcycle Steering) полная противоположность предыдущего варианта. Руль и сидение автомобильные, основная категория А.
Тип оснащения трицикла или квадрицикла указывается в 12-й графе, таблица находится с обратной стороны водительских прав. Данное правило прописано в Приложении №3 Приказа МВД №365 от 13.05.09 г.
Транспорт соответствующий подкатегории В1 более мобильный, чем в основной В:
- Количество сидячих мест максимум два.
- Допустимый вес не более 550 кг для квадрициклов грузового типа.
Еще одно отличие между В и В1: в схеме получения категории. В1 присваивается автоматически водителям, сдавшим основной экзамен на открытие В или А (ст. 25 ФЗ № 196 от 05.11.2013 г.). Эта же система действует при восстановлении утерянных водительских прав. Получить основную водительскую категорию так не получится. Нужно пройти тестирование и показать себя «водителем ассом» перед экзаменатором.
Если же права оформляются впервые, тогда получение В1 происходит по тем же правилам, что и при открытии основной категории.
Требования для получения категории В1
Подкатегория В1 присваивается автоматически при наличии водительских прав категории А или В (ст. 25 ФЗ №196). Но если их нет, согласно ст. 26 ФЗ №196 нужно пройти обучение, и сдать экзамен в автошколе.
Общее количество часов обучения на категорию водительского удостоверения B1 – 190 (Приказ Минобрнауки №1408 от 26.12.13 г. Приложение 12). Все время распределено между тремя направлениями:
- Теория – 130 часов;
- Практика на автомобиле – 56 часов;
- Экзамен – 4 часа.
Согласно ст.26 ФЗ № 196 в 2020 году претендент допускается к экзамену только:
- Когда ему уже исполнилось 18 лет.
- При наличии заключения об отсутствии противопоказаний к управлению квадрициклом или трициклом из медучреждения. Справка унифицированной формы 083/У-089.
Во время медицинского осмотра нужно будет посетить таких врачей:
- психиатра;
- нарколога;
- отоларинголога;
- офтальмолога;
- хирурга;
- на финальном этапе справка подписывается терапевтом.
Не пройти комиссию на получение категории прав B1 возможно ни только по состоянию здоровья, но и по физическим показателям (Постановление Правительства №1604 от 29.12.14). В 2020 году причины могут быть следующие:
- Человек ниже 1,5 м. В этом случае комиссия подходит к принятию решения индивидуально.
- Не видит один глаз.
- Косоглазие.
- Воспалительный процесс в слезном мешке.
- Заболевания органов зрения в хронической форме.
- Ограничение поля зрения на 200 единиц.
- Отсутствие фаланги или пальца.
- Ноги короче нормативов больше чем на 6 см.
- Сахарный диабет, начиная от 3 стадии и выше.
- Болезни сердечно-сосудистой системы, требующие прохождения терапии в стационарных условиях.
Естественно, что помимо перечисленных условий, претендент на категорию В1 должен хорошо знать ПДД.
Нормативная база
К основным законодательным актам, которые регулируют вопрос присвоения категории прав В1 и отражение их в водительском удостоверении в 2020 году относятся:
Необходимые документы для получения категории В1
Претендент на открытие подкатегории В1 должен будет подготовить три комплекта документов. Для каждой инстанции свой пакет бумаг в соответствии с гл. 3 Постановления №1097 от 24.10.14 г..
На начальном этапе обучения на категорию B1 нужны будут документальные подтверждения для обучения в автошколе. В 2020 году перечень входят:
- Оригинал и копия паспорта.
- Договор между студентом и автошколой. Он выдается на месте. Количество экземпляров – 2.
- Квитанция о внесении части оплаты. Стоимость курса разбивается на три равные части. Но при желании можно погасить задолженность одним платежом.
- Копия и оригинал медицинской справки. Ее выдают медучреждения, имеющие соответствующую лицензию.
- Фото 3х4 (4 шт.).
Когда нормативы в автошколе сданы, нужно готовиться к аттестации в ГИБДД. При себе нужно иметь такие документы:
- Заявление от сотрудника автошколы.
- Паспорт.
- Свидетельство о прохождении обучения в автошколе.
- Медицинская справка, которая была выдана до начала обучения на категорию B1.
Если в ГИБДД все прошло успешно, тогда следующим этапом будет подача заявления в ГАИ на получение водительского удостоверения с открытой категорией прав В1. Здесь нужны будут следующие бумаги:
- Паспорт.
- Оригинал все той же справки о прохождении медкомиссии.
- Документ, подтверждающий окончание автошколы.
- Справка из ГИБДД о сдаче экзамена.
- Чек об оплате госпошлины за водительские права.
Как видите, хотя количество инстанций, которые нужно будет посетить, и больше одной, перечень необходимых документов вполне логичен и невелик. Все требуемые бланки претендент получает по мере прохождения процедуры оформления категории прав В1.
Как получить категорию В1 в 2020 году?
Согласно Приложению №3 Приказа МВД №365 от 13.05.09 г. присвоение категории В1 происходит автоматически если:
- Получены права категории В. В этом случае ставится пометка AS.
- Открыта категория А. Этому типу соответствует В1 с пометкой MS.
- Водительское удостоверение с перечисленными выше категориями было утеряно, тогда при восстановлении документа подкатегория В1 вписывается без прохождения экзамена.
Те же, кто впервые оформляет водительские права должен пройти все необходимые процедуры чтобы получить подкатегорию В1. В 2020 году порядок действий следующий:
- Посещение медучреждения для получения заключения о профпригодности.
- Сбор и сдача бумаг на поступление в автошколу. Оплата первого взноса за учебу.
- Прохождение всего курса обучения на категорию прав В1.
- Сдача тестирования на знание ПДД и внутреннего экзамена на автодроме.
- Посещение отделения ГИБДД для сдачи экзамена. С собой нужно взять соответствующий пакет документов.
- Оплата государственных услуг по выдаче водительского удостоверения.
- Получение документа в ГАИ.
Теперь небольшие уточнения по данному списку.
Стоимость обучения в лицензированной автошколе в 2020 году зависит от ряда нюансов. Например, была ли ранее открыта категория, количество часов отведенных на практику и теорию, регион. Ценник колеблется от 15 тыс. руб. до 25 тыс. руб. Взнос может быть разбит на 2-3 части или же его можно оплатить единым платежом. Все зависит от желания будущего водителя.
Госпошлина за выдачу биометрического водительского удостоверения, независимо от обстоятельств, в 2020 году составляет 2 тыс. руб.. При оплате на сервисе «Госуслуги» сумма уменьшается на 30% и составляет 1400 руб. (скидка действительна с января 2017 по конец 2020 г.). Основанием для этого является ст. 4 ФЗ № 424 от 27.11.18 г.
В отдельных случаях водительское удостоверение может заменить даже общегражданский паспорт.
Согласно Приложению 1 Приказа МВД №365 в водительском удостоверении должна фигурировать следующая информация:
- Ф.И.О.;
- где и когда родился водитель;
- когда был выдан документ и срок его действия;
- кем выданы права;
- подпись и фотография владельца;
- категория водительских прав;
- дополнительные данные: носит ли водитель очки или линзы и др.
Экзамен на получение категории В1
Полный курс обучения на категорию В, и соответственно В1, занимает 190 часов (Приказ Минобрнауки №1408 от 26.12.13 г. Приложение 12). В среднем это 3,5 месяца.
Весь срок обучения распределяется между:
- теоретическими уроками;
- практическими занятиями по применению ПДД в жизни;
- экзаменами.
Администрация автошколы вправе ввести дополнительные часы на оттачивание навыков водителя.
Экзамены на получение категории прав В1 сдавать придется 2 раза: в автошколе и перед сотрудниками ГИБДД. Суть проверки заключается в выполнении базовых маневров и езды по городским дорогам.
Теоретический экзамен проводится с использованием персональных компьютеров. Все что нужно, ответить на вопросы, указанные в электронных билетах.
Можно ли открыть категорию В1 без основной категории В?
Как упоминалось выше, В1 можно получить при основной категории А. В водительском удостоверении, а точнее в графе 12, ставится пометка MS (Приказ МВД №365 от 13.05.09 г). Это значит, что управлять можно трициклом или квадрациклом с мотоциклетным рулем и сидением.
Из этого можно сделать вывод, что В1 может быть открыта и без основной категории В. Альтернативным вариантом выступает водительское удостоверение класса А.
Нюансы
Из всей вышеописанной информации можно выделить ряд нюансов, о которых стоит помнить.
Технические характеристики трициклов и квадрициклов (ст.1 ПДД):
- Объем двигателя не ниже 50 куб. см;
- Максимально допустимый вес 550 кг (если используют для грузоперевозок, в противном случае не более 400 кг).
Главное визуально не спутать с квадроциклами, т.к. тут действует уже другой класс водительского удостоверения – М. В нем кабина заменена рамой и используется он вне дорог общего пользования.
Последний нюанс заключается в системе управления трициклом или квадрициклом. В 2020 году она может быть в виде мотоциклетного или автомобильного руля. В водительские права проставляется отметка о виде системы управления: AS или MS. У каждого из них своя основная категория. Первый тип присваивается при наличии прав класса В, вторые – категории А.
- Об авторе
- Недавние публикации
Автор статьи: Вячеслав Кирсанов
Автоюрист. Имеет свой адвокатский кабинет, специализируется на вопросах, касающихся дорожно-транспортных происшествий, защищает клиентов в случае составления протоколов сотрудниками ГИБДД. Специалист в правилах поведения с сотрудником ДПС, нюансах составления протокола и неотъемлемых правах водителя.
Автор статьи: Вячеслав Кирсанов недавно публиковал (посмотреть все)
Категории и подкатегории водительских прав в 2020 году
Добрый день, уважаемый читатель.
Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которой может управлять владелец водительского удостоверения.
Например, водительское удостоверение категории B позволяет управлять только легковыми автомобилями и не разрешает садиться за руль маршрутного такси или автобуса (для этих транспортных средств нужны водительские права категории Д).
В этой статье будут рассмотрены категории и подкатегории водительских прав, а также особенности их использования при управлении транспортными средствами.
Водитель имеет право управлять только транспортными средствами, категории которых указаны на оборотной стороне его водительского удостоверения. Если он не будет соблюдать указанное требование, то получит штраф за отсутствие категории прав —
5 000 — 15 000 рублей.
Таблица категорий водительских прав в 2020 году
С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения», которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.
Расшифровка категорий водительских прав приведена в следующей таблице:
Категория или подкатегория | Тип транспортного средства |
А | Мотоциклы |
А1 | Легкие мотоциклы |
В | Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн) |
ВE | Легковые автомобили с прицепом |
В1 | Трициклы |
С | Грузовые автомобили (от 3,5 тонн) |
СE | Грузовые автомобили с прицепом |
С1 | Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонн) |
С1E | Средние грузовики с прицепом |
D | Автобусы |
DE | Автобусы с прицепом |
D1 | Небольшие автобусы |
D1E | Небольшие автобусы с прицепом |
М | Мопеды |
Tm | Трамваи |
Tb | Троллейбусы |
Водительские права категории А
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):
категория «А» — мотоциклы;
Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.
Кроме того, оно дает право на управление мотоколясками, которые в 2020 году на дорогах встретить чрезвычайно сложно.
Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Кроме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.
Подкатегория А1
подкатегория «А1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью.
Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.
Важное отличие подкатегории А1 состоит в том, что ее можно открыть в 16-летнем возрасте.
Водительское удостоверение категории В
категория «В» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям.
Также категория B дает право управления мотоколясками и автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг.
Кроме того существует возможность использования и прицепов, масса которых превышает 750 килограммов, при соблюдении следующих требований:
1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.
2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.
Например, пусть разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 1 900 кг, а масса без нагрузки 1 400 кг (эти величины указываются в пунктах 14 и 15 паспорта транспортного средства).
Имея удостоверение категории B можно к указанному автомобилю присоединить прицеп, разрешенная максимальная масса которого 1400 кг. В этом случае разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу автомобиля без нагрузки. Кроме того, разрешенная максимальная масса состава транспортных средств составляет 1 900 + 1 400 = 3 300 кг. Она не превышает 3 500 килограммов.
BE
Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:
категория «ВЕ» — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
Подкатегория B1
подкатегория «В1» — трициклы и квадрициклы;
В 2020 году подробная информация по транспортным средствам категории B1 отсутствует.
Обратите внимание, «квадрИцикл» и «квадрОцикл» это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.
Водительские права категории С
категория «С» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Водительские права категории С позволяют управлять только средними (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелыми (более 7500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Обратите внимание, категория C не дает права управления небольшими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.
СЕ
категория «СЕ» — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом или полуприцепом водителю потребуется дополнительная категория CE.
Подкатегория С1
подкатегория «С1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
К подкатегории С1 относятся средние грузовики, разрешенная максимальная масса которых находится в интервале от 3,5 до 7,5 тонн.
Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).
Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.
С1Е
подкатегория «С1Е» — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;
Также существует и дополнительная подкатегория C1E, которая позволяет управлять автомобилями подкатегории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн.
Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами подкатегории C1E.
Водительское удостоверение категории D
категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, независимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Имея водительское удостоверение категории D водитель может управлять как небольшими автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси, так и огромными туристическими автобусами.
Единственная разновидность автобусов, для которой не подходит категории D, — это сочлененные автобусы или «автобусы с гармошкой».
DE
Для буксировки прицепов, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, а также управления сочлененными автобусами требуется водительское удостоверение категории DE.
категория «DЕ» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;
Подкатегория D1
подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Подкатегория D1 позволяет водителю управлять небольшими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.
К данной категории относятся небольшие микроавтобусы, например РАФ-2203 или ГАЗель-3221, которые ранее широко использовались в качестве маршрутных такси. В настоящее время широкое распространение получили микроавтобусы иностранных марок, которые имеют более 16 сидячих мест, и для управления которыми подкатегории D1 недостаточно.
D1Е
Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:
подкатегория «D1Е» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.
Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.
Категория E
В настоящее время категория E из водительских удостоверений исчезла. На смену ей пришли, представленные выше, категории BE, CE, C1E, DE, D1E.
Если же Вы до сих пор используете удостоверение с категорией Е и хотите его поменять, то рекомендую прочитать статью «Перенос категории E в новые права».
Категория M
категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;
Категория М введена 5 ноября 2013 года. Она позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.
Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.
Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста и иностранные водительские права не позволяют управлять мопедами.
Категории Tb и Tm
категория «Tm» — трамваи;
категория «Tb» — троллейбусы;
В 2020 году для управления трамваями или троллейбусами требуется наличие категории Tm или Tb соответственно.
Напомню, что еще несколько лет назад троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории. Информация об управлении этими транспортными средствами заносилась в графу «особые отметки» водительских прав.
Как открыть новую категорию прав?
Довольно часто у водителей возникает вопрос: «Как добавить в права дополнительную категорию?». На самом деле, все довольно просто. Нужно пройти обучение в автошколе и сдать экзамен на соответствующую категорию.
Подробнее об этом Вы можете узнать в статье:
Ну а в завершение хочу еще раз напомнить, что управление транспортным средством без соответствующей категории прав влечет штраф в размере 5 000 — 15 000 рублей. Кроме того, водитель отстраняется от управления транспортным средством, а автомобиль отправляется на штрафстоянку.
Удачи на дорогах!
Максим Калашников Последнее обновление: 23 октября 2018 Раздел: Водительские права Читать все комментарии
Здравствуйте.
Если у Вас будет медицинская справка с категориями B и C, то именно их их откроют. Обычно также открывают подкатегории B1 и C1, но это не имеет принципиального значения, т.к. транспортные средства этих подкатегорий итак входят в B и C.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте, автомобиль максимальной грузоподъёмностью 3500 кг в сцеплении с прицепом 750 кг. Какая нужна категория В или ВЕ?
Михаил, здравствуйте.
Если грузоподъемность автомобиля 3500 кг, то его разрешенная максимальная масса больше этой цифры. Т.е. для управления таким автомобилем требуется категория С.
Что касается прицепа, то Вы не указали, о какой массе идет речь. Если о грузоподъемности (также, как и для автомобиля), то разрешенная максимальная масса прицепа превышает 750 кг. В этом случае для буксировки требуется категория CE.
Удачи на дорогах!
KatyaSs, все верно. При наличии категории Б можно использовать машину с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн и прицеп до 750 кг.
Есть и другой вариант для категории B. Например, разрешенная максимальная масса автомобиля 2000 кг, а его масса без нагрузки 1500 кг. К такому автомобилю можно присоединить прицеп с разрешенной максимальной массой до 1500 кг. И это тоже будет категория B.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте! Хочу уточнить один нюанс, я с супругой обучаюсь на категорию «В» по нововведению есть информация, что при обучении на МКПП на АКПП ездить нельзя.
Спасибо!
Вячеслав, здравствуйте.
Это не правда. При обучении и сдаче на МКПП выдаются права, позволяющие управлять автомобилями со всеми типами КПП.
Удачи на дорогах!
Чтобы управлять Т-98 Комбат, какая категория вод. удостоверения нужна?
Здравствуйте, сегодня обратился в ГИБДД для замены водительского удостоверения по истечению срока, в старом водительском удостоверении выла пометка Е к ВСД, а в новых мне не дали категорию ВЕ, ДЕ, Д1Е почему? Сказали надо отдельно сдавать экзамен только тогда будут открыты. Интересно законно ли это? Категорию Д,Е открыты в 2008г.
Зарина, для получения точного ответа Вам следует изучить документы (ПТС) на указанное транспортное средство.
Насколько я знаю, масса данного транспортного средства превышает 3,5 тонны, а число мест — 5. Т.е. такой автомобиль относится к категории C.
Удачи на дорогах!
Александр, здравствуйте.
Рекомендую Вам написать жалобу вышестоящему лицу в ГИБДД. Если в удостоверении была отметка E к BCD, то все перечисленные категории должны быть перенесены в новые права (BE, CE, C1E, DE, D1E).
Удачи на дорогах!
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, у меня выходит срок действия прав, имею категории АВСД, при медосмотре в справке не отметили под категорией А, не поставили галочку, могут ли быть проблемы при получении новых прав? Спасибо.
Эрик, здравствуйте.
Проблем не будет, но категорию А в новые права Вам не перенесут. Если Вы хотите сохранить эту категорию, то следует получить новую справку, в которой эта категория будет открыта.
Удачи на дорогах!
Скажите, нужны ли права категории А1 на управление электроскутером, заранее спасибо за ответ. Задаю вопрос, потому как возникают неприятные инцинденты с соответствующим органами
Дмитрий, какова максимальная скорость указанного электроскутера? И максимальная мощность его двигателя?
Здравствуйте, у меня Форд транзит 2010 г. мотор 2,2 дизель. В кузове 8 пас. мест + 1 водитель. Могу ли я водить этот микроавтобус с категорией «B» ??
Артем, здравствуйте.
Категория автомобиля в первую очередь определяется не количеством мест в кузове, а тем, что указано в документах автомобиля. Если в СТС написано, что категория автомобиля B, то Вы можете управлять этим автомобилем.
Удачи на дорогах!
Можно ли управлять мопедом при наличии категории в?
Вячеслав, это возможно, если в удостоверении нет особой отметки ML.
Удачи на дорогах!
Добрый день! Могу я управлять автопоездом в составе КРАЗ(тягач)+тракторный прицеп(зарегистрированный в Ростехнадзоре), категории прав все + удостоверение тракториста-машиниста (все категории)?
Марина, здравствуйте.
1. С точки зрения закона «О безопасности движения» прицепы не подразделяются на тракторные и автомобильные. То есть категория СЕ позволяет управлять грузовиком с любым прицепом.
2. Мне не приходилось слышать о подобных случаях на практике, поэтому я не могу сказать, как отреагируют на подобный состав транспортных средств сотрудники ГИБДД. Возможно они попытаются найти какое-то нарушение в действиях водителя.
Если у Вас возникнет конфликт с ГИБДД по вопросу использования прицепа, то прошу описать его здесь.
Удачи на дорогах!
С течением жизни изменения происходят как в технике транспорта
так и в Правилах кто может управлять.
Столкнулся уже не раз транспорта с электродвигателем.
От вопроса как квалифицировать его, как называть и ,соответственно,
какие категории водительских удостоверений надо иметь.
Тем более есть транспорт который подлежит постановке на учёт, а есть
что не требуется. Тем более нет чёткой , однозначной терминологии.
Тем более к этому «присоединяется» фактор мощности электродвигателя.
Имею ввиду от моноколеса до самокатов,байков, скутеров до электровелосипедов.
Где можно ездить, какие права надо иметь, как ещё и разделить в одной и той же группе по мощности.
Не только в нашей стране, но и по всему миру идёт насыщение подобным и удобным, экологическим транспортом. А ещё очень экономичным в эксплуатации.
Однако, ни законодатели, ни ГИБДД в России не готовы выстроить чёткую политику и порядок требований для эксплуатирующих
данный вид транспорта.
Пример.
Есть скутер , есть байк ( называют кому как нравиться и как правильно то на самом деле ?) с мощностью в 1000 вт — ездят по дорогам общего пользования и без регистрации, и без прав. Но есть и с мощностью и 4000-6000 вт. А это серьёзная и мощная уже техника !
Есть самокат на 250 вт, а есть 2400 на каждое колесо = 4800 ! И оба гоняют
по тротуарам , объясняя это что самокат приравнен к пешеходу.
Бывают целые диспуты с инспекторами ГИБДД на дорогах. И каждый мнит
себя знатоком, руководствуется как хочет.
Хотелось бы услышать Ваше мнение по данному вопросу.
Влад, в первую очередь рекомендую Вам изучить статью про то, нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей. В ней речь как раз и идет про электрические транспортные средства.
Что касается ситуации в целом, то каждое электрическое транспортное средство нужно рассматривать индивидуально. В зависимости от мощности оно может быть велосипедом, мопедом или мотоциклом с точки зрения ПДД. Соответствующие правила водитель и должен соблюдать.
Удачи на дорогах!
Добрый день. Столкнулся с такой ситуацией, у меня мопед похожий на мотоцикл категории А, но по двигателю мопед. Соответственно ни номера, ни документов нет. Остановили мотобаты (а точнее догнали ), в правах только категория В,В1, категории М нет. Инспектор доказывает с помощью ПДД о том что в Апреле 2014 года ввели категорию М и она должна быть прописана в правах, мои права Декабрь 2014 и её там почему-то нет. В медкомиссии разрешена категория А,В, но на А я не сдавал. Вопрос: могу ли управлять мопедом, и как доказать это инспектору
Алексей, здравствуйте.
Ссылайтесь на федеральный закон «О безопасности дорожного движения», глава IV, статья 25, пункт 7.
Более подробно вопрос рассмотрен в этой статье.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте. Интересен вопрос. Имею автомобиль категории В(сухой вес 1600кг). Хочу возить прицеп с катером и мотором общим весом 1300( прицеп+вес катера+вес мотора). Получается общий вес прицепа не превышает сухой вес моего автомобиля и общая масса автопоезда не превышает 3500кг.что не соответствует категории ВЕ. Вопрос. Могу ли я двигаться при наличии категории В?
Георгий, здравствуйте.
Укажите, какие цифры указаны в СТС автомобиля в полях «разрешенная максимальная масса» и «полная масса». А также цифру в СТС прицепа в графе «разрешенная максимальная масса».
меняю права категории B.C.E какие категории должны стоять в новых правах
Евгений, в особых отметках удостоверения указано «E к В» или «E к С»?
Здравствуйте у меня в мед.справке В,С отмечены после замены какие категории будут в правах.
Сергей, здравствуйте.
А в старых правах какие категории открыты?
задам интересный вопрос ! права кат. А получены в 1983г. есть свидетельство об обучении и получении прав. есть права кат.B получены экстерном в 1998г не лишался не привлекался !!!.последняя замена прав в 2018г. категория А не открывалась сейчас нужно открыть категорию А куда бежать что делать подскажите
Сергей, просто обратитесь в ГИБДД для замены прав. Предоставьте при этом оба имеющихся водительских удостоверения. Также потребуется действующая медсправка, в которой открыты категории A и В. В остальном проблем быть не должно.
Удачи на дорогах!
Доброго времени суток.
Подскажите о нюансах получения категории «Е».
За рулем по «А» и «В» я около 15 лет. Сейчас получил категорию «С», и параллельно поступил на «Д». Окончу обучение, где-то через месяц. В конечном итоге планирую получить «Е». Наверное, эта «Е» мне пригодится для работы на тягаче с прицепом в большей степени, чем на сочлененном автобусе. Тем не менее не моу понять пару вещей.
Если я отучусь на «Е», то прилепится ли она автоматически и к «С» и к «Д», или на каждую (тягач с прицепом и сочлененный автобус) придется каждый раз учиться по-новому? То есть сначала Е к С, а потом курс Е к Д?
И еще вопрос, ответ на который в разных источниках — разный.
Необходимо ли мне выжидать год, после получения категории С, для того чтобы сдавать экзамен на Е, или когда речь идет о водительском стаже (необходимом для учебы на Е) речь идет об общем стаже вождения? В моем случае, как помните, 15 лет.
по возможности, я попрошу вас сослаться на норму. Реламент экзаменационный об этом молчит.
С уважением,
Алексей.
Алексей, здравствуйте.
1. Текущие нормативные документы говорят о том, что нет категории Е, есть категории BE, CE, DE. На каждую из них нужно учиться отдельно и сдавать экзамены. Автоматически ничего не «прилепится»
Однако не исключено, что в будущем ситуация изменится. В настоящее время есть проект нормативного документа и он будет рассмотрен в одной из следующих статей на ПДД Мастер. Если говорить коротко, то если проект будет принят, то категория CE позволит управлять также автомобилями BE и автобусами DE.
2. Да, нужно подождать год.
3. ФЗ «О БДД», статья 26:
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:
Удачи на дорогах!
можно,ли перегнать с точки А в точку Б вахтовый автобус Урал (без пассажиров) с категориями С.Е
Если категория автобуса по документам C или CE, то можно. Если какая-то другая, то нет.
Удачи на дорогах!
При замене ВУ по истечении 10 лет , было категории ВС , можно ли получить только категорию В без С ?
Добрый вечер. Можно. При прохождении медкомиссии для получения медицинской справки укажите только категорию «В». В ГИБДД выдадут водительское удостоверение категории, указанных в справке.
Доброго времени. Имею в/у с разрешенными видами А, В, С, Д, Е старого образца. Дата выдачи 31.12.2010 г. В особых отметка стоит в замен в/у (старого прошло 10 лет, там были открыты только А, В, С) и категория С к Е. Вопрос при замене в/у в декабре 2020 года по сроку подошёл будет ли у меня автоматом открыты категории В к Е и Д к Е? Или нужно учиться на данные категории. Спасибо.
Иван, здравствуйте.
Рекомендую Вам изучить статью Перенос категории E в новые права и комментарии к ней.
Если говорить коротко, то не факт, что Вам откроют все категории. Если это произойдет, можно будет попробовать обжаловать решение у вышестоящих лиц.
Удачи на дорогах!
Обучаюсь на категорию А и при этом имею права категории В которые заканчиваются в 2021г. При получении новых прав связи с открытой новой категории А права будут выданы на 10 лет или до 2021г .
Алексей, права будут выданы на 10 лет.
Удачи на дорогах!
Скажите, пожалуйста, отражается ли в водительском удостоверении разрешение на вождение автомобиля в АКП или МКП? Если нет, то в каком документе отражается право вождения автомобиля с АКП или МКП? Если я учился и сдал экзамен на автомобиле с механической коробкой передач, имею ли я право на вождение автомобиля с автоматической коробкой передач и наоборот?
«Сергей61»
Добрый вечер.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 октября 2014 г. N 1097 О ДОПУСКЕ К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ.
28. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, российские национальные водительские удостоверения выдаются с проставленной отметкой о праве управления транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
11. В случае, если в водительском удостоверении указаны ограничения допуска к управлению транспортными средствами, данное водительское удостоверение признается действительным при условии соблюдения указанных в нем ограничений.
Сергей:
1. Отражается. Если человек сдал экзамен на автомобиле с АКПП, то в правах ставится особая отметка АТ. Более подробная информация по этому поводу приведена в статье «Особые отметки в водительском удостоверении».
2. Если Вы сдали экзамен на механике, то никакая особая отметка не ставится. То есть Вы имеет право управлять автомобилями с АКПП и МКПП.
Удачи на дорогах!
Доброго дня! Владею водительским удостоверением категории «B». Могу ли управлять с этой категорией автомобилем Шевроле Сабурбан (9 посадочных мест)?
Спасибо.
Евгения
Евгения-66, что написано в стс данного автомобиля? к какой категории он относится?
При регистрации заявления на замену прав по истечении срока на портале Госуслуг допустил неточность — добавил лишнюю категорию А., в то время как у меня только категория В. Возникнут ли проблемы при получении документа?
Сергей19,
Добрый день.
Помимо заявления Вы предоставляете оригиналы документов. На основании этих документов Вам производят замену в/у.
Приказ МВД № 995 … 22. В случае направления в Госавтоинспекцию обращения в электронной форме с помощью Единого портала заявителем заполняется формализованный бланк заявления в электронной форме с указанием необходимых реквизитов документов, указанных в пункте 21 Административного регламента, оригиналы которых впоследствии представляются в экзаменационное подразделение.
Сергей19, если есть возможность перезаписаться, то перезапишитесь с правильным оформлением документов.
Если возможности нет, то просто посетите ГИБДД. Как правило, сотрудники ГИБДД адекватные люди, и небольшие ошибки не вызывают проблем.
Удачи на дорогах!
Как получить права на вождение автомобиля
Обучение в автошколе, изучение ПДД, сдача экзаменов в ГАИ, масса потраченного времени, нервов и сил – на такие жертвы идет большинство граждан, чтобы обрести права на вождение автомобиля. Однако есть еще длительность процедуры становления настоящим водителем, и длительность этого процесса зависит от количества ранее допущенных ошибок.
Выбор «правильной» автошколы
Привычное дело, когда тысячи российских автоновичков меняют учебные центры. И нельзя сказать, что это плохо, так как от выбора автошколы зависит многое. В конце концов, есть и субъективные причины: кого-то не устраивает оборудованность класса, другим не нравятся учебные автомобили, третьи элементарно не могут наладить контакт с автоинструктором и т. д.
И нельзя забывать, что при этом кандидат в водители теряет личное время, не говоря уже о деньгах. Поэтому выбор «правильной» учебной организации – стартовый этап для того, чтобы не просто получить права на вождение автомобиля, а действительно научиться безопасно управлять машиной. Соответственно, перед заключением договора с той или иной автошколой нужно узнать:
мнение об учебном центре ее выпускников;
есть ли у автошколы лицензия и собственный автодром;
каково качество обучения и техническое состояние парка учебных машин;
стоимость курсов вождения, способы оплаты, во сколько обойдется сдача внутренних экзаменов;
насколько удобен график занятий, и можно ли его подобрать «под себя»;
квалификацию инструкторов – желательно конкретного человека, с которым будете заниматься;
допускается ли смена наставника в случае конфликтов, индивидуальной неприязни и т. д.
ВАЖНО! Согласно данным российской «Гильдии автошкол», если цена за курсы обучения вождению в Москве ниже 19 000 руб., то велика вероятность, что такая организация обучает по старым программам, халатно относится к учебному процессу и наверняка не имеет соответствующего заключения ГИБДД. То есть связываться с такой «кузницей кадров» – прямая дорога к проблемам, которые возникнут при сдаче экзаменов в ГАИ.
Сколько понадобится времени
Чтобы получить на руки долгожданные права на вождение авто, в среднем требуется 3 месяца, в ходе которых идет обучение и сдача двух тестов в ГИБДД. Многим такой срок кажется завышенным, однако нагрузка в автошколах распределяется равномерно – вначале изучается теория, затем практика. Впрочем, есть учебные центры, предлагающие ускоренные курсы. И все-таки они подходят далеко не всем, так как теория и практика будут изучаться параллельно. То есть курсанты загружаются на весь день, и здесь уже не до работы и семьи… Вдобавок после такого обучения пробелов у новичков столько, что практически все они вынуждены брать дополнительные занятия у автоинструкторов. А это – снова и время, и деньги.
Говоря о сроках, нужно не забывать о строгих правилах, которые гласят:
если «завален» любой из экзаменов в ГИБДД, до следующей попытки нужно ждать как минимум неделю;
трижды не сдана «теория» или практический тест – и интервал между переэкзаменовками увеличивается до 30 дней;
если за полгода курсант так и не получил права, то заканчивается срок действия справки о сдаче теоретического экзамена; соответственно, этот тест тоже придется сдавать повторно.
Вполне закономерно, что провалы на экзаменах в ГАИ могут на порядок увеличить срок получения заветного «пластика». Кстати, получение прав на вождение автомобиля экстерном с 2014 года запрещено – таков указ, который не позволяет сдавать экзамены после самостоятельной подготовки. То есть в любом случае придется обращаться в учебный центр.
Что нужно для успешной сдачи экзаменов
Ответственно подойти к вопросу выбора автошколы и инструктора.
Серьезно погрузиться в обучение и отказаться хотя бы от одного выходного в неделю.
При изучении ПДД регулярно практиковаться в ответах. Решить этот вопрос помогут билеты, опубликованные на avtoinstruktor199.ru в соответствующей рубрике. Этот контент полезен как ученикам автошкол, так и уже действующим водителям – все-таки правила в России меняются с неприятной регулярностью.
Концентрированность – залог успеха на любых экзаменах. Поэтому внимательность на всех этапах обучения является обязательной.
При сдаче автодрома и вождения по городу надевать только комфортную экипировку. Особенно это касается обуви: тяжелые мужские ботинки, как и высокие шпильки на туфлях женщин мешают пользоваться педалями учебного автомобиля.
Усталость и излишнее волнение – плохие помощники в деле получения прав на вождение автомобиля. Поэтому заранее учитесь науке обуздания нервов и сосредоточении на главном.
Чем помогут частные автоинструкторы
Дополнительные занятия у специалистов вне автошколы – это не просто «накат» машино-часов, а целая методика, позволяющая быстрее перелагать теоретические познания в области управления машиной на конкретные практические действия. Причем иногда бывает так, что даже базовые навыки у ученика автошколы формируются неправильно. А переучиваться гораздо сложнее, чем учиться. Именно поэтому услуги частных автоинстукторов незаменимы. К тому же с такими наставниками новички быстрее осваиваются с реальной дорожной обстановкой.
Еще один плюс в дополнительных занятиях – возможность самому выбирать график уроков и платить не авансом, а буквально за каждый час обучения. Это не считая того, что вождение проходит в удобном для начинающего водителя месте – неподалеку от работы или проживания. Дополнительным бонусом также является возможность отработки маршрутов, в том числе и маршрутов ГИБДД. Такой комплексный подход дает практически стопроцентную гарантию, что экзамены будут сданы с первого раза, а личный автомобиль не будет простаивать из-за боязни садиться за руль без поддержки наставника.