Социальные услуги для пенсионеров и инвалидов

Содержание

Социальные услуги для пенсионеров и инвалидов — кому положен соцработник, порядок оформления заявки

На сегодняшний день помимо ежемесячных пенсионных выплат законодательством предусмотрена дополнительная помощь в виде набора социальных услуг. Сюда включено обеспечение лекарственными средствами, оформление путевки в санаторий и бесплатный проезд на некоторых видах транспорта.

Кому предоставляется государственная социальная помощь

Точного определения, что такое социальные услуги не существует, но понятие подразумевает поддержку физических лиц, имеющих право или оформивших ежемесячную денежную выплату (ЕДВ). В соответствии с законом о государственной соцпомощи, определены категории граждан, которым предоставляется льгота по линии государства:

  • нетрудоспособные граждане, которым присвоена инвалидность вне зависимости от группы;
  • ветераны боевых действий;
  • граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • дети-инвалиды;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • лица, получившие инвалидность вследствие боевых действий;
  • несовершеннолетние узники времен ВОВ;
  • члены семей погибших или умерших участников ВОВ, погибших инвалидов и ветеранов боевых действий.

Что входит в НСУ

Социальные услуги для пенсионеров и инвалидов, входящие в НСУ, могут предоставляться льготника в натуральном или денежном выражении – право выбора остается за льготником. Это означает, что гражданин самостоятельно определяет, воспользоваться льготой или получить компенсацию в размере, установленном законодательно:

Услуга

Денежный эквивалент

Обеспечение лекарствами и медицинскими изделиями по рецепту врача

828,14 р.

Обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами, используемые в лечебном питании

828,14 р.

Выделение путевки для прохождения санаторно-курортного лечения

128,11 р.

Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте к месту лечения и обратно

118,94 р.

Как оформить

Процесс оформления государственной поддержки состоит из нескольких последовательных этапов и одинаков для всех регионов, будь то Москва или другой населенный пункт:

  1. Обратиться в местное отделение Пенсионного фонда либо Многофункциональный центр лично или через законного представителя. Предусмотрена возможность подачи заявления через личный кабинет на интернет-портале ПФР.
  2. Написать заявление на предоставление ЕДВ. Поскольку НСУ назначается автоматически получателям ежемесячной выплаты, оформлять отдельное заявление нет необходимости. Исключение – лица, которые подверглись радиоактивному воздействию.
  3. Получить справку, дающую право на получение НСУ, где указывается категория льготника, срок назначения ЕДВ и перечень услуг.

Перечень необходимых документов

Для предоставления ежемесячной выплаты, которая является основанием для назначения социальных услуг, необходимо предоставить определенные документы:

  • заполненное заявление;
  • паспорт либо другой равнозначный документ;
  • документальное подтверждение права на получение ЕДВ (справка об установлении инвалидности, удостоверение и т. п.).

После назначения ЕДВ для получения социальной услуги в железнодорожных кассах при покупке билета или при оформлении путевки нужно будет предоставить:

  • справку, выданную ПФР, которая подтверждает, что заявитель вправе получить НСУ;
  • паспорт;
  • документ, свидетельствующий о праве на получение ЕДВ.

При обращении в аптеки дополнительно потребуется рецепт, который выписывает лечащий врач.

Социальная помощь на дому пожилым людям и инвалидам

Помимо того, что законодательством предусмотрен набор социальных услуг для пенсионеров и инвалидов, а также прочих незащищенных категорий граждан, государство предоставляет им дополнительную поддержку. Она полагается людям, которые самостоятельно не могут о себе позаботиться. Помощь оказывают работники соцзащиты в виде:

  • стационарного обслуживания в домах-интернатах для престарелых, ветеранов, инвалидов;
  • полустационарного обслуживания в отделениях ночного или дневного пребывания;
  • соцобслуживания на дому;
  • оказания реабилитационных услуг;
  • срочного социального обслуживания.

С учетом особенностей каждого заявителя, предусмотрены следующие виды соцуслуг:

  • медицинские;
  • педагогические;
  • правовые;
  • бытовые;
  • правовые;
  • трудовые.

Социальное-бытовое обслуживание

Помощь пенсионерам и инвалидам соцработники оказывают по таким направлениям, как:

  • покупка (производится за счет льготника) и доставка продуктов питания, периодики, книг, товаров первой необходимости;
  • уборка жилых помещений;
  • приготовление пищи;
  • оказание помощи при оплате коммунальных и прочих платежей;
  • содействие в проведении ремонта;
  • помощь в организации услуг жилищно-эксплуатационной службы;
  • доставка питьевой воды и топка котлов и печей, если жилье инвалида или пенсионера не оборудовано центральным водоснабжением и отоплением;
  • сдача одежды и вещей в химчистку, для проведения их ремонта (оплату производит льготник);
  • оформление подписки на периодику и пр.

Медицинские услуги

Работники социальных служб вправе оказывать и медицинскую помощь, которая заключается в:

  • проведении медицинских процедур (инъекции, перевязки и пр.);
  • оказании санитарно-гигиенических услуг;
  • наблюдении за состоянием здоровья (измерение давления, температуры);
  • оказании доврачебной помощи;
  • покупке и доставке медпрепаратов и лекарственных средств;
  • оказании помощи при посещении медицинских учреждений, госпитализации;
  • посещении пенсионера или инвалида, находящегося на лечении в больнице;
  • оказании всесторонней поддержки при оформлении санаторно-курортного лечения.

Психологическая и правовая помощь

Социальные службы для пожилых людей и инвалидов содействуют в оказании правовой и психологической помощи. Среди основных услуг можно выделить:

  • содействие в получении образования;
  • помощь в трудоустройстве;
  • содействие в организации помощи юристов и нотариусов;
  • помощь в написании писем и заявлений;
  • содействие в получении льгот и социальной поддержки.

Кому положен социальный работник

Помощь работников соцслужб предоставляется по заявительному принципу. На нее могут претендовать:

  • граждане, достигшие общеустановленного пенсионного возраста;
  • инвалиды всех категорий;
  • участники ВОВ.

Социальные услуги для пенсионеров и инвалидов оказываются работниками соцслужб на бесплатной основе всем тем, у кого доход в месяц не дотягивает по полуторакратного размера прожиточного уровня, установленного в регионе проживания льготника. Со всех остальных категорий заявителей взимается плата, размер которой регулируется законодательно.

Порядок и условия заключения договора

Для оказания социальных услуг пенсионерам и инвалидам потребуется заключить договор. Сторонами соглашения являются сам льготник и орган социальной защиты. Договор начинает действовать со дня подписания до конца календарного года. Повторно заключать договор на следующий период нет необходимости – он автоматически пролонгируется, но только если ни одна из сторон не заявила о его прекращении.

В документе обязательно прописываются:

  • перечень оказываемых услуг, который утверждается специально созданной комиссией после изучения всех аспектов жизни и деятельности физлица;
  • частота посещения заявителя, определяемая с учетом нуждаемости гражданина и помощи, оказываемой родственниками или другими людьми.

Какие документы нужны

Уход за пенсионерами на дому, равно как и помощь инвалидам, осуществляется работниками соцслужб после заключения договора. Для подписания соглашения необходимо подать заявление в территориальный орган соцзащиты и предоставить следующие документы:

  • паспорт или свидетельство о рождении;
  • пенсионное удостоверение;
  • документ, подтверждающий место жительство по заявленному адресу;
  • справку с заключением медико-социальной экспертизы;
  • справку о доходах всех совместно проживающих граждан;
  • программу реабилитации.

Если заявитель самостоятельно не может заключить договор, за него это может сделать законный представитель при предъявлении документа, удостоверяющего его полномочия.

Социальное обслуживание по новым правилам

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. «Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны», – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие «получатель социальных услуг»

С 1 января из законодательства исчез термин «клиент социальной службы» (п. 2 ст. 3 старого закона), вместо которого было введено понятие «получатель социальных услуг» (п. 3 ст. 3 нового закона). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан (ст. 15 нового закона).

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг (ст. 26 нового закона).

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. (ст. 3 старого закона).

МНЕНИЕ

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

«Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов».

Определен поставщик социальных услуг

Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п. 4 ст. 3 нового закона). Ранее такого понятия не было, хотя фактически социальное обслуживание осуществлялось региональными государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, а также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и индивидуальными предпринимателями (ч. 1, ч. 3 ст. 4 старого закона).

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги (ст. 8-14 старого закона).

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги (ст. 20 нового закона).

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (ст. 21 нового закона). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее (ст. 8 старого закона).

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату (ч. 2 ст. 17 нового закона).

С 1 января 2015 года на предоставление бесплатных социальных услуг могут рассчитывать:

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно (ст. 31 нового закона).

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума (ст. 16 старого закона).

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области за III квартал 2014 года»). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области»).

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг (ст. 32 нового закона).

ПРИМЕР

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. — 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами (ст. 15 старого закона).

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (ч. 2 ст. 7 старого закона). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (ст. 14 нового закона). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

БЛАНКИ

Заявление о предоставлении социальных услуг

Другие бланки

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (ст. 16 нового закона). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (ч. 2 ст. 21 нового закона). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (ч. 1 ст. 17 нового закона). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

МНЕНИЕ

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

«Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя».

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот (ч. 2 ст. 12 нового закона).

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (ст. 23 старого закона). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (ст. 30 нового закона). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и «ложка дегтя» в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг (ст. 25 старого закона).

В нашей семье тяжело заболел дедушка. Без посторонней помощи он не может ходить даже по квартире. Я и муж работаем, и других родственников у нас нет. Слышали, что можно оформить помощь социального работника, но не всем за нее надо раскошеливаться. Хотелось бы узнать, кто имеет право на бесплатные услуги соцработника?

Лидия Жукова. Западный округ.

Как объяснили в столичном правительстве, чтобы получить помощь социального работника, нужно обратиться с заявлением в районный комплексный центр или центр социального обслуживания. Социальный работник должен приходить к своему подопечному не реже двух раз в неделю, по договоренности на постоянной основе или временно (на срок от одного до шести месяцев).

При этом бесплатные социальные услуги положены:

— горожанам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход;

— горожанам, находящимся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации;

— несовершеннолетним, а также взрослым недееспособным или ограниченно дееспособным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

— инвалидам с детства, находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания на условиях пятидневного пребывания;

— другим горожанам, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.

Кроме того, москвичам, состоящим на надомном обслуживании в центрах социального обслуживания, помощь по Территориальному перечню гарантированных государством социальных услуг, оказывают бесплатно.

Помощь на дому могут получить такие льготники:

1. Без очереди

— инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним;

— одинокие горожане старше 80 лет и одинокие инвалиды старше 70 лет;

— инвалиды боевых действий;

— одинокие и одиноко живущие горожане пожилого возраста и инвалиды, не способные самостоятельно проживать и ухаживать за собой и лишенные постороннего ухода, помощи и поддержки.

2. В первую очередь

— супруги погибших участников и инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, не вступившие в повторный брак;

— горожане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним;

— реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.

Обратите внимание: за услуги (см. ниже) придется раскошелиться тем, кто не имеет права на бесплатную помощь социального работника. Это пожилые москвичи и инвалиды, проживающие в семьях с родственниками трудоспособного возраста и имеющие детей трудоспособного возраста, а также в других случаях по их личному желанию. За плату соцуслугами вправе воспользоваться также горожане, находящиеся на надомном обслуживании и желающие оформить помощь сверх территориального перечня гарантированных государством социальных услуг (полный перечень цен и услуг — на kp.ru).

Кроме того, льготники, живущие в семьях, получают бесплатно социальное (социально-медицинское) обслуживание в том случае, если домочадцы не могут обеспечить им помощь и уход по объективным причинам (согласно закону Москвы № 34 от 9.07.08 г. «О социальном обслуживании населения города Москвы»). Например, это могут быть продолжительная болезнь (более одного месяца), инвалидность, пенсионный возраст, отдаленность проживания от нуждающегося в уходе гражданина, частые и продолжительные командировки и другие обстоятельства.

С вопросами можно звонить на круглосуточную «Прямую линию» Департамента социальной защиты населения Москвы — (495) 623-10-59.

КОНКРЕТНО

В обязанности социального работника входят:

— покупка и доставка для подопечного продуктов, горячих обедов из соседних с домом торговых предприятий, промтоваров и лекарств по его просьбе. При этом действуют такие правила разовой доставки (согласно нормам предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденным постановлением правительства РФ № 105 от 6.02.93 г.): для одного человека — не более 4 кг, для семьи из двух человек — не более 6 кг, для семьи из трех человек — не более 9 кг;

— готовка еды (разогрев пищи, чистка сырых овощей, нарезка хлеба, колбасы, кипячение чайника), кормление;

— помощь в ремонте и уборке квартиры;

— доставка воды, топка печей, помощь в покупке топлива (для проживающих в домах без центрального отопления и (или) водоснабжения);

— сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;

— оплата жилья и коммунальных услуг (снятие показаний счетчика, заполнение квитанций, посещение организаций ЖКХ, единых расчетно-кассовых центров, внесение платы);

— помощь в написании писем, а также доставка книг, покупка газет и журналов, оформление подписки на газеты и журналы;

— помощь при заказе «социального такси» (специального такси по сниженному тарифу для льготников), а также в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий;

— социально-медицинская и санитарно-гигиеническая помощь (уход с учетом состояния здоровья; содействие в проведении медико-социальной экспертизы, при необходимости — в госпитализации, посещение в больнице, сопровождение в лечебно-профилактические учреждения; психологическая поддержка; помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение (в т. ч. льготных), а также зубопротезных и протезно-ортопедических услуг);

— оформление документов на предоставление ритуальных услуг умершим одиноким гражданам или оказание помощи в организации похорон их нетрудоспособным родственникам;

— дополнительные услуги, оказываемые специализированными отделениями помощи на дому (социально-медицинское обслуживание на дому): наблюдение за состоянием здоровья; оказание экстренной доврачебной помощи; выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача; кормление ослабленных больных (согласно постановлению правительства Москвы № 215-ПП от 24.03.09 г.).

ПРЯМАЯ СВЯЗЬ

Если у вас есть вопросы к власти, звоните ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, с 9.00 до 16.00 по телефону прямой связи столичного правительства с жителями города: (495) 957-04-44.

На этой неделе у аппарата дежурят сотрудники таких организаций:

24 ноября — Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) Москвы;

25 ноября — Управление координации деятельности Комплекса городского хозяйства Москвы;

26 ноября — Департамент капитального ремонта Москвы;

27 ноября — Комитет ветеринарии Москвы;

28 ноября — Государственная жилищная инспекция Москвы (Мосжилинспекция).

Полный список цен на социальные услуги.

Кто имеет право на соцработника: разъясняем

Кто может рассчитывать на помощь соцработника?

Не работающие мужчины и женщины в возрасте 60 лет и старше, достигшие установленного пенсионного возраста, имеющие право на государственную пенсию, а также инвалиды 1 и 2 группы.

Куда обращаться, чтобы заказать такие услуги?

В территориальный центр соцобслуживания населения по месту жительства. Ленинский район: ул. К. Либкнехта, 58, тел. 72-10-86.

Первомайский район: ул. 50 лет ВЛКСМ, 19, тел. 72-73-65.

Какие документы нужно предоставить?

  • Документ, удостоверяющий личность.
  • Документ установленного образца о праве на льготы (удостоверение инвалида, ветерана т.п.), у кого они есть;
  • Медсправку о состоянии здоровья, содержащую информацию о медицинских показаниях для соцобслуживания на дому.

Кто принимает решение?

Работники территориального центра в течение трех рабочих дней со дня обращения проводят обследование материально-бытового положения гражданина и составляют акт. Запрашивают у госорганов справку о месте жительства и составе семьи, сведения о размере получаемой пенсии за месяц, предшествующий месяцу обращения за оказанием социальных услуг – для одиноких нетрудоспособных граждан.

Решение о заключении договора оказания социальных услуг принимается руководителем центра в течение пяти рабочих дней после получения этих сведений.

Социальный работник территориального Центра социального обслуживания населения Ленинского района города Бобруйска Марина Карцева. Читайте на нашем сайте: «За день как набегаешься…» – один день с соцработником Мариной Карцевой.

Какие услуги окажет соцработник?

Перечень услуг зависит от того, какой функциональный класс здоровья поставит участковый врач. Всего существует три класса. При умеренно выраженном нарушении жизнедеятельности (это средний функциональный класс, он самый распространенный) оказываются следующие услуги:

  • покупка и доставка на дом продуктов питания, медикаментов и товаров первой необходимости;
  • доставка дров, воды, растопка печей;
  • оплата коммунальных и других услуг;
  • помощь в поддержании порядка в жилых помещениях;
  • вынос мусора;
  • очистка придомовых дорожек от снега в зимний период;
  • уборка придомовых территорий с 1 апреля по 31 октября:
  • мытье оконных стекол и оконных переплетов;
  • сдача и доставка вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт;
  • содействие в заготовке топлива;
  • содействие в заготовке овощей на зиму;
  • обеспечение книгами, журналами, газетами и чтение вслух;
  • оказание помощи в выполнении назначений, рекомендаций медицинского
  • работника;
  • сопровождение в организации здравоохранения, образования, культуры;
  • содействие в организации (организация) ритуальных услуг.

Сколько стоят услуги?

Оплата за соцпомощь на дому производится один раз в месяц. Сумма зависит от количества посещений. Если гражданин желает и готов платить, то социальный работник может ходить к нему хоть каждый день, кроме выходных и праздничных.

Полная стоимость одного визита социального работника составляет 1 руб. 1 коп. – для гражданина, 81 коп. – для нетрудоспособной семьи на одного человека.

Кому соцработник положен бесплатно?

Малообеспеченным одиноким нетрудоспособным гражданам.

СПРАВКА. Малообеспеченные – те, у кого среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума (216 руб. 90 коп. на 1.02.2019) в среднем на душу населения.

Одинокие – те, кто не имеет трудоспособных членов семьи (супруга, совершеннолетних детей, родителей).

Нетрудоспособные – неработающие в возрасте 60 лет и старше, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, имеющие право на государственную пенсию, инвалиды 1 или 2 группы.

Кто оплачивает услуги соцработника частично?

Одинокие нетрудоспособные граждане (семьи), среднедушевой доход которых не превышает 200% утвержденного в установленном порядке бюджета прожиточного минимума (433,8 руб.).

Размер частичной оплаты за оказание социальной помощи на дому составляет:

  • для нетрудоспособного гражданина – 60% тарифа на социальные услуги (61 коп. за визит);
  • для нетрудоспособной семьи – 50% тарифа на социальные услуги для каждого члена семьи (37 коп. с каждого члена семьи за визит).

Кто оплачивает услуги соцработника полностью?

Нетрудоспособные граждане (семьи), имеющие трудоспособных членов семьи.

Обязанности и должностная инструкция социального работника

Кто такой социальный работник

Социальный работник — это специалист, трудящийся в Центре социального обслуживания населения. Основной задачей данной организации является оказание содействия незащищенным и слабозащищенным слоям населения.

Каковы обязанности социального работника:

  • он отслеживает и выявляет круг нуждающихся в помощи лиц;
  • старается улучшить материально-бытовые условия их жизни;
  • обеспечить социально-правовую защиту.

Помимо бесед и консультаций, соцработник осуществляет регулярные выезды на места нахождения своих подопечных, наблюдает за их жизнью и бытовыми условиями. Работа социального работника с пожилыми людьми обязанности предусматривает следующие: покупку продуктов питания, медикаментов, товаров повседневного спроса, оформление различных льгот и т. д.

Специалист, претендующий на такую должность, должен иметь общие социологические знания, а также некоторые прикладные, включающие в себя знание этики, социологии, педагогики, экономики, права, медицины.

В своей работе соцработник руководствуется ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», в котором рассматриваются права и обязанности социального работника, иными нормативными актами, а также своей должностной инструкцией.

Трудится социальный работник в школах, приютах, домах престарелых, колониях, центрах социального обслуживания, комитетах социальной защиты, службах психологической помощи и т. д.

Профессиональный стандарт

Прежде чем говорить о том, что входит в должностные обязанности социального работника, выясним, каким требованиям он должен отвечать, какими навыками, знаниями и умениями необходимо обладать.

Для должности «Социальный работник» разработан профессиональный стандарт, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 № 677н.

Согласно профстандарту, для замещения должности соцработника необходимо удовлетворять одновременно четырем условиям:

  • отсутствие медицинских противопоказаний к работе;
  • наличие среднего профессионального образования либо среднего общего образования при условии прохождения стажировки на рабочем месте;
  • прохождение курсов по оказанию первой медицинской помощи;
  • отсутствие судимости за преступления против личности и половой неприкосновенности.

Должностная инструкция работника составляется с учетом требований указанного профстандарта. Состоит должностная инструкция из следующих разделов:

  • общие положения;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность.

Сотрудники, которых касается этот документ, должны быть ознакомлены с его содержанием под подпись.

Должностная инструкция

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности соцработника на дому, права и ответственность.

1.2. На должность социального работника назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование — программы подготовки рабочих, служащих либо среднее общее образование и профессиональная подготовка (стажировка) на рабочем месте без требований к опыту практической работы, прохождение учебного курса по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи.

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации. Необходимо прохождение медицинских осмотров в установленном законодательством порядке.

1.3. Социальный работник должен знать:

  • основы законодательства федерального и регионального уровней, основные положения нормативных правовых актов в сфере социального обслуживания населения, включая административные регламенты, национальные и государственные стандарты социального обслуживания населения;
  • иметь навыки работы с ПК и оргтехникой, средствами коммуникаций и связи;
  • правила внутреннего трудового распорядка организации, нормы охраны труда, противопожарную безопасность;
  • политику организации в области системы качества;
  • регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств;
  • основы психологии личности и отдельных категорий населения;
  • приемы оказания неотложной врачебной помощи;
  • санитарно-гигиенические требования по уходу за гражданами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании;
  • организацию ведения домашнего хозяйства.

1.4. Социальный работник должен обладать необходимыми знаниями и умениями, соответствующими профессиональному стандарту «Социальный работник», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 № 677н.

1.5. Социальный работник должен обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о получателе социальных услуг.

1.6. Социальный работник назначается на должность и освобождается от должности приказом директора организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.7. Социальный работник подчиняется директору организации.

2. Должностные обязанности

В этом разделе подробно указывается, какие обязанности у соцработника. Перечислим обязанности социального работника по уходу за престарелыми людьми. В его функции входит:

2.1. Выявление лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальном обслуживании.

2.2. Приобретение и доставка на дом продуктов питания, в том числе горячих обедов.

2.3. В должностные обязанности социального работника на дому входит помощь в приготовлении пищи из продуктов.

2.4. Приобретение и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости.

2.5. Доставка воды (для лиц, проживающих в помещениях без централизованного водоснабжения).

2.6. Какие обязанности социального работника в сельской местности: это растопка печи, доставка топлива от места хранения к печи.

2.7. Содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления (оформление заявки и иных необходимых документов).

2.8. Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт, получение их и доставка.

2.9. Содействие в организации устранения неисправностей и ремонта жилых помещений (вызов сантехника, электрика и других необходимых работников, поиск исполнителей и помощь в заключении с ними гражданско-правовых договоров на выполнение соответствующих работ).

2.10. Организация уборки жилых помещений, в том числе с привлечением иных лиц (служб).

2.11. Соцработники по уходу за пенсионерами обязанности выполняют следующие: помощь в оплате жилья и коммунальных услуг (заполнение квитанций, оплата услуг через кредитные организации, организации жилищно-коммунального хозяйства, расчетно-кассовые центры).

2.12. Оказание содействия в получении услуги «социальное такси».

2.13. Содействие в приобретении товаров и услуг в организациях торговли, коммунально-бытового обслуживания, транспорта, связи и других организациях, оказывающих услуги населению (оформление заявок, содействие в осуществлении доставки к месту проживания, при необходимости в рабочее время сопровождение клиента в указанные организации).

2.14. Помощь в написании и прочтении писем.

2.15. Содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами (приобретение и доставка на дом, заполнение квитанций на подписку).

2.16. Содействие в посещении кино, театров, выставок и других культурных мероприятий (информирование о предстоящих культурных мероприятиях, приобретение билетов, при необходимости в рабочее время сопровождение при посещении культурных мероприятий).

2.17. Организация работы на приусадебном участке, в том числе с привлечением иных лиц или служб (поиск исполнителей и помощь в заключении с ними гражданско-правовых договоров на выполнение соответствующих работ, привлечение волонтеров, спонсоров).

2.18. Соцработник для пожилых людей обязанности предусматривают следующие: содействие в направлении в стационарные учреждения социального обслуживания, помощь в оформлении необходимых документов.

2.19. Содействие в организации ритуальных услуг (при отсутствии у умерших родственников или невозможности самостоятельного решения указанной задачи родственниками по состоянию здоровья).

Обязанности соцработника по уходу за инвалидом несколько иные и часто предусматривают оказание первой медицинской помощи и выполнение элементарных медицинских процедур (например, измерение подопечному температуры или артериального давления). Перечислим, какие обязанности у социального работника, работающего с человеком, нуждающимся в особом уходе.

2.1. Что входит в обязанности соцработника: содействие подопечному в оказании медицинской помощи (сопровождение в медицинские организации, взаимодействие с лечащим врачом, доставка анализов и др.).

2.2. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы (сопровождение в бюро медико-социальной экспертизы).

2.3. Содействие в обеспечении подопечного по заключению врачей лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (приобретение и доставка на дом, в том числе в составе мобильных бригад социального обслуживания).

2.4. Содействие в проведении реабилитационных мероприятий, в том числе на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).

2.5. Содействие в предоставлении реабилитационных услуг, в обеспечении техническими средствами реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия. Наблюдение за состоянием здоровья подопечного, измерение температуры, артериального давления.

2.6. Оказание при необходимости первой помощи до оказания медицинской помощи, вызов на дом врача либо скорой медицинской помощи.

2.7. Оказание помощи в оформлении документов для госпитализации, сопровождение в стационарные медицинские учреждения для госпитализации и посещение подопечного в этих учреждениях.

2.8. Содействие в выполнении медицинских процедур по назначению врача (вызов соответствующего специалиста для выполнения медицинских процедур, накладывание горчичников, компрессов, закапывание капель), наблюдение за своевременным приемом лекарственных препаратов, назначенных врачом.

2.9. Содействие поддержанию личной гигиены, при необходимости выполнение санитарно-гигиенических процедур (обтирание, обмывание больного, вынос судна, мытье лежачего больного в ванне полностью, мытье головы, стрижка ногтей, стрижка волос, бритье, смена постельного и нательного белья, кормление ослабленных больных).

2.10. Какие обязанности у соцработника: содействие в консультировании родственников подопечного и приобретении ими практических навыков ухода за престарелыми и инвалидами и т. д.

3. Права

Социальный работник имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности у директора.

3.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

3.3. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3.4. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения трудовых споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

3.5. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Привлекать специалистов всех структурных подразделений организации к решению задач, возложенных на него (с разрешения директора).

4. Ответственность

Социальный работник несет ответственность за:

4.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей, нарушение правил внутреннего трудового распорядка, установленных в организации.

4.2. Невыполнение распоряжений и поручений директора организации.

4.3. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

4.4. Некачественное предоставление услуг и ведение учетно-отчетной документации.

4.5. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

За вышеперечисленные нарушения социальный работник может быть привлечен, в соответствии с действующим законодательством, в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

Образец должностной инструкции

Предлагаем вам для ознакомления образец должностной инструкции социального работника. В нем указано, какие должен иметь социальный работник должностные обязанности. Документ разработан в соответствии с требованиями ТК РФ, профессиональным стандартом «Социальный работник», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 № 677н и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.

Скачать

Как оформить социального работника по уходу за пожилыми людьми?

Не всегда у пожилых людей есть родственники, готовые позаботиться о них. Между тем, таким людям часто нужен постоянный уход. Многие вещи они не могут делать самостоятельно. Заботой о таких гражданах занимаются соцработники, оплачиваемые государством. Следует разобраться, как можно оформить социального работника по уходу за пенсионером, и каковы его функции.

Кому положена социальная помощь?

Перечень граждан, которым предоставляется бесплатный уход, ограничен. Оформить социального работника в Москве, как и в других населенных пунктах страны, могут следующие категории:

  • женщины в возрасте от 55 лет;
  • мужчины, достигшие 60-летнего возраста.

Гражданин должен проживать в квартире или доме сам. Сотрудники социальной службы ухаживают за людьми, не имеющими родственников, способных обеспечить им нормальные условия жизни (по причине проживания в другом городе, наличия серьезных заболеваний и тому подобного).

Функции соцработника

Набор заданий, которые должен выполнять такой помощник, четко определен. Он зависит от нормативных документов, принятых на уровне отдельных регионов, городов. Среди главных функций соцработника, осуществляющего уход за пожилыми на территории, к примеру, Московской области, можно выделить следующие:

  • регулярное посещение, получение информации о его текущих проблемах;
  • покупка и доставка продовольственных, а также непродовольственных товаров, лекарственных препаратов (ограничение – не более 4 килограмм груза за один раз);
  • готовка и разогрев пищи, если пенсионер не может самостоятельно есть – его кормление;
  • сдача вещей подопечного в чистку или ремонт;
  • помощь в написании писем, покупке газет, журналов, оформлении подписок;
  • сопровождение в больницу или поликлинику (но не в санатории);
  • психологическая поддержка (беседы, советы и т. п.);
  • наблюдение за состоянием здоровья, проведение медицинских процедур (не требующих особых знаний), экстренная помощь до приезда кареты скорой помощи;
  • содействие в оформлении льгот, пенсий и других выплат;
  • помощь в получении путевок в санатории и другие оздоровительные учреждения;
  • оплата коммунальных услуг;
  • помощь на дому (уборка, проведение мелких ремонтных работ);
  • сопровождение в театры, на выставки и другие подобные мероприятия.

Следует учесть, что приобретение товаров, оплата услуг ЖКХ, оформление подписок и другие действия, требующие финансовых вложений, происходят за счет пенсионера, а не лица, осуществляющего уход за ним, или государства. Все расходы тщательно записываются в журнал, который каждый месяц проверяется уполномоченными органами. Сотрудник государственного органа сохраняет каждый чек и квитанцию, полученные в ходе выполнения возложенных на него заданий.

Социальные работники также могут оказывать дополнительные услуги. К примеру, сопровождать пенсионера в конкретный магазин или учреждение, не относящееся к видам инстанций, обозначенных выше. Однако за подобные действия придется заплатить.

Стоимость

Платить за то, что пенсионера посещает соцработник, не нужно. Это бесплатная помощь от государственных органов. Если же человек желает воспользоваться дополнительными услугами, которые не входят в базовый перечень работ, придется заплатить. Размер оплаты не установлен законодательством, он определяется условиями договора.

Бесплатная помощь предоставляется государственными учреждениями. Между тем, на современном рынке в этой сфере действуют и частные предприятия. Их сотрудники присматривают за пожилыми людьми, но с условием внесения регулярной оплаты. Стоимость визитов их работников зависит от конкретных условий (состояния пенсионера, частоты посещений, количества работ, которые будет выполнять специалист, конкретной компании).

Нужно помнить, что в 2020 году при доходе в размере менее 1,5 прожиточного минимума, пожилым полагается бесплатная помощь от компетентных государственных органов. Конкретный прожиточный минимум устанавливается местными властями и, соответственно, напрямую зависит от места проживания пенсионера.

Процедура оформление социального работника для пенсионера

Уход за стариками осуществляется на основании письменного заявления, которое подается в районный орган социальной опеки. Желательно, чтобы бумагу составил сам пожилой человек. Образец документа рекомендуется запросить в компетентном органе (можно заполнить его сразу в районном органе соцзащиты).

Чтобы оформить патронаж (социальный), нужно собрать определенный пакет документов. В него входят следующие бумаги:

  • справки из поликлиники, свидетельствующие о том, что пенсионер не обладает заболеваниями, представляющими угрозу для социального работника;
  • данные о размере пенсионных выплат (справка из регионального представительства ПФ РФ);
  • справка из ЖЭКа, в которой указан состав семьи;
  • паспорт.

Нанять социального работника для пенсионера может и лицо, выступающее в роли его представителя. Последний имеет право принести заполненное заявление в государственный орган (в некоторых случаях – и самостоятельно его составить), а также может собрать все необходимые документы.

Если же у нуждающегося нет никого, кто мог бы подать заявление вместо него, допускается вызов работника соцслужбы на дом. Последний придет к обратившемуся лицу, поможет ему составить документ, самостоятельно доставит заявление в компетентный орган и, в случае необходимости, соберет все справки.

Принятие решения по заявке

Для принятия решение заявлениям граждан пожилого возраста созывается специальная комиссия. Она определяет, требуется ли уход, соответствует ли его ситуация условиям, выполнение которых обязательно для бесплатной социальной помощи. Члены комиссии также решают, какую именно работу придется выполнять, с какой периодичностью.

В ответ на заявление гражданин сможет получить акт обследования. Этот документ составляется комиссией и включает в себя:

  • ФИО , год рождения, актуальные контактные данные;
  • номер пенсионного удостоверения обратившегося лица, размер выплат, которые он получает;
  • паспортные данные;
  • сведения о рабочих местах гражданина перед выходом на пенсию;
  • состав семьи, размер дохода, наличие или отсутствие инвалидности;
  • оценку жилищно-бытовых условий;
  • адреса проживания близких родственников (в случае их наличия);
  • решение комиссии о предоставлении помощи либо отказ.

Для пенсионера имеет значение именно последний пункт. Если комиссия решила назначить социального работника, следующим этапом будет оформление договора.

Оформление договора

В случае получения разрешения на патронаж заключается договор. Его сторонами выступает государственный орган и пенсионер. Это письменный документ, включающий в себя следующую информацию:

  • дата составления договора и его номер;
  • данные о сторонах, заключающих документ (название конкретного отдела социальной службы и ФИО пенсионера);
  • предмет договора (в этой части указывается, что организация берет на себя ответственность на оказание помощи);
  • обязанности каждой из сторон (здесь прописываются основные вида работ, который соцработник будет делать);
  • условия назначения (бесплатно или с частичной оплатой);
  • ответственность каждой из сторон, подписавших договор (в этом пункте указывается, какое наказание понесет каждая сторона договора в случае нарушения его условий, вплоть до денежных взысканий и разрыва документа).

В конце документа проставляются подписи и дата оформления. Особое внимание следует уделить обязанностям сторон. Социальный работник будет делать только то, что оговорено в этом пункте. За все другие действия пожилым людям придется доплачивать.

В договоре также прописывается и периодичность посещения. Этот параметр зависит от потребностей пожилого гражданина. Если последнему нужен ежедневный уход, соцработник будет посещать его каждый день (кроме выходных). В большинстве же случаев предусмотрено от 2 до 3 визитов в неделю, иногда больше.

Возможен ли отказ

Пенсионеру может быть отказано в предоставлении соцзащиты. Подобное возможно в следующих случаях:

  • живет в помещении не сам либо в его городе проживают близкие родственники;
  • комиссией будет установлено, что пенсионер не нуждается в социальной помощи;
  • есть наркотическая или алкоголическая зависимость;
  • страдает от психических расстройств в стадии обострения;
  • болеет туберкулезом.

В последних трех случаях законодатель защищает социального работника, который может пострадать от неадекватных действий пенсионера. Также нужно учесть, что помощь не будет назначена, если у пенсионера обнаружены тяжелые заболевания, требующие стационарного лечения.

Уход за пенсионерами, живущими со своими родственниками, возможен, но только в том случае, если последние не могут помогать нуждающемуся в силу обстоятельств, от них не зависящих (к примеру, вследствие развития определенных болезней, инвалидности, пожилого возраста).

Таким образом, пожилые граждане, нуждающиеся в помощи, могут получить ее от государства. Для этого необходимо обратиться в районный отдел социальной защиты, написать заявление и собрать дополнительные документы. После подачи всех бумаг собирается специальная комиссия, сотрудники которой принимают окончательное решение по полученному запросу.

Уход предоставляется бесплатно, однако за некоторые дополнительные опции придется платить. При наличии у пенсионера туберкулеза в активной стадии, психических расстройств, алкогольной или наркотической зависимостей, комиссия может отказаться от назначения социального работника. Эта мера применяется для защиты соцработников.

Это не ваши проблемы

Помогут всем

Право на помощь соцработника теперь имеют те, у кого есть обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизни. Это люди, полностью или частично потерявшие возможность сами себя обслуживать, передвигаться. И не важно, почему это произошло — в силу травм, заболеваний или возраста.

Семьи, где есть инвалиды любого возраста, нуждающиеся в постоянном уходе, в том числе дети-инвалиды или дети, испытывающие трудности в социальной адаптации. А также семьи, где есть конфликты, насилие, зависимые члены семьи — наркоманы, алкоголики, игроманы. Попадут под социальную опеку и семьи, где есть психически больные.

Право на помощь соцработника получили и люди без определенного места жительства. В том числе это касается ребят до 23 лет, вышедших в большую жизнь из детских домов и интернатов, не имеющих работы и средств к существованию. Могут быть и другие обстоятельства, ухудшающие жизнь россиян. Какие именно, установят регионы. Попадаете ли вы в число тех, кому положен соцработник, можно уточнить в органах соцзащиты в родном городе.

Свободный выбор

Социальные службы будут приходить на помощь только к тем, кто сам их об этом попросит, напишет соответствующее заявление в органы соцзащиты. Социальные услуги будут оказываться на основании договора, который будет заключаться между человеком и организацией, которая будет их оказывать. И еще крайне важный момент — никто больше не будет навязывать человеку то или иное учреждение. Он сам сможет выбрать организацию, которая будет его обслуживать.

И юрист, и повар, и агент

Впервые социальные работники будут не просто приходить к нуждающимся, чтобы подмести им пол или купить продукты. Теперь социальный работник будет буквально сопровождать своего клиента. Для каждого составят индивидуальную программу, в которой будет четко расписано, какие услуги нужны человеку, их объем, периодичность, условия, сроки. И помощь будет оказываться по составленному плану.

Если в семье плохая обстановка, есть зависимые люди и родителям или детям нужна помощь психолога, нарколога или другого специалиста, соцработник окажет содействие с организацией подобной услуги.

Кроме того, соцработник теперь будет помогать в вопросах занятости, трудоустройства, переобучения, в решении юридических вопросов, медицинских, с оформлением любых документов, в том числе пособий, с приобретением технических средств реабилитации, в том числе инвалидных колясок. И даже с установкой в квартире поручней, если они необходимы жильцу. Естественно, один человек не способен быть специалистом столь широкого профиля. Поэтому роль социального работника — быть связующим звеном между подопечным и организацией, в помощи которой он нуждается.

Негосударственная помощь

Впервые законодательно предусмотрена возможность оказания соцуслуг негосударственными организациями — общественными структурами, индивидуальными предпринимателями, представителями малого и среднего бизнеса. Сейчас в регионах формируются реестры поставщиков и регистры получателей социальных услуг. Это значит, в Интернете на сайте органов власти, отвечающих за соцработу на территории, появятся списки организаций, к которым можно обратиться за предоставлением соцуслуг.

Стоит отметить, что это очень распространенная мировая практика. В Европе очень многие соцуслуги оказывают частные компании. А оплачивает их работу государство. И это считается правильным. Ведь для того, чтобы получить транш из бюджета, организация должна делом доказать, что она лучше других способна заботиться о социально незащищенных людях. В итоге — все довольны. И те, кому эти услуги оказываются, и люди, которые это делают. В России теперь будет внедряться аналогичная практика — впервые в этом году из федерального бюджета будет выделено 160 млн рублей на субсидирование бизнес-проектов по строительству домов престарелых. Также для организаций, работающих в сфере соцобслуживания, установлена нулевая ставка налога на прибыль.

Предусматривает закон о соцобслуживании и развитие практики благотворительной деятельности, распространение волонтерства. Волонтеры — люди, помогающие другим бескорыстно.

За что платим

Совсем беcплатно будут помогать несовершеннолетним детям, тем, кто пострадал в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных межнациональных конфликтов. А также всем остальным нуждающимся, если их доходы ниже 1,5 прожиточного минимума в регионе. То есть если прожиточный минимум в субъекте установлен на уровне 8 тысяч рублей в месяц, а доход подопечного социальных служб, скажем, 11,5 тысячи — он имеет право получать соцуслуги бесплатно. А вот если он получает на тысячу больше, например 12,5 тысячи рублей, то за некоторые услуги ему придется доплачивать.

Впрочем, регионы могут установить и свою планку и сделать соцобслуживание бесплатным и для тех, кто имеет более высокий доход. Это могут быть ветераны войны, заслуженные деятели или почетные граждане. Если они раньше получали услуги бесплатно, то новый закон не ухудшит их положение: все прежние льготы останутся.

Цены на социальные услуги регионы будут устанавливать сами. Но высокими они быть не должны уже хотя бы потому, что у них невысокая себестоимость. Кроме того, некоторые категории будут платить меньше в зависимости от своих доходов. Например, одинокая мама заплатит не больше 50% разницы между ее доходом и 1,5-кратным размером прожиточного минимума. Если доход превышает минимум в десятки раз, то для этого человека может быть и полная оплата услуги. Если он чуть-чуть превышает прожиточный минимум, то оплата будет небольшой.

Светлана Петрова, директор департамента демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России

— Все люди, которые обращаются за социальной помощью, разные, и помощь им нужна разная. Одному требуется надомное обслуживание, другому нужно помочь оформить документы и т.д. Поэтому в новом законе во главе угла — ориентация на индивидуальную нуждаемость человека, на то, что ему действительно необходимо. Также закон вводит новый принцип — сохранение пребывания человека в привычной, благоприятной социальной среде. Это значит, что направление нуждающегося в помощи человека в стационар должно быть самой крайней мерой. Важно сохранить для него привычное окружение близких, друзей, соратников, соседей. Этот момент будет обязательно учитываться органами соцзащиты при составлении индивидуальной программы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *