Ст 91 УПК РФ

Комментарий к статье 92 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. В любом случае в срок не более 3 часов после доставления подозреваемого в орган дознания, к дознавателю, следователю или прокурору должен быть составлен протокол задержания.

2. Протокол задержания составляется с соблюдением установленных в УПК правил (см. коммент. к ст. 166). В нем обязательно указываются: 1) дата, место и время начала и окончания составления протокола с точностью до минуты; 2) должность, фамилия лица, составившего протокол; 3) дата, время, место, основания и мотивы фактического задержания; 4) фамилия, имя, отчество и должность лица, задержавшего подозреваемого; 5) результаты личного обыска; 6) объяснения задержанного либо причины, по которым он отказался давать таковые.

При объявлении протокола подозреваемому одновременно разъясняются его права, перечисленные в ст. 16 УПК (см. коммент. к этой статье), о чем делается соответствующая отметка. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и подозреваемым. Последний вправе получить при этом копию протокола задержания.

3. В течение 12 часов (а не 24 часов, как это было по УПК РСФСР) с момента задержания орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить об этом надзирающему прокурору в письменной форме.

4. В каждом случае задержания подозреваемый должен быть допрошен по правилам, установленным в ч. 2 ст. 46, ст. 189 и 190 УПК, с соблюдением прав, гарантированных ему законом (ст. 46, 49 и др. УПК). Допрос подозреваемого может быть произведен в ночное время в случаях, не терпящих отлагательства (см. коммент. к ст. 164).

5. Дача показаний — процессуальное право, а не обязанность подозреваемого (см. коммент. к ст. 46). Поэтому он вправе давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться вовсе от дачи объяснений и показаний (хранить молчание).

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента:

1) вынесения постановления о возбуждении уголовного дела (за исключением случаев, когда место его нахождения не установлено);

2) задержания.

6. Цель допроса подозреваемого заключается в том, чтобы предоставить ему возможность реализовать его субъективное право на защиту и дать показания по поводу обстоятельств, послуживших основанием для задержания или заключения под стражу, а равно по поводу иных известных ему обстоятельств дела.

Своеобразие предмета допроса обусловливает важное процессуальное правило о том, что допрос задержанного подозреваемого может состояться при условии, что он не отказывается давать показания и объяснения.

7. При подготовке к допросу подозреваемого надо учитывать те дополнения, которые внесены в ч. 4 комментируемой статьи. Согласно им до начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания наедине свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем или прокурором с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. При этом для свидания не может быть предоставлено менее 2 часов.

8. О моменте допуска защитника, случаях его обязательного участия в допросе см. коммент. к ст. 49 — 51.

Другой комментарий к статье 92 УПК РФ

1. Срок 3 часа, отведенный для составления протокола задержания, начинает течь с момента, когда подозреваемый фактически доставлен в орган дознания, к следователю или прокурору.

2. Если задержание произведено по постановлению дознавателя, следователя, то протокол должен быть составлен лицом, вынесшим это постановление.

3. При доставлении подозреваемого в орган дознания протокол задержания должен быть составлен дежурным помощником начальника этого органа или другим должностным лицом, обладающим полномочиями дознавателя, с последующим утверждением его начальником органа дознания.

4. При наличии признаков преступления одновременно с составлением протокола задержания должно быть возбуждено уголовное дело.

При доставлении задержанного в орган дознания должны соблюдаться ведомственные правила учета и регистрации преступлений: в рапорте об обнаружении преступления проставляется штамп регистрации, пострадавшему-заявителю выдается талон-уведомление, сообщение о преступлении заносится в журнал регистрации, начальник органа дознания ежедневно проверяет законность задержаний и состояние учета заявлений о преступлениях (Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, введенная Приказом министра внутренних дел РФ от 13 марта 2003 г. N 158 <1>).

———————————
<1> РГ. 2003. 12 апр.

5. Личный обыск задержанного проводится непосредственно перед составлением протокола задержания без вынесения постановления о производстве обыска и его санкционирования (ч. 2 ст. 184 УПК). Личный обыск в момент фактического задержания лица регламентирован нормами административно-процессуального права. Если он проводился, то на это должно быть указано в протоколе задержания с обозначением того, кто проводил обыск, и изъятых при этом предметов и документов.

6. Протокол задержания — комплексный правоприменительный акт, содержащий сведения об обстоятельствах задержания, результатах личного обыска и содержании объяснений задержанного.

7. Уведомить прокурора о задержании подозреваемого вправе не только начальник органа дознания, но и дознаватель. До истечения 48 часов с момента фактического задержания подозреваемого орган дознания с согласия прокурора или следователь с согласия руководителя следственного органа вправе обратиться с мотивированным ходатайством к судье районного (городского) суда о продлении срока задержания максимум на 72 часа. В ходатайстве должны быть указаны причины продления срока задержания, к нему должны быть приложены процессуальные документы, подтверждающие необходимость задержания. В заседании суда могут участвовать и давать объяснения лица, возбудившие ходатайство. В ч. 4 ст. 108 УПК указано, что подозреваемый и защитник вправе участвовать в этом заседании и возражать против продления срока задержания. Такое же право предоставлено подозреваемому и его защитнику Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 5).

8. Защитник может быть допущен к участию в уголовном деле с момента фактического задержания лица, включая личный обыск и составление протокола задержания (п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК). Под фактическим задержанием в данном случае следует понимать «захват на месте» (но в этот момент пригласить защитника, как правило, невозможно). Возможность участия защитника в деле обычно возникает после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю. В этом смысле необходимо толковать ч. 2 ст. 48 Конституции РФ, установившую, что каждый задержанный имеет право пользоваться помощью адвоката с момента задержания.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. по жалобе В.И. Маслова указано: «Право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если уполномоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, — удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность». В.И. Маслов был принудительно доставлен в орган дознания, где находился 16 часов — допрашивался в качестве свидетеля, предъявлялся для опознания; с ним проводились очные ставки, но его требования о вызове защитника отвергались на том основании, что он — свидетель, а не подозреваемый. Рассмотрев жалобу В.И. Маслова, Конституционный Суд признал ч. 1 ст. 47 УПК РСФСР неконституционной, поскольку она предусматривала допуск защитника к участию в деле лишь с момента провозглашения протокола задержания подозреваемого. Постановление Конституционного Суда по делу В.И. Маслова сохраняет силу и в настоящее время.

Время, в течение которого задержанный доставлялся в орган дознания (в отдаленных местностях весьма продолжительное), охватывается понятием «фактическое задержание», присутствующим в ст. 49 и п. 11 ст. 5 УПК, но в этот период невозможно обеспечить участие защитника в деле. Однако указанное время входит в срок задержания подозреваемого и последующего его ареста.

9. Задержанный должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента фактического лишения его свободы передвижения (ч. 2 ст. 46 УПК).

10. Защитник должен быть допущен для участия в допросе задержанного без получения предварительных разрешений следователя (дознавателя), в производстве которых находится уголовное дело (Постановление Конституционного Суда РФ о проверке положений, содержащихся в ст. ст. 47 и 51 УПК РСФСР от 25 октября 2001 г. <1>).

———————————
<1> РГ. 2001. 14 нояб.

11. Подозреваемый нуждается в квалифицированной юридической помощи еще до начала его допроса, с тем чтобы, давая показания, он мог обратить внимание на обстоятельства, которые исключают или смягчают его ответственность. В частности, уже на первом допросе подозреваемый должен решить вопрос, признавать вину полностью, частично или ее отрицать. Поэтому дознаватель или следователь обязаны уже при составлении протокола задержания разъяснить подозреваемому его право на свидание с защитником наедине и конфиденциально еще до первого допроса и обеспечить реализацию этого права. Продолжительность свидания не ограничена, за исключением случаев, когда дознаватель или следователь считают необходимым провести с участием подозреваемого какие-либо процессуальные действия, не связанные с получением от него показаний, — опознание, освидетельствование и др. В этих случаях дознаватель или следователь вправе ограничить продолжительность свидания подозреваемого с защитником на срок до двух часов. Подозреваемый и защитник должны быть заблаговременно поставлены об этом в известность. Если подозреваемый допрашивается несколько раз, то перед каждым допросом он имеет право на свидание с защитником продолжительностью до двух часов.

Комментарий к Статье 91 Уголовно-процессуального кодекса

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, влекущего наказание в виде лишения свободы <1>.
———————————
<1> Пункт 11 ст. 5 УПК РФ.

Возможность ограничения права на свободу и личную неприкосновенность допускается Конституцией РФ, согласно ч. 2 ст. 22 которой арест, заключение под стражу, содержание под стражей допускаются только по судебному решению; до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. При этом Конституция РФ, связывая ограничение прав и свобод человека и гражданина с необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, не определяет конкретные основания, условия и порядок, при которых может осуществляться задержание, а относит их установление к ведению федерального законодателя.

Положения Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующие производство задержания, не вводят никаких новых ограничений права на свободу и личную неприкосновенность по сравнению с предусмотренными ст. ст. 22 и 55 Конституции РФ, а, напротив, сужают возможность применения этих ограничений <1>.
———————————
<1> Определения Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 268-О, от 23 октября 2014 г. N 2375-О.

Моментом фактического задержания является момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления <1>. Как правило, данный момент определяется с момента ограничения следователем или дознавателем права подозреваемого на свободу передвижения (в том числе с применением специальных средств) и личного объявления об этом.
———————————
<1> Пункт 15 ст. 5 УПК РФ.

2. Подозреваемым является лицо: 1) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 20 настоящего Кодекса; 2) либо которое задержано в соответствии со ст. ст. 91 и 92 настоящего Кодекса; 3) либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 настоящего Кодекса; 4) либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 настоящего Кодекса. Перечень лиц, которые могут быть признаны подозреваемыми, является исчерпывающим <1>.
———————————
<1> Часть 1 ст. 46 УПК РФ.

3. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, может быть произведено только по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом. Без судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов.

Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного настоящим Кодексом <1>.
———————————
<1> Часть 2 ст. 10 УПК РФ.

При этом следует учитывать, что поскольку в соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 108 настоящего Кодекса заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 159 — 159.6, 160 и 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, то и задержание лица по подозрению в совершении указанных преступлений, а также преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 — 174, 174.1, 176 — 178, 180 — 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 УК РФ, при отсутствии обстоятельств, указанных в п. п. 1 — 4 ч. 1 ст. 108 настоящего Кодекса, в соответствии с требованиями статьи 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ недопустимо.

Лица, указанные в ст. 449 настоящего Кодекса, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

В случае задержания помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ следователь обязан незамедлительно информировать об этом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ <1>.
———————————
<1> Часть 9 ст. 37 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

4. Задержание в соответствии со ст. ст. 91 и 92 настоящего Кодекса может быть применено только по возбужденному уголовному делу, поскольку допускается в целях выяснения причастности задержанного лица к преступлению, а также решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Запрещается использовать задержание как средство получения от подозреваемого признания вины в совершенном преступлении.

Подозреваемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого, лежит на стороне обвинения <1>.
———————————
<1> Часть 2 ст. 14 УПК РФ.

С учетом презумпции невиновности и презумпции свободы задержание подозреваемого в порядке, предусмотренном комментируемой статьей 91 УПК РФ, и последующее избрание в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу должно быть крайней мерой, исключением, а не правилом. При этом следует учитывать, что лишение свободы должно рассматриваться как санкция или мера, которая применяется в последнюю очередь и может быть применена, только если тяжесть преступления делает иную санкцию или меру явно неадекватной.

Ограничения же, налагаемые на лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, должны быть минимально необходимыми и соответствовать той обоснованной цели, с которой они налагались.

5. Задержание лица по подозрению в совершении преступления (захват) и его доставление в орган дознания, к дознавателю или следователю производится до возбуждения уголовного дела. При этом если в орган дознания или предварительного следствия доставлено лицо, на которое пало обоснованное подозрение в совершении преступления, то вопрос о его процессуальном задержании должен решаться одновременно с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству.

Следует учитывать, что первоисточником важнейших сведений о преступлении, сообщаемых лицом, данное преступление совершившим, является собственноручно написанное или протокольно зафиксированное заявление о явке с повинной, которое в судебном доказывании по уголовному делу признается самостоятельным документальным доказательством.

При этом следует учитывать, что по смыслу закона, исходя из разъяснений, содержащихся в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», сообщение о преступлении, сделанное лицом после его задержания по подозрению в совершении преступления, не исключает в дальнейшем признания этого сообщения в качестве смягчающего наказание обстоятельства.

Если же органы следствия располагали сведениями о преступлении (показаниями потерпевших, свидетелей, процессуальными документами и т.п.) и задержанному лицу было известно об этом, то подтверждение им факта участия в совершении преступления не может расцениваться как явка с повинной, а признается в качестве иного смягчающего наказание обстоятельства.

Сообщение лица, задержанного по подозрению в совершении конкретного преступления, об иных совершенных им преступлениях, неизвестных органам уголовного преследования, следует признавать как явку с повинной.

6. Закон наделяет орган дознания, дознавателя и следователя правом на задержание лица при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы: 1) если это лицо пыталось скрыться; 2) либо не имеет постоянного места жительства; 3) либо не установлена его личность; 4) либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

При отсутствии указанных оснований, в том числе при одном лишь намерении следователя направить в суд ходатайство об избрании в отношении лица по подозрению в совершении преступления меры пресечения в виде заключения под стражу, задержание не допускается.

По смыслу закона приведенные в ст. 91 УПК РФ основания задержания подозреваемого относятся непосредственно к моменту получения данных о причастности лица к совершению преступления и не могут являться достаточными по истечении длительного времени после того, как следователю стало о них известно.

Вместе с тем в соответствии со ст. 210 настоящего Кодекса в случае обнаружения обвиняемого, объявленного в розыск, он может быть задержан в порядке, установленном гл. 12 настоящего Кодекса, с составлением протокола задержания обвиняемого.

При этом задержание разыскиваемого обвиняемого допускается как по месту производства предварительного расследования, так и по месту его обнаружения на основании вынесенного следователем (руководителем следственного органа) постановления об объявлении розыска и задержании обвиняемого либо отдельного постановления о задержании обвиняемого, а также письменного поручения следователя (руководителя следственного органа) органу дознания об исполнении постановления о задержании, оказании содействия при его осуществлении, отдельного поручения о производстве следственных действий <1>.
———————————
<1> Пункт 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152 и ч. 3 ст. 210 УПК РФ.

В дальнейшем суд по месту задержания обвиняемого вправе рассмотреть ходатайство об избрании в отношении такого лица меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом суд должен располагать копиями постановления о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и материалов, подтверждающих его обоснованность, надлежаще удостоверенных руководителем следственного органа или начальником органа дознания либо начальником подразделения дознания по месту задержания подозреваемого или обвиняемого либо следователем или дознавателем, в производстве которого находится уголовное дело <1>.
———————————
<1> Постановление Пленума ВС РФ от 19 декабря 2013 г. N 41.

Также следует отметить, что причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер, не является преступлением.

По смыслу закона вред правомерен в случаях, когда лицо, его причиняющее, преследует цель доставить преступника органам власти и предотвратить возможность совершения им новых преступлений. Если преступник оказывает активное сопротивление задержанию, тем самым совершает новое посягательство, у того, кто осуществляет его задержание, возникает право на необходимую оборону (Статья 37 УК РФ).

Комментарий к статье 91 УПК РФ

1. Задержание в российском уголовном процессе — это кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, без предварительного получения санкции прокурора или судебного решения. Цели задержания — пресечь преступную деятельность, предупредить сокрытие подозреваемого от следствия и суда, воспрепятствовать фальсификации подозреваемым доказательств и другим его попыткам помешать достоверному установлению обстоятельств уголовного дела.

2. Предельный срок задержания — 48 часов (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ), однако он может быть продлен судьей по ходатайству дознавателя, следователя или прокурора не более чем на 72 часа для представления дополнительных доказательств обоснованности задержания (п. 3 ч. 7 ст. 108). Срок задержания начинает течь с момента фактического лишения свободы («захвата» на месте совершения преступления). В этот срок включается время задержания подозреваемого в административном порядке.

3. Задержание возможно в двух формах: 1) без постановления органа дознания, дознавателя, следователя до возбуждения уголовного дела; 2) на основании постановления дознавателя после возбуждения уголовного дела. Первая — с согласия прокурора или следователя с согласия руководителя следственного органа — форма задержания («захват на месте») уголовно-процессуальным законом не регламентирована — она предусмотрена Уставом патрульно-постовой службы милиции.

4. Протокол задержания должен быть утвержден начальником органа дознания.

5. Задержание допускается, если лицо подозревается в совершении преступления, наказуемого не только лишением свободы, но и арестом, пожизненным лишением свободы, а также смертной казнью (ст. ст. 54, 56, 57, 59 УК).

6. Перечень оснований задержания, содержащийся в ст. 91 УПК, является исчерпывающим и распространительному толкованию не подлежит.

7. В п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК имеются в виду и такие случаи, когда лицо застигнуто при приготовлении к преступлению, а также при покушении на него. Задержание непосредственно после совершения преступления применяется при преследовании подозреваемого «по горячим следам».

8. Очевидцы могут указать на лицо, совершившее преступление (п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК), как на месте его совершения, так и при проведении процессуальных действий, например опознания.

9. Пункт 3 ч. 1 ст. 91 УПК применяется, как правило, в случаях, когда в ходе процессуальных действий (обыска, личного обыска, выемки и др.) на одежде, теле, в жилище лица будут обнаружены явные следы преступления.

10. В ч. 2 ст. 91 УПК (иные основания задержания) имеются в виду ситуации, когда, например, потерпевший опознал преступника на улице, служебная собака привела к дому подозреваемого, подозрение возникло в связи с применением методов ОРД и т.д.

11. УПК не упоминает о задержании подозреваемых частными лицами с последующей передачей их государственным органам. Однако в соответствии со ст. 38 УК такое задержание допустимо; оно рассматривается как основание, исключающее преступность деяния в случаях, когда задерживаемому причинен вред. Тем более допустимо задержание, не причинившее какого-либо вреда подозреваемому, за исключением того, что он насильственно лишается свободы.

12. Недопустимо использовать задержание как средство принуждения подозреваемого к признанию им вины (Приказ Генерального прокурора РФ от 21 февраля 1995 г. «Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений»).

13. Лица, обладающие дипломатическим и иным иммунитетом, задержанию не подлежат (ст. ст. 3 и 449 УПК).

Другой комментарий к статье 91 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена основаниям задержания. Наряду с ними принято различать цели, мотивы и условия применения этой меры процессуального принуждения.

2. Задержание по подозрению в совершении преступления производится в целях выяснения причастности к преступлению и разрешения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Мотивами же применения данной меры уголовно-процессуального принуждения принято считать основанные на объективных обстоятельствах дела, служащих основаниями для задержания, субъективные побуждения соответствующего должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, не допустить, чтобы лицо, подозреваемое в преступлении: а) уклонилось от дознания или следствия; б) помешало производству по уголовному делу; в) продолжало преступную деятельность.

3. Условием задержания подозреваемого в преступлении является наличие возбужденного уголовного дела о преступлении, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Без такого дела гражданин не может быть подвергнут краткосрочному досудебному лишению свободы. Задержание — следственное действие, после него незамедлительно производится другое следственное действие — допрос подозреваемого. Поэтому протокол задержания в материалах, по которым в возбуждении уголовного дела отказано, находиться не может. Относительно широко распространенное мнение, будто в ряде случаев задержание предшествует возбуждению уголовного дела (например, когда лицо застигнуто на месте совершения преступления или же непосредственно после его совершения), ошибочно. Оно основано на смешении различных по своей природе мер государственного принуждения — задержания административного и задержания уголовно-процессуального, которыми на законном основании пользуются органы охраны правопорядка для пресечения правонарушений. Уголовно-процессуальное задержание потому так и называется, что производится по правилам УПК, т.е. по решению должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, субъекта уголовно-процессуальных отношений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *